Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 5 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2017-172  

 

Дата оглашения решения: 14 сентября 2017 года        город Иваново

Дата изготовления решения: 19 сентября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «МаркетМед» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

07.09.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «МаркетМед» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657).

В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком при формировании документации о закупке нарушены требования п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также положения ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:

1. в разделе III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком были установлены исключительные требования к обработке поверхности медицинских перчаток. Заявитель указывает, что в ГОСТ 52239-2004 «Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора (с Изменением №1)» (далее – ГОСТ 52239-2004) и ГОСТ 52238-2004 (ИСО 10282:2002) «Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация (с Изменением №1)» (далее – ГОСТ 52238-2004) установлены иные требования к обработке поверхности медицинских перчаток. Кроме того, по мнению Общества, установленные Заказчиком требования, могут снизить количество потенциальных участников закупки. Вместе с тем, Заявитель сообщает, что в ответе на запрос разъяснений положений документации о закупке относительно установленного требования в документации о закупке о двойной хлоринации медицинских перчаток, Заказчик противоречит сам себе.

2. в разделе III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком указаны требования к толщине медицинских перчаток не соответствующие ГОСТ 52239-2004. По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования являются завышенными, необоснованными и ограничивающими круг потенциальных участников электронного аукциона.

3. в разделе III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком установлены требования к цвету перчаток. Заявитель отмечает, что цвет медицинских перчаток не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, а также не упоминается в нормативно-технических стандартах Российской Федерации.

4. в разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены незаконные требования к упаковке медицинских перчаток. ООО «МаркетМед» указывает, что упаковкой товара (перчатки смотровые, диагностические) может выступать, как диспенсер, так и стандартная упаковка (коробка), изготовленные из любого материала, обеспечивающего необходимые уровни безопасности, сохранности и надежности. Таким образом, потребностью Заказчика являются перчатки, а не форма и материал изготовления упаковки, следовательно, установление данного требования влечет за собой ограничение количества участников закупки, имеющих возможность предложить идентичный по техническим и эксплуатационным характеристикам товар, но в иной форме упаковки. Кроме того, по мнению Заявителя, материал изготовления упаковки перчаток, также как и требование к внутренней упаковке нестерильных перчаток не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, не упоминается в ГОСТ, следовательно, подобное требование является избыточным, необоснованным и ограничивающим круг участников электронного аукциона.

5. Заказчиком в п. 5 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлены требования к длине перчаток, не соответствующие ГОСТ 52238-2004.

6. Заказчиком в п. 4 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлено требование о том, что «информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, должна быть указана на групповой упаковке изделия». Заявитель указывает, что данное требование не является функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки, не относится к конкретным показателям. Кроме того, данное требование противоречит ГОСТ 52239-2004. Также Заявителем указано, что не допускается от участников закупки требовать представление документов в составе заявки на участие в электронном аукционе, если согласно законодательству Российской Федерации данные документы передаются вместе с товаром.

7. Заказчик установил требование в п. 5 раздела III «Спецификация» документации о закупке о том, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям к перчаткам, защищающим от химических, токсичных веществ и/или микроорганизмов (данное требование установлено в соответствии с ГОСТ 12.4.278-2014 (EN 374-1:2003, EN 374-2:2003, EN 374-3:2003) «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки, защищающие от химикатов и микроорганизмов. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее – ГОСТ 12.4.278-2014). Между тем, Заявителю не понятно, каким требованиям ГОСТ 12.4.278-2014 должен соответствовать участник.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

31.08.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001717002657 о проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией.

П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 9 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии не установлено.

Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки с учетом п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должен использовать стандартные показатели и требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Заказчиком в разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования к обработке поверхностей перчаток, а именно:

1. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без силиконовой (или эквивалентной) смазки, опудривания и любых полимерных покрытий.

2. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без силиконовой (или эквивалентной) смазки, опудривания и любых полимерных покрытий.

3. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без силиконовой (или эквивалентной) смазки, опудривания и любых полимерных покрытий.

4. Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Должны быть хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация). Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без смазки и любых полимерных покрытий. Технология обработки внутренней поверхности перчаток должна: 1. защищать кожу рук персонала от высокой кислотности; 2. поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5; 3. снижать раздражающее воздействие изделия.

5. Перчатки хирургические, латексные, неопудренные, стерильные, в индивидуальной упаковке, (размер по заявке заказчика). Поверхность без опудривания. Внешняя и внутренняя поверхности перчатки не должны быть обработаны способом хлорирования, не должны иметь покрытий: полиуретанового, гелевого, нитрилового или силиконового.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что поверхность медицинских перчаток без смазки, опудривания и любых полимерных покрытий требуется Заказчику для предотвращения возникновения любых видов аллергических реакций и дерматитов различной природы, возникающих при взаимодействии кожи с химикатами и прочими компонентами смазки, полимерными покрытиями и частицами пудры.

Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что требуемые Заказчику перчатки с двойной хлоринацией (обработка поверхности хлорноватистой кислотой, а не хлорной) применяются в случаях, когда нужно обеспечить гладкую и неслипающуюся наружную поверхность перчатки, например, при работах с мелкими инструментами и во влажных средах. Кроме того, в процессе хлоринации происходит очищение материала перчатки от природных компонентов натурального каучукового латекса и значительно снижается риск возникновения латексных аллергий у сотрудников и персонала лечебно-профилактического учреждения. Медицинские перчатки с технологией рН 5,5 широко распространены на российском рынке с 2009 года и предназначены для защиты кожи рук персонала от высокой кислотности перчаточного сока, поддержании естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 и снижения раздражающего воздействия медицинского изделия на кожу рук. Кроме того, учитывая, что врачи на приёме находятся в перчатках в среднем 4,5 часа в день, Заказчик в документации о закупке отразил свою потребность в установленных характеристиках для обеспечения защиты медицинского персонала.

Хирургические перчатки с внутренним слоем из полиакрилата требуются в связи с тем, что данный материал является наиболее стойким к химикатам полимером, который имеет наименьшее раздражающее действие на кожу из всех перечисленных в техническом задании полимеров (полиуретана, нитрила и пр.). Для хирургических перчаток дополнительный полимерный слой необходим в связи с тем, что натуральный латекс крайне неустойчив к действию химикатов, в том числе дезинфектантов и антисептиков на спиртовой основе. В связи с тем, что дезинфекция рук хирурга проводится непосредственно перед надеванием хирургических перчаток, остатки дезинфицирующих средств могут легко разрушить слой латексной перчатки без дополнительного синтетического компонента и привести к быстрому разрыву перчатки в процессе операции.

Согласно ГОСТ 52238-2004 для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, пудра или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.

В соответствии с ГОСТ 52239-2004 для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.

Таким образом, указанные выше стандарты не содержат обязательных требований к обработке поверхности перчаток, а лишь представляют возможные варианты обработки.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии противоречий между положениями ГОСТ 52239-2004, ГОСТ 52238-2004 и установленных в документации о закупке требований к обработке поверхности перчаток медицинских.

Довод Заявителя о наличии противоречий в документации о закупке и ответе Заказчика на запрос разъяснений положений аукционной документации Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным ввиду следующего.

В запросе разъяснений положений документации о закупке указано следующее: «…Более того, сообщаем следующее: хлоринацией называют процесс обработки хлорной кислотой. Она может быть одинарной и двойной (с двух сторон). Процедура вызывает разрушение частичек латекса и образование гладкой пленки на поверхности. Также процесс обуславливает частичную дегидратацию, вследствие чего перчатки кажутся более сухими на ощупь. Во время одинарной хлоринации концентрация хлора является низкой, поэтому этот процесс существенно не влияет на химические свойства защитных изделий. Двойная хлоринация, которая проводится в течение длительного времени, в значительной степени изменяет свойства перчаток. В результате разрушения латексных частиц снижается их эластичность и растяжимость. В случае неконтролируемой длительной хлоринации изделия приобретают желтый цвет, латекс становится проницаем для белков и микроорганизмов. На поверхности остается хлор, который может воздействовать на кожу и врача, и пациента. Увеличение интенсивности обработки хлорной кислотой изделия не влияет на свойства его поверхности. Даже при однократной хлоринации она становится достаточно гладкой».

В своем ответе на данный запрос Заказчик сообщил, что «Сведения заявителя неверны. Установление указанных требований имеют целью удовлетворения потребностей лечебного учреждения, экономии бюджетных средств, обеспечения конкуренции, а также повышает уровень защищенности медицинского персонала, и напрямую влияет на качество оказания медицинской помощи, которое диспансер  старается обеспечить в соответствии с приказом МЗРФ №203Н от 10.05.2017г. При возможной обработке натурального латекса хлорной кислотой (HCl) происходит необратимое разрушение полимера, в связи с этим данный вид обработки в производстве не применяется».

Учитывая, что на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что хлоринация – это процесс обработки хлорноватистой кислотой, а не хлорной, Комиссия Ивановского УФАС России не установила противоречий между установленными в аукционной документации требованиями и сведениями, представленными Заказчиком в ответе на запрос разъяснений положений документации о закупке.

Необходимо отметить, что ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не было приложено к жалобе доказательств, подтверждающих ограничение количества участников установленными Заказчиком в документации о закупке требованиями. Также Общество не направило своих представителей на заседание Комиссии Ивановского УФАС России для дачи пояснений по существу жалобы.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также потребности Заказчика в установленных требованиях к обработке поверхности медицинских перчаток, Комиссия Ивановского УФАС России признает первый довод жалобы Заявителя необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Заказчиком в разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования к толщинам медицинских перчаток, а именно:

1. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). …Толщина двух стенок перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,22 мм, в центре ладони не менее 0,15 мм. … Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).

2. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Длина не менее 240 мм. Толщина двух стенок перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,20 мм, в центре ладони не менее 0,20 мм. … Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).

3. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Толщина двух стенок перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,24 мм, в центре ладони не менее 0,20 мм. … Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).

4. Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. … Толщина двух стенок перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,30 мм, в центре ладони не менее 0,24 мм. … Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что по позиции 2 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлена толщина двух стенок перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,20 мм в связи с потребностью медицинского учреждения в более тонких перчатках для проведения определенных видов исследований. Случаи, когда Заказчику требуются диагностические перчатки с увеличенной, по сравнению с требованиями ГОСТ 52239-2004 толщиной, связаны с тем, что данные запрашиваемые к поставке медицинские перчатки необходимы для длительной (более двух часов) непрерывной работы, поэтому закупка наиболее тонких перчаток не имеет экономического эффекта из-за низкой прочности стенки более тонких перчаток и их повышенным расходом.

В п. 6 ГОСТ 52239-2004 (Таблица 2) установлены следующие размеры и допустимые отклонения:

Код размера

Ширина, (рисунок 1), мм

Наглядный размер

Ширина по наглядному размеру, (рисунок 1), мм

Длина 1, (рисунок 1), мм не менее

Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее

Толщина (точно в центре ладони), мм, не более

6 и менее

82

Сверхмалые (X-S)

80

220

Гладкая поверхность - 0,08;

Гладкая поверхность - 0,22;

6 1/2

83±5

Маленькие (S)

80±10

220

 

 

7

89±5

Средние (М)

95±10

230

текстурированная поверхность - 0,11

текстурированная поверхность - 0,23

7 1/2

95±5

 

 

230

 

 

8

102±6

Большие (L)

110±10

230

Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11

Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23

8 1/2

109±6

 

 

230

 

 

9 и более

110

Сверхбольшие (X-L)

110

230

 

 

 

Толщину двух стенок неповрежденной перчатки измеряют в соответствии с требованиями ИСО 4648 толщиномером с давлением на основание (22±5) кПа в точках, указанных на рисунке 2, на расстоянии (13±3) мм от вершины среднего пальца, точно в центре ладони. Толщина одной стенки в каждой точке, равная половине толщины двух стенок, должна соответствовать норме, приведенной в таблице 2, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), указанным в таблице 1. Если при визуальном осмотре обнаруживают утонение в какой-либо области перчатки, то измеряют толщину одной стенки перчатки в этой области. Толщина одной стенки перчатки, измеренная, как описано выше, должна быть не менее 0,08 мм для гладкой и 0,11 мм - для текстурированной поверхности.

Проанализировав требования ГОСТ 52339-2004 и положения документации о закупке, Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что Заказчиком в документации о закупке указаны значения показателей не в соответствии с требованиями ГОСТ 52239-2004.

Между тем, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии в документации о закупке должно быть обоснование данной необходимости. Однако данное обоснование в указанной аукционной документации отсутствует.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика Комиссией Ивановского УФАС России выявлены нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, второй довод жалобы является обоснованным.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования цвету перчаток медицинских:

1. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Цвет – фиолетовый или розовый…

2. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Цвет – синий или голубой…

3. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Цвет – салатовый или зеленый…

4. Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. … Цвет – ярко - жёлтый…

5. Перчатки хирургические, латексные, неопудренные, стерильные, в индивидуальной упаковке, (размер по заявке заказчика). … Цвет - телесный или светло-жёлтый…

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что в документации о закупке установлены требования к цвету перчаток исходя из требований к удобству для медицинского персонала, так как перчатки разного цвета с учетом толщины перчаток применяются для разных работ.

Между тем, как было установлено на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, цвет перчаток с одной и той же толщиной у разных производителей может отличаться. Кроме того, для медицинского учреждения приоритетным является значение толщины перчаток, нежели их цвет. Таким образом, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика не была доказана потребность в установлении требований к цвету перчаток.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что цвет перчаток не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, данный показатель не отражен в нормативно-технических документах, не является безусловной необходимостью для Заказчика, установленные в документации о закупке требования к цвету перчаток являются необоснованными и свидетельствуют о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64. Третий довод жалобы является обоснованным.

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования к упаковке перчаток медицинских:

1. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Упаковка: картонный или пластиковый диспенсер. Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика/полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли.…

2. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Упаковка: картонный или пластиковый диспенсер.

Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика/полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли…

3. Перчатки диагностические нитриловые не опудренные текстурированные (размер по заявке заказчика). … Упаковка: картонный или пластиковый диспенсер.

Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика/полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли…

4. Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. … Упаковка: картонный или пластиковый диспенсер.

Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика/полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли…

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что данные требования к упаковке товара были установлены ввиду того, что картонный диспенсер обеспечивает механическую стойкость упаковки, а полиэтиленовый внутренний пакет – защиту от влаги, озона и пыли. Представители Заказчика также указали, что картонный диспенсер не может обеспечить защиту перчатки от влаги и озона при транспортировке и в месте хранения, а исключительно полиэтиленовая упаковка не обеспечивает достаточной механической прочности упаковки, удобства извлечения и использования.

Согласно п. 8.3 ГОСТ 52239-2004 8.3 групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.

Таким образом, ГОСТ 52239-2004 не устанавливает требований к внутренней упаковке медицинских перчаток, между тем, представителями Заказчика обоснована потребность медицинского учреждения именно в таких характеристиках товара. В свою очередь, Заявителем не были представлены доказательства невозможности поставки данного товара или ограничение количества участников закупки установлением в документации о закупке данного требования.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России признает четвертый довод жалобы необоснованным.

Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В п. 5 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования к перчаткам медицинским:

Перчатки хирургические, латексные, неопудренные, стерильные, в индивидуальной упаковке, (размер по заявке заказчика). … Длина не менее 295 мм. Толщина двух стенок перчатки на расстоянии (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,28 мм, в центре ладони не менее 0,24 мм, на расстоянии (25±5) мм от края манжеты не менее 0,20 мм…

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснили, что установленные ГОСТ 52238-2004 минимальные значения толщины 0,13 мм не обеспечивают достаточную прочность стенки хирургической перчатки при длительных операциях. Минимальные значения длин, установленные этим же стандартом, не обеспечивают надежной защиты запястья и фиксацию манжете.

В п. 6 ГОСТ 52238-2004 (Таблица №2) указаны следующие размеры и допустимые отклонения:

Размер

Ширина (рисунок 1), мм

Длина (рисунок 1), мм, не менее

Толщина в местах измерения (рисунок 2), мм, не менее

5

67±4

250

0,10 - для гладких участков;
0,13 - для текстурированных участков

5,5

72±4

250

 

6

77±5

260

 

6,5

83±5

260

 

7

89±5

270

 

7,5

95±5

270

 

8

102±6

270

 

8,5

108±6

280

 

9

114±6

280

 

9,5

121±6

280

 

Из анализа положений ГОСТ 52238-2004 Комиссия Ивановского УФАС России сделала вывод, что документация о закупке содержит иные требования к перчаткам медицинским, нежели установленные в указанном стандарте. Необходимо отметить, что Заказчиком в документации о закупке установлены толщины двух стенок перчатки в центре ладони не менее 0,24 мм, на расстоянии (25±5) мм от края манжеты не менее 0,20 мм, которые меньше установленной ГОСТ 52238-2004 толщины. В связи с чем, с учетом пояснений Заказчика, наблюдается противоречие, так как уменьшенные по сравнению с ГОСТ 52238-2004 толщины медицинских перчаток не могут обеспечить достаточную прочность стенки хирургической перчатки при длительных операциях и не соответствуют потребности Заказчика.

Кроме того, как было указано ранее, аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования при описании объекта закупки нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии.

Учитывая вышеизложенное, пятый довод жалобы является обоснованным и действия Заказчика нарушают п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Относительно шестого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В п. 4 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования:

Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. … Информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, должна быть указана на групповой упаковке изделия… Маркировка должна быть в соответствии с п. 8 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002). Должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002).

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что медицинское изделие «диагностические латексные перчатки с уровнем ph5.5», требуемые к поставке, являются медицинским изделием (вариантом исполнения медицинского изделия), для которых требуется проведение экспертизы качества, в том числе технических и токсикологических испытаний. Данный вид перчаток не может быть рассмотрен в качестве одного из видов (вариантов) «обычных» диагностических латексных перчаток, так как отличается от них:

• назначением;

• технологией производства;

• материалом изготовления;

• принципом действия.

Требования Заказчика направлены на исключение возможности поставки медицинских изделий, не зарегистрированных Росздравнадзором в установленном порядке под видом «вариантов исполнения» медицинского изделия. Медицинские перчатки, запрашиваемые к поставке, изготовлены на отличной от обычных перчаток конструктивной и технологической основе, имеют иной принцип действия, тем самым не могут являться вариантом исполнения обычной медицинской перчатки.

Вместе с тем, представителями Заказчика было указано, что основные функции медицинских перчаток зависят от используемых материалов (состава изделия), в связи с чем, маркировка всех используемых материалов является критически важным для деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Согласно п. 56 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 №1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:

а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);

б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;

в) в отношении юридического лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения);

г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства индивидуального предпринимателя;

д) место производства медицинского изделия;

е) номер регистрационного досье;

ж) вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;

з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;

и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

В соответствии с п. 8.2.2 ГОСТ 52239-2004 на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:

а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;

б) использованный материал;

в) слова «ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ» или «ГЛАДКИЕ», «ОПУДРЕННЫЕ» или «НЕОПУДРЕННЫЕ»;

г) размер;

д) номер партии:

е) слово «ОДНОРАЗОВЫЕ»;

ж) слово «НЕСТЕРИЛЬНЫЕ»;

з) слова «ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ»;

и) слова «ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ», а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;

к) слова «Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика были представлены доказательства о наличии у нескольких производителей необходимой для Заказчика информации в регистрационном удостоверении на медицинское изделие и на групповой упаковке изделия.

Кроме того, Заявителем не были представлены доказательства ограничения количества участников закупки установлением данного требования в аукционной документации, а также доказательства невозможности поставки товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.

Относительно довода Общества об установлении Заказчиком к участникам закупки требования о представлении документов, передача которых предусмотрена законодательством Российской Федерации лишь при поставке товара, необходимо отметить следующее.

П. 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в составе заявки на участие в электронном аукционе. В разделе III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком были установлены требования для возможности идентификации товара своей потребности.

Учитывая изложенное, шестой довод жалобы является необоснованным.

Относительно седьмого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В п. 5 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования:

Перчатки хирургические, латексные, неопудренные, стерильные, в индивидуальной упаковке, (размер по заявке заказчика). Для всех видов хирургических вмешательств и инвазивных процедур. Должны отвечать требованиям к перчаткам, защищающим от химических токсичных веществ и/или микроорганизмов. … Маркировка упаковки перчаток должна быть в соответствии с п. 8 ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002), п. 6 ГОСТ 12.4.278-2014. Должны соответствовать ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002), ГОСТ 12.4.278-2014.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что ГОСТ 12.4.278-2014 описывает комплекс необходимых характеристик перчаток, защищающих от химикатов и микроорганизмов. Данный стандарт содержит требования к используемому материалу, маркировке и прочие характеристики перчаток вне зависимости от их применения. Таким образом, медицинские перчатки, предназначенные к использованию в качестве средства защиты от химикатов и микроорганизмов, должны соответствовать требованиям указанного стандарта вне зависимости от требований стандартов на медицинские изделия и в дополнение к ним. Использование для защиты от химикатов и микроорганизмов, не предназначенных для этой цели изделий, является значительным нарушением стандартов безопасности труда.

Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что ГОСТ 12.4.278-2014 содержит эксплуатационные требования, требования к маркировке, упаковке, информации производителя, к правилам приемки, транспортировании и хранении, к гарантии изготовителя, а также требования безопасности.

Вместе с тем, Заявителем в своей жалобе не было указано, какие именно требования данного стандарта ограничивают ООО «МаркетМед» или являются Обществу непонятными и излишними.

Таким образом, седьмой довод жалобы является необоснованным.

Относительно довода жалобы на нарушение Заказчиком Закона о защите конкуренции необходимо отметить следующее.

Комиссия Ивановского УФАС России по контролю в сфере закупок не уполномочена на осуществление контроля в отношении действий Заказчика на предмет их соответствия или несоответствия требованиям Закона о защите конкуренции в порядке ст. 106 Закона о контрактной системе. В связи чем, Комиссия Ивановского УФАС России оставляет без рассмотрения довод жалобы Заявителя, связанный с нарушением Заказчиком ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «МаркетМед» (далее - Заявитель) на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657) обоснованной в части 2, 3, 5 доводов жалобы.

2. Установить в действиях ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения предписания: 14 сентября 2017 года                              город Иваново

Дата изготовления предписания: 19 сентября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «МаркетМед» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2017-172 от 14.09.2017,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» (ул. Любимова, д. 5, г. Иваново, Ивановская обл., 153040) устранить нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 03.10.2017 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 14.09.2017 и Законом о контрактной системе, и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченному органу – Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (пр. Ленина, д. 16, г. Иваново, Ивановская обл., 153000) в срок до 03.10.2017:

- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику, Уполномоченному органу сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 05.10.2017 с приложением подтверждающих документов.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны