Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2016-292

 

Дата оглашения решения: 14 декабря 2016 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 19 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>

в присутствии представителя ООО «Строитель» (далее – Заявитель, Общество): <…>

в отсутствие представителей Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик), ООО «Специализированная организация «Единый Центр Торгов» (далее – Специализированная организация) (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

07.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Строитель» на действия Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево (извещение 0133300022816000015).

По мнению Общества, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Так, согласно первому доводу Заказчик в документации о закупке устанавливает требования к пескосоляной смеси в соответствии с ОДН 218.2.027-2003. Однако ряд таких требований противоречит письму Федерального дорожного агентства №01-28/6301 от 08.09.2006 «О Временных требованиях к противогололедным материалам».

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком произвольно установлена температура применения пескосоляной смеси (до – 35 °C). Заказчик в документации о закупке указал, что пескосоляная смесь должна быть на основе песка и технической соли (NaCl). NaCl не применяется при температуре воздуха ниже – 20 °C.

Согласно третьему, четвертому доводам жалобы Заказчик неправомерно устанавливает требования к марке, цвету технической соли.

В соответствии с пятым доводом жалобы Заказчиком установлены незаконные требования к пропорциям песка и технической соли.

Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации следует, что Администрация Лежневского муниципального района Ивановской области, ООО «Специализированная организация «Единый Центр Торгов» не согласны с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя Общества, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

29.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133300022816000015 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в п. 9 раздела «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке указано, что наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с разделом «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В разделе «Техническое задание» документации о закупке отражены работы по содержанию автомобильных дорог с указанием соответствующих улиц, а также требования к материалам, используемым в процессе выполнения работ, в том числе указаны такие товары, как: пескосоляная смесь, ее составляющие: песок и техническая соль. В том числе установлено следующее: пескосоляная смесь должна соответствовать отраслевым дорожным нормам: ОДН 218.2.027-2003.

Пескосоляная смесь должна быть на основе песка и технической соли (NaCl) и соответствовать следующим требованиям:

 

Наименование показателей

Норма

  1. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

 

- св. 10 мм

Не допускается

- св. 5 мм до 10 мм, не более

5

- св. 1 мм до 5 мм, не менее

75

- 1 мм и менее, не более

20

 

 

 

 

Между тем, согласно письму Федерального дорожного агентства № 01-28/6301 от 08.09.2006 «О Временных требованиях к противогололедным материалам» в целях оптимизации требований, предъявляемых к противогололедным материалам при зимнем содержании автомобильных дорог, до внесения изменений в ОДН 218.2.027-2003 следует руководствоваться «Временными требованиями к противогололедным материалам» (далее - Временные требования к противогололедным материалам).

В настоящее время изменения в ОДН 218.2.027-2003 не внесены.

Временными требованиями к противогололедным материалам установлено следующее:

 

Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

 

- свыше 10 мм

Не допускается

- свыше 5 мм до 10 мм включительно, не более

20

 

Учитывая изложенное выше, требования, установленные Заказчиком к зерновому составу пескосоляной смеси в соответствии с ОДН 218.2.027-2003, противоречащие Временным требованиям к противогололедным материалам, не могли применяться без соответствующего обоснования.

Таким образом, Заказчик в документации о закупке не использует стандартные показатели зернового состава пескосоляной смеси и не обосновывает необходимость использования других показателей, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Следовательно, первый довод жалобы является обоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Заказчик в разделе «Техническое задание» документации о закупке указал, что пескосоляная смесь должна быть на основе песка и технической соли (NaCl). Пропорции песка и технической соли в смеси должны быть: по всем улицам, кроме 2-ой Крестьянской: не более 70% песка и не менее 30% технической соли, а по ул. 2-я Крестьянская - не менее 75% песка и не более 25% технической соли. Пескосоляная смесь может использоваться до – 35 °C.

Необходимо отметить, что 05.12.2016 на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, согласно которым требование о применении пескосоляной смеси с температурой использования до – 35 °C установлено для всех улиц, но Заказчик указал это лишь один раз.

Согласно п. 4.5 ОДН 218.2.027-2003 нормы расхода, выбор материала, технология обработки, способ хранения и другие условия применения ПГМ определены в «Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах».

В соответствии с табл. 4.1, 4.2 «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р:

 

Виды и нормы распределения противогололедных материалов

 

Наименование ПГМ

Соответствующий номер ТУ на ПГМ

Рыхлый снег и накат, t °C

Стекловидный лед, t °C

- 2

- 4

- 8

- 12

- 16

- 20

- 2

- 4

- 8

Твердые, г/кв. м

Хлориды

 

1. Технический хлористый натрий карьерный

ТУ 2152-067-00209 527-95

10

20

30

50

60

-

45

90

160

2. ПГМ на основе хлористого натрия

ТУ 2152-082-002 09527-99

10

15

30

45

55

-

40

80

145

                               

 

Нормы распределения природных рассолов и растворов из хлористых солей, л/кв. м (на 1 мм атмосферных осадков)

 

Название хлорида

 

Концентрация хлоридов, %

Рыхлый снег и накат

Температура воздуха, °C

- 4

- 8

- 12

- 16

- 20

NaCl

25

0,04

0,08

0,11

0,13

0,15

20

0,06

0,10

0,14

0,17

-

                     

 

Примечания к табл. 4.1, 4.2:

- прочерк в таблице означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.

Указанное выше свидетельствует о невозможности применения NaCl при температуре ниже – 20 °C.

Следовательно, действия Заказчика по установлению требования о том, что пескосоляная смесь может использоваться до – 35 °C противоречат п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы является обоснованным.

Третий и четвертый доводы жалобы Комиссия Ивановского УФАС России оставляет без рассмотрения ввиду следующего.

Согласно п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

13.12.2016 по жалобе ООО «Лежневский Дорожник» на аналогичные действия Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Ивановским УФАС России было принято решение №07-15/2016-289 и выдано соответствующее предписание. Указанные решение и предписание размещены на официальном сайте.

Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Заказчик в разделе «Техническое задание» документации о закупке указал, что пропорции песка и технической соли в смеси должны быть: по всем улицам, кроме 2-ой Крестьянской: не более 70% песка и не менее 30% технической соли, а по ул. 2-я Крестьянская - не менее 75% песка и не более 25% технической соли.

05.12.2016 на официальном сайте были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, согласно которым пескосоляная смесь в пропорции 70% песка и 30% технической соли является наиболее оптимальным соотношением соли и песка и обеспечивает значительную эффективность в борьбе с наледью. Также были размещены следующие разъяснения: показатели пескосоляной смеси установлены различные в зависимости от различных погодных условий, от температуры, толщины льда и разбиты по улицам. Участнику закупки требуется указать конкретные характеристики пескосоляной смеси для всех улиц, как это требует Заказчик.

Как указано выше, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Заказчик в своих возражениях на жалобу не обосновал потребность в установлении в документации о закупке требования о различном соотношении песка и технической соли, следовательно, указанные требования не обусловлены потребностью Заказчика, не носят объективный характер.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что в рассматриваемом случае местом выполнения работ являются улицы п. Лежнево Ивановской области – на которых будут единая температура воздуха, погодные условия, в том числе образовывающаяся наледь.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 4.3.1, 4.4.2.3 «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, противогололедные материалы распределяют равномерно по поверхности покрытия в соответствии с необходимыми нормами расхода. Оптимальные величины норм распределения твердых химических противогололедных материалов (г/кв. м) и жидких (л/кв. м) представлены в табл. 4.1, указанной выше. Нормы внесения в снег противогололедных материалов зависят от температуры воздуха и интенсивности выпадения осадков.

На основании указанного выше, действия Заказчика по установлению в документации о закупке требования к соотношению песка и технической соли противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Пятый довод жалобы является обоснованным.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Строитель» на действия Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево (извещение 0133300022816000015) обоснованной.

2. Признать в действиях Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Третий и четвертый доводы жалобы ООО «Строитель» относительно установления в документации о закупке требований к марке, цвету соли оставить без рассмотрения в соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения решения: 14 декабря 2016 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 19 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>

рассмотрев жалобу ООО «Строитель» на действия Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево (извещение 0133300022816000015), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2016-292 от 14.12.2016,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области (155120, Ивановская область, Лежневский район, п. Лежнево, ул. Октябрьская, д. 32) устранить нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 27.12.2016 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево (извещение 0133300022816000015) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 14.12.2016 и Законом о контрактной системе и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Специализированной организации - ООО «Специализированная организация «Единый Центр Торгов» (153000, г. Иваново, ул. Советская, д. 22 А, оф. 321) в срок до 27.12.2016:

- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику - Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, Специализированной организации - ООО «Специализированная организация «Единый Центр Торгов» сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29.12.2016 с приложением подтверждающих документов.

5. Настоящее предписание действует и выполняется в части, не противоречащей принятому 13.12.2016 предписанию по жалобе ООО «Лежневский Дорожник» на действия Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории п. Лежнево (извещение 0133300022816000015).

 

Подписи членов Комиссии

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны