Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2016-072

 

Дата оглашения решения: 25 марта 2016 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 30 марта 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» (далее - Заявитель): <…>,

Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (далее - Заказчик): <…>,

ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (далее – Специализированная организация): <…>,

УСТАНОВИЛА:

18.03.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» на действия Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района при проведении электронного аукциона на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» (извещение номер <...> ).

По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В своей жалобе Фонд «Национальное движение – прозрачные закупки» указывает, что Заказчиком в документации о закупке указаны излишние требования к щебню, песку, смеси природной, камню булыжному, что свидетельствует о том, что документация об электронном аукционе не носит объективный характер.

Кроме того, установленные требования размещены в виде сканированной вырезки, которая не поддается редактированию и копированию, что существенно затрудняет работу с данными материалами. Данный довод на заседании Комиссии Ивановского УФАС России был снят с рассмотрения представителем Заявителя.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» сообщил, что на стр. 1 Локальной сметы на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» Заказчиком установлено: «Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта». В сметной документации указано, что доски должны быть только III сорта. Однако на стр. 51 документации о закупке указаны отборный, 1-ый, 2-ой, 3-ий сорта. Указанное свидетельствует о том, что Заказчик установил в документации о закупке требования, не соответствующие смете. Подобная ситуация может привести к выполнению работ с отступлением от сметной документации и создать противоречия при приемке работ.

Представители Заказчика, Специализированной организации в своих возражениях на жалобу, а также их представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что, как следует из жалобы, Заявителем является юридическое лицо с организационно-правовой формой фонд.

Согласно п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом в целях Гражданского кодекса Российской Федерации признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Таким образом, фонд – это некоммерческая организация, т.е. юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц в сведениях о видах экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1) Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» сведения об основном виде деятельности указаны, как: «Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки». Данный вид деятельности является основным и единственным видом деятельности Заявителя.

Однако объектом закупки является текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки». Учитывая, что право обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика ставится в зависимость от условия нарушения прав и законных интересов участника закупки, а также тот факт, что Заявитель не вправе осуществлять деятельность по текущему содержанию гидротехнического сооружения, Заказчик, Специализированная организация полагают, что жалоба Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» не подлежит рассмотрению Ивановским УФАС России.

Относительно требований к щебню, песку, смеси природной, камню булыжному представитель Заказчика, Специализированной организации сообщил, что Законом о контрактной системе предусмотрено право Заказчика на установление соответствующих требований.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

11.03.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 0133300007116000006 о проведении электронного аукциона на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе гласит: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

При формировании документации о закупке заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время, право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит реализации с учетом требований об объективном описании объекта закупки. Установленное п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать.

В п. 4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» ч. I документации о закупке указано, что общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации о закупке.

В разделе «Требования к используемым материалам» в п. 2 по позиции «Песок природный 1 класса средний» установлено:

 

 

 

По позиции «Щебень» установлено:

 

 

По позиции «Смесь природная» установлено:

 

 

В разделе «Требования к используемым материалам» в п. 3 по позиции «Камень булыжный (бутовый)» установлено: … содержание кусков размером менее наименьшей крупности и более наибольшей крупности не должно превышать 15% по массе. Содержание в бутовом камне глины в комках не должна превышать 2% по массе. Прочность бутового камня характеризуется маркой, соответствующей пределу прочности при сжатии исходной горной породы в насыщенном водой состоянии, указанному в таблице.

 

Марки бутового камня по прочности

Предел прочности исходной горной породы при сжатии в насыщенном водой состоянии

 

МПа

кгс/см2

1400

Св. 140 (далее по тексту – свыше означает ")

Св. 140014

1200

"  120 до 140

"  1200 до 1400

1000

"  100 "15   120

"  1000 " 1200

800

" 80 "  100

"   800 " 1000

600

"   60 "   80

"   600 "  800

400

"   40 "   60

"   400 "  600

300

"   30 "   40

"   300 "  400

200

"   20 "   30

"   200 "  300

100

"   10 "   20

"   100 "  200

 

По морозостойкости бутовый камень марки: Мрз 15, или Мрз 25, или Мрз 50, или Мрз 100, или Мрз 150, или Мрз 200, или Мрз 300. Насыпная плотность 1,3 – 1,9 т/м3. Физико - механические показатели:

 

№ п/п

Характеристика

Камень бутовый

70-150мм

100-300мм

1

Насыпная плотность, кг/м³

1520

1540

2

Водопоглощение, %

0,8

0,8

3

Содержание пылевидных и глинистых частиц,%

отсутствуют

отсутствуют

 

Водопоглощение камня с иными размерами 0,8-1,83%.

Потребность в установлении указанных требований ни представителем Заказчика, ни Специализированной организации доказана не была.

Исходя из вышеизложенного, указанные требования не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно ГОСТ 8.417-2002 «Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин» плотность обозначается, как т/м³, а не т/м3, давление - кгс/см², а не кгс/см2. В документации о закупке обоснование необходимости использования обозначений, отличных от указанных в ГОСТе, не имеется, что свидетельствует о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что выше также отражены нарушения, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

Довод Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки», о том, что «на стр. 1 Локальной сметы на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» Заказчиком установлено: «Доски необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 32-40 мм, III сорта». В сметной документации указано, что доски должны быть только III сорта. Однако на стр. 51 документации о закупке указаны отборный, 1-ый, 2-ой, 3-ий сорта. Указанное свидетельствует о том, что Заказчик установил в документации о закупке требования, не соответствующие смете. Подобная ситуация может привести к выполнению работ с отступлением от сметной документации и создать противоречия при приемке работ», Комиссия Ивановского УФАС России оставляет без рассмотрения.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Указанный довод заявлен Фондом «Национальное движение – прозрачные закупки» после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

Относительно довода Заказчика, Специализированной организации о том, что жалоба Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» не подлежала рассмотрению Ивановским УФАС России, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном гл. 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона о контрактной системе общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 ст. 102 Закона о контрактной системе общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом о контрактной системе.

Ивановским УФАС России, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Таким образом, жалоба Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки», учитывая вышеперечисленные обстоятельства, правомерно рассмотрена Ивановским УФАС России.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» на действия Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района при проведении электронного аукциона на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» (извещение номер <...> ) обоснованной.

2. Довод Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» на положения документации о закупке, заявленный на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, оставить без рассмотрения в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

Дата принятия: 25 марта 2016 года                                                          город Иваново

Дата изготовления: 30 марта 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу Фонда «Национальное движение – прозрачные закупки» на действия Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района при проведении электронного аукциона на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» (извещение номер <...> ), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения от 25.03.2016,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (155830, Ивановская область, Кинешемский район, г. Наволоки, ул. Ульянова, д. 6 А), Специализированной организации - ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (153000, г. Иваново, ул. Степанова, д. 17) устранить нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 07.04.2016:

- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на текущее содержание гидротехнического сооружения «Берегозащитная дамба г. Наволоки» в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 25.03.2016 и Законом о контрактной системе;

- отменить все составленные в ходе проведения закупки протоколы, разместить соответствующую информацию, а также измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru);

- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» (127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24, стр. 2) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

3. Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 11.04.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

Подписи членов Комиссии

Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны