Решение б/н Решение о признании жалобы обоснованной и предписание (заяви... от 7 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ № 07-15/2017-075

 

Дата оглашения решения: 08 июня 2017 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 14 июня 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Дельрус-Центр» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Уполномоченного органа),

УСТАНОВИЛА:

01.06.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Дельрус-Центр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава (извещение 0133200001717001352).

По мнению Общества, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В своей жалобе Заявитель указывает, что установленный в документации о закупке остаточный срок годности товара не менее 80% от срока годности, установленного производителем, не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, 07.06.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от ООО «Дельрус-Центр» поступили дополнения к жалобе. Согласно данным дополнениям в разделе III «Спецификация» документации о закупке имеется указание на то, что «Одновременно с поставкой эндопротезов должна быть осуществлена поставка (на время установки товара) комплектов инструментов для установки поставляемых эндопротезов. Комплект специализированного инструментария должен состоять из необходимых и достаточных приспособлений, которые обеспечивают правильную и надежную имплантацию эндопротезов согласно оригинальной хирургической методике фирмы производителя». Данное требование также продублировано в п. 6.9 проекта контракта документации о закупке.

Кроме того, согласно п. 6.8 проекта контракта «Поставщик обязан предоставить типоразмерную линейку комплектующих эндопротезов на весь срок действия контракта. В связи с отсутствием возможности прогнозирования количества закупаемых комплектующих эндопротезов по тому или иному типоразмеру одновременно с поставкой заявленного количества эндопротезов необходимых размеров Поставщиком предоставляются 2 смежных размера к каждому компоненту на время, необходимое для установки эндопротезов».

В нарушение ч. 3 ст. 7 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации о закупке отсутствуют сведения о том, какие именно комплекты инструментов для установки поставляемых эндопротезов и какие комплектующие эндопротезов должны быть поставлены, в каком количестве и какими они должны обладать функциональными, техническими и качественными характеристиками. Также Обществу непонятно, что подразумевается под «(на время установки товара) комплектов инструментов для установки поставляемых эндопротезов». Подразумевается ли, что указанные медицинские изделия поставляются для временного пользования Заказчику и на каких условиях или на постоянной основе безвозмездно.

Также Заявитель указывает, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитана без учета дополнительных медицинских изделий с неопределенными характеристиками.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

24.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение 0133200001717001352 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

П. 7 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке определено, что объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава.

Согласно п. 14 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке остаточный срок годности товара на дату поставки должен быть не менее 80% от срока годности, установленного производителем.

На основании п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Необходимо отметить, что письмом № 07-15/1530 от 05.06.2017 Ивановским УФАС России в адрес Заказчика был направлен запрос о необходимости обоснования установления в документации о закупке требования об остаточном сроке годности товара на дату поставки не менее 80% от срока годности, установленного производителем. Заказчиком такое обоснование по запросу контролирующего органа представлено не было.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика потребность в установлении остаточного срока годности товара на дату поставки: не менее 80% от срока годности, установленного производителем, также обосновать не смог. Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что изделия медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава имеют различный срок годности.

Необходимо отметить, что согласно письму Федеральной антимонопольной службы № ИА/34601/17 от 24.05.2017 хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке медицинские изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.

Требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанное выше требование к остаточному сроку годности товара не носит объективный характер, не обусловлено потребностью Заказчика, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. \

Относительно дополнений к жалобе, представленных Обществом 07.06.2017, Комиссия Ивановского УФАС России сообщает следующее.

Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с извещением о проведении данного электронного аукциона, дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 02.06.2017. Дополнения к жалобе представлены Обществом 07.06.2017, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе.

Таким образом, в силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, дополнения к жалобе относительно положений документации о закупке не подлежат рассмотрению Комиссией Ивановского УФАС России.

Необходимо отметить, что согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. На основании указанного выше, довод Заявителя относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставлен Комиссией Ивановского УФАС России без рассмотрения.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Дельрус-Центр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава (извещение 0133200001717001352) обоснованной.

2. Признать в действиях ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Доводы жалобы, изложенные в дополнениях Общества от 07.06.2017, оставить без рассмотрения в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения: 08 июня 2017 года                                                            город Иваново

Дата изготовления: 14 июня 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Дельрус-Центр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава (извещение 0133200001717001352), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2017-075 от 08.06.2017,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» (153002, г. Иваново, ул. Демидова, д. 9) устранить нарушения Закона о контрактной системе, для чего в срок до 26.06.2017 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения для эндопротезирования коленного сустава (извещение 0133200001717001352) в соответствии с решением Ивановского УФАС России №07-15/2017-075 от 08.06.2017 и Законом о контрактной системе, осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (153000, г. Иваново, пр. Ленина, д. 16) в срок до 26.06.2017 отменить все составленные в ходе проведения закупки протоколы, разместить соответствующую информацию, а также измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru), осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. АО «Электронные торговые системы» (123112, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи их вновь с учетом внесенных изменений.

4. ОБУЗ «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн», Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 28.06.2017 с приложением подтверждающих документов.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны