Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 27 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-15/2017-183

 

Дата оглашения решения: 11 октября 2017 года              город Иваново

Дата изготовления решения: 16 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителя:

ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «МаркетМед» (далее – Заявитель, Общество) Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

04.10.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «МаркетМед» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657).

В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком при формировании документации о закупке нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также положения ст. 17 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:

1. В п. 2 раздела III «Спецификация» документации о закупке Заказчиком были установлены следующие требования: «Перчатки диагностические латексные не опудренные … Должны быть хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация). Технология обработки внутренней поверхности перчаток должна: 1. защищать кожу рук персонала от высокой кислотности; 2. поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5; 3. снижать раздражающее воздействие изделия». Заявитель указывает, что данные требования могут существенно снизить число участников закупки. Кроме того, установленные требования не имеют целью удовлетворение потребностей лечебного учреждения, экономии бюджетных средств, а также не повышают уровень защищенности медицинского персонала, не влияют на качество оказания медицинской помощи. Упоминания об уровне кислотного баланса рН 5,5 не встречается в технической документации и документации о стандартизации, действующей на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, Общество указывает, что у перчаток медицинских нет заключений экспертиз, протоколов испытаний, санитарно-эпидемиологических заключений и прочих документов, которые подтверждали бы, что они защищают кожу рук персонала от высокой кислотности, поддерживают естественный уровень кислотного баланса рН 5,5, а также снижают раздражающее воздействие изделия.

2. Заявитель указывает в своей жалобе, что согласно пп. 1.5.2 п. 18.1 Приложения 2 «Основные требования к подконтрольной продукции (товарам) и показателям их безопасности (изделия медицинской техники и медицинского назначения)» раздела 18 «Требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе») к рН перчаток медицинских установлено требование к допустимым значениям рН от 6 до 9 единиц. Таким образом, по мнению Заявителя, перчатки медицинские с показателем рН 5,5 не соответствуют единым санитарно-эпидемиологическим требованиям и не должны использоваться на территории Российской Федерации.

3. Обществом указано, что Заказчиком к поставке требуются перчатки медицинские, хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация). Между тем, по мнению ООО «МаркетМед», увеличение интенсивности обработки хлорноватистой кислотой не влияет на свойства его поверхности, даже при однократной хлоринации она становится достаточно гладкой.

4. Заказчиком в п. 4 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлено требование, что «информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, должна быть указана на групповой упаковке изделия». Заявитель указывает, что никакими нормативными актами не предусмотрено внесение подобной информации в регистрационное удостоверение. Информацию на упаковку наносит производитель в соответствии с требованиями ГОСТ, а в регистрационное удостоверение информацию вносит Росздравнадзор, руководствуясь действующим законодательством. Наличие у нескольких производителей информации в регистрационном удостоверении и на упаковке о рН 5,5 не дает права Заказчику требовать этого от всех поставщиков.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

31.08.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее – официальный сайт) была размещена первая редакция извещения №0133200001717002657 о проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией вместе с соответствующими документами.

22.09.2017 на официальном сайте была размещена вторая редакция указанного извещения и соответствующие документы закупки.

02.10.2017 на официальном сайте была размещена третья редакция извещения и соответствующие документы закупки.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчиком в п. 2 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлены следующие требования: «Перчатки диагностические латексные не опудренные (размер по заявке заказчика) для проведения медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур. Материал изготовления – латекс натурального каучука. Поверхность без опудривания. Должны быть хлорированные с обеих сторон (двойная хлоринация). Поверхность перчаток (внутренняя и внешняя) должна быть без смазки и любых полимерных покрытий. Технология обработки внутренней поверхности перчаток должна: 1. защищать кожу рук персонала от высокой кислотности; 2. поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5; 3. снижать раздражающее воздействие изделия. Информация о наличии естественного уровня кислотного баланса рН 5,5 обязательно должна быть в Регистрационном удостоверении Росздравнадзора на товар, должна быть указана на групповой упаковке изделия.

Перчатки должны быть универсальной формы, полностью текстурированные. Манжета с валиком. AQL не более 1,5. Длина соответствует ГОСТ Р 52239-2004. Толщина одной стенки перчатки (13±3 мм от вершины среднего пальца) не менее 0,11 мм, в центре ладони не более 0,23 мм. Усилие в момент разрыва до ускоренного старения не менее 7,0 Н. Упаковка: картонный или пластиковый диспенсер.

Внутри диспенсера перчатки должны быть в пакете из пластика/полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона, пыли. Маркировка должна быть в соответствии с п. 8 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002)».

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что указание о том, что технология обработки внутренней поверхности перчаток должна защищать кожу рук персонала от высокой кислотности, поддерживать естественный уровень кислотного баланса рН 5,5 и снижать раздражающее воздействие изделия, прописано в документации о закупке для создания у потенциальных участников закупки представления об объекте закупки.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

Между тем, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем Заказчика не была доказана потребность в установлении указанных выше требований.

Учитывая изложенное, указанные Заказчиком в документации о закупке требования являются излишними, первый довод жалобы признан обоснованным, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 (ред. от 29.08.2017) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) (далее – Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299) утверждены требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике (раздел 18).

Перечень продукции, отнесенный к объектам Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299, включает изделия медицинского назначения и медицинской техники, в том числе: Санитарно-гигиенические изделия, предметы для ухода за больными (подгузники, памперсы взрослых; перчатки хирургические, смотровые, анатомические; презервативы; спринцовки, кружки Эсмарха, клизменные наконечники; моче- и калоприемники, подкладные судна, грелки, пузыри для льда, криопакеты) (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3006 91 000 0, 4001 10 000 0, 4002 11 000 0, 4014, 4015, 4803 00, 4818, из 9619 00, 4818 90 100 0).

Согласно п. 1.5.2 Приложения 2 раздела 18 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 санитарно-гигиенические показатели, в том числе одориметрия, показатели состояния водных вытяжек для перчаток хирургических, смотровых, анатомических, презервативов указываются в соответствии с п. 1.1.1:

pH                               в пределах 6 - 9 ед. pH

Изменение pH         +/-1 ед. pH

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем Заказчика было указано, что Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 предусмотрено изменение уровня рН перчаток медицинских, уровень рН 5,5 входит в указанный диапазон с учетом возможного изменения.

Таким образом, второй довод жалобы является необоснованным.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представителем Заказчика было указано, что потребности Заказчика также соответствуют перчатки с иным рН с учетом регламентируемых пределов его изменения.

Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Третий и четвертый доводы жалобы оставлены Комиссией Ивановского УФАС России без рассмотрения ввиду следующего.

Согласно п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

14.09.2017 по жалобе ООО «МаркетМед» на аналогичные действия Заказчика Ивановским УФАС России было принято решение. С указанным решением можно ознакомиться на официальном сайте по ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=1753298.

Довод Заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не мог быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России. Жалоба ООО «МаркетМед» подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения документации об электронном аукционе. Жалобы по ст. 17 Закона о защите конкуренции подаются и рассматриваются в ином, предусмотренном указанным законом порядке.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «МаркетМед» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657) обоснованной в части 1 довода жалобы.

2. Третий и четвертый довод жалобы оставить без рассмотрения на основании п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе.

3. Установить в действиях ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

4. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения предписания: 11 октября 2017 года       город Иваново

Дата изготовления предписания: 16 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «МаркетМед» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2017-183 от 11.10.2017,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику - ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» (ул. Любимова, д. 5, г. Иваново, Ивановская обл., 153040) устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 30.10.2017 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку перчаток медицинских в соответствии со спецификацией (извещение №0133200001717002657) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 11.10.2017 и Законом о контрактной системе, и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченному органу – Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (пр. Ленина, д. 16, г. Иваново, Ивановская обл., 153000) в срок до 30.10.2017:

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер» (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр. 1) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику, Уполномоченному органу сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 31.10.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны