Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2016-293

 

Дата оглашения решения: 15 декабря 2016 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 20 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>

в присутствии представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): <…>

в отсутствие представителей ООО «Скорость» (далее – Заявитель) (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

08.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Скорость» на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и улиц Южского городского поселения Южского муниципального района на 2017 год (извещение 0833300010316000033).

По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно первому доводу жалобы описание объекта закупки включает в себя, в том числе следующие работы:

- восстановление профиля щебеночных дорог с добавлением нового материала (щебня);

- установление дорожных знаков на металлических стойках;

- замена щитков дорожных знаков;

- выполнение работ по засыпке грунтом промоин и ям на откосах и бермах с трамбованием вручную;

- выполнение работ по восстановлению профиля улиц с грунтовым покрытием с добавлением нового материала (щебня);

- установление бортовых камней бетонных.

Указанные виды работ относятся к работам строительным.

Однако Заказчиком ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации о закупке не установлены требования к наличию опыта исполнения контракта, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, и исчерпывающий перечень документов.

В соответствии со вторым доводом жалобы в извещении о проведении электронного аукциона и документации о закупке имеются разночтения во времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно третьему доводу жалобы условие, предусмотренное п. 4.9 проекта контракта документации о закупке, о предоставлении Подрядчиком на стадии исполнения контракта иного (нового) надлежащего обеспечения обязательств по контракту, в случае прекращения действия ранее представленного при заключении контракта, противоречит ст. 96 Закона о контрактной системе, что подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-128 от 26.01.2015.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области не согласно с первым, третьим доводами жалобы. Относительно второго довода представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что была допущена техническая ошибка, верное время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе указано в извещении о проведении электронного аукциона.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

21.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0833300010316000033 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и улиц Южского городского поселения Южского муниципального района на 2017 год. Начальная (максимальная) цена контракта – 14 192 471.00 руб.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2, 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установлены Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2.

П. 2 приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации №99 от 04.02.2015 определено, в том числе следующее: к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Как указано выше, начальная (максимальная) цена контракта – 14 192 471.00 руб.

Заявитель в своей жалобе указывает, что работы по восстановлению профиля щебеночных дорог с добавлением нового материала (щебня); установлению дорожных знаков на металлических стойках; замене щитков дорожных знаков; выполнению работ по засыпке грунтом промоин и ям на откосах и бермах с трамбованием вручную; по восстановлению профиля улиц с грунтовым покрытием с добавлением нового материала (щебня); установлению бортовых камней бетонных относятся к работам строительным.

Между тем, в соответствии с п. 19 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог. Такая классификация утверждена приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402.

Согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» указанные работы относятся к работам по содержанию автомобильных дорог, а не к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог. Следовательно, установление дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №99 от 04.02.2015 не требуется. Первый довод жалобы является необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная ст. 42 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

Из ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0833300010316000033 дата и время окончания подачи заявок - 09.12.2016 09:00.

Между тем, в документации о закупке указано: срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 09.12.2016 10:00.

Учитывая изложенное выше, информация, указанная в документации о закупке, противоречит информации, отраженной в извещении о проведении электронного аукциона. Следовательно, действия Заказчика противоречат ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, второй довод жалобы является обоснованным.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

П. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В п. 42 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указаны размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта. Также указано, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 - 5 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 4.9 проекта контракта документации о закупке, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (Десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту, уменьшенное на размер выполненных обязательств по контракту, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

На основании указанного выше, соответствующее условие о замене обеспечения исполнения обязательства включено в документацию о закупке с указанием на то, что его исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе. Следовательно, в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области отсутствует нарушение требований ст. 96 Закона о контрактной системе.

Ссылка Заявителя на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № Д28и-128 от 26.01.2015 несостоятельна, поскольку в данном письме речь идет об иных обстоятельствах, отличных от указанных выше.

Таким образом, третий довод жалобы является необоснованным.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в разделе IV «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены, в том числе следующие требования: к щебню (полный остаток на ситах, % по массе - d…90-100; - 0,5 (d+D)…30-60; - D…до 10; - 1,25D…до 0,5. содержание зёрен пластинчатой и игловатой формы, % по массе - до 10 включительно. содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе - не более 3,0. марка по дробимости, потеря массы при испытании в сухом состоянии, % - св. 19 до 24; в насыщенном водой состоянии, % - св. 20 до 28. марка по истираемости: от И1 до И4. марка по морозостойкости от F15 до F400. устойчивость структуры щебня против распадов, потеря массы при распаде не более 7 %), песку (модуль крупности – свыше 2 до 2,5 Мк; полный остаток на сите N 063 – свыше 30 до 45 % по массе; содержание зёрен крупностью: свыше 10 мм – не более 5 % по массе, свыше 5 мм – не более 15 % по массе, менее 0,16 мм – не более 15% по массе; содержание пылевидных и глинистых частиц – не более 3% по массе; содержание глины в комках – не более 0,5 % по массе), эмали (условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20±0,5) °С: 80-120 с. Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С не более 24 ч.), краске (укрывистость высушенной пленки не более 25 г/м². Время высыхания при (20±2) °С не более: до степени 3 – 1ч., до степени 5 – 24 ч. Вязкость при 20 °С по вискозиметру типа ВЗ-4 – 25-50 с).

Заказчик в своих возражениях, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смогли пояснить потребность в установлении в документации о закупке указанных требований. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что не следует оставлять без внимания и тот факт, что представители Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области сообщили, что Заказчика устроит, если используемые в процессе выполнения работ по контракту товары будут соответствовать требованиям действующих стандартов.

Необходимо отметить, что исходя из положений соответствующих ГОСТов, показатели по указанным позициям определяются путем проведения испытаний. Таким образом, установление указанных требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемого товара, определение которых возможно только после проведения испытаний.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что документация о закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, в документации о закупке должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями. В рассматриваемом случае потребность в установлении требований по указанным позициям доказана не была, следовательно, указанные требования не обусловлены потребностью Заказчика, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Скорость» на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и улиц Южского городского поселения Южского муниципального района на 2017 год (извещение 0833300010316000033) обоснованной в части второго довода жалобы.

2. Признать в действиях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата принятия: 15 декабря 2016 года                                                                    город Иваново

Дата изготовления: 20 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:<…>

рассмотрев жалобу ООО «Скорость» на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и улиц Южского городского поселения Южского муниципального района на 2017 год (извещение 0833300010316000033), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2016-293 от 15.12.2016,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области (155630, Ивановская область, Южский район, г. Южа, ул. Пушкина, д. 1) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 27.12.2016:

- отменить составленный в ходе проведения закупки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.12.2016;

- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и улиц Южского городского поселения Южского муниципального района на 2017 год в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 15.12.2016 и Законом о контрактной системе;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте;

- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. АО «Единая электронная торговая площадка» (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи их вновь с учетом внесенных изменений.

3. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского муниципального района Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 29.12.2016 с приложением подтверждающих документов.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны