Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 27 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-028

 

Дата оглашения решения: 21 февраля 2018 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 26 февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителя ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «ГОССНАБ» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

15.02.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ГОССНАБ» на действия ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на поставку бумаги офисной (извещение 0333100001618000002).

По мнению Общества, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Из первого довода жалобы Общества следует, что в документации о закупке Заказчиком установлено требование к классу бумаги. Однако официальной классификации офисной бумаги не существует.

Во втором доводе жалобы Заявитель указывает на незаконное указание в Техническом задании документации о закупке требования о том, что товар должен быть поставлен надлежащего качества в соответствии со сертификатами соответствия системы сертификации Госстандарта России или декларациями о соответствии, санитарно-эпидемиологическими заключениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (если законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к сертификации данного вида продукции).

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что жалоба ООО «ГОССНАБ» является необоснованной.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителя ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

1) 13.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0333100001618000002 о проведении электронного аукциона на поставку бумаги офисной, а также соответствующая документация о закупке, 15.02.2018, 20.02.2018 на официальном сайте были размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 48 960 рублей;

3) дата начала подачи заявок – 13.02.2018 9:31;

4) дата и время окончания подачи заявок – 20.02.2018 23:59.

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые в документации о закупке, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Следовательно, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.

Согласно п. 7 раздела II «информационная карта аукциона» документации о закупке характеристики объекта закупки: в соответствии с документацией об электронном аукционе, техническим заданием и проектом контракта.

В Техническом задании документации о закупке, в том числе установлено следующее требование: бумага для офисной техники класс «A».

При рассмотрении жалобы Общества представитель Заказчика ни технический регламент, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, ни документ, разрабатываемый и применяемый в национальной системе стандартизации, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, согласно которым был бы установлен класс бумаги для офисной техники, назвать не смог. Также Заказчик ни в своих возражениях на жалобу, ни его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смогли пояснить необходимость в установлении в документации о закупке требования к классу бумаги.

Документация о закупке формируется Заказчиком исходя из своей потребности, соответственно, в документации о закупке должны быть установлены такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями. В рассматриваемом случае необходимость в установлении требования к классу бумаги Заказчиком доказана не была, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, 20.02.2018 на официальном сайте были размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона и документации о закупке, Техническое задание документации о закупке было изложено в новой редакции, в которой требование к классу бумаги для офисной техники отсутствует.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

П. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товар подлежит, например, обязательной сертификации, декларированию, Заказчик устанавливает соответствующие требования в документации о закупке.

В п. 17 раздела II «информационная карта аукциона» документации о закупке, в том числе указано: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к товарам, являющихся предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

В п. 4.1 проекта контракта документации о закупке указано, что товар должен быть поставлен надлежащего качества в соответствии с сертификатами соответствия системы сертификации Госстандарта России или декларациями о соответствии, санитарно-эпидемиологическими заключениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (если законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к сертификации данного вида продукции).

Таким образом, в случае, если бы законодательством Российской Федерации были установлены документы, подтверждающие соответствие бумаги для офисной техники законодательству Российской Федерации, Заказчик указал бы эти документы в документации о закупке. В рассматриваемом случае в документации о закупке такие требования отсутствуют. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика также сообщил, что законодательством Российской Федерации указанные документы не установлены.

При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Кроме того, согласно п. 3, 4 ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок в соответствии со ст. 28 – 30 Закона о контрактной системе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преимущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

На основании ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В рассматриваемом случае в извещении о проведении электронного аукциона 0333100001618000002, в документации о закупке установлено, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Однако в нарушение п. 5 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации о закупке, которые были размещены на официальном сайте 15.02.2018, 20.02.2018, не указаны преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.

Кроме того, согласно п. 3 – 5, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе; дату проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе; порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В рассматриваемом случае в нарушение п. 3 – 5, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, размещенная на официальном сайте 15.02.2018, 20.02.2018, указанную выше информацию не содержит.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что выше также отражены нарушения, выявленные в рамках проведения внеплановой проверки.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «ГОССНАБ» на действия ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на поставку бумаги офисной (извещение 0333100001618000002) обоснованной в части первого довода жалобы.

2. Признать в действиях ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 1, 3 - 5, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Подписи членов Комиссии

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения: 21 февраля 2018 года                                                         город Иваново

Дата изготовления: 26 февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ООО «ГОССНАБ» на действия ФГКУ комбината «Родник» Росрезерва при проведении электронного аукциона на поставку бумаги офисной (извещение 0333100001618000002), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения №07-15/2018-028 от 21.02.2018,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ФГКУ комбинату «Родник» Росрезерва (153011, г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 44 б) устранить нарушения Закона о контрактной системе, для чего в срок до 19.03.2018:

- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку бумаги офисной (извещение 0333100001618000002) в соответствии с решением Ивановского УФАС России №07-15/2018-028 от 21.02.2018 и Законом о контрактной системе;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru);

- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. АО «Единая электронная торговая площадка» (115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи их вновь с учетом внесенных изменений.

3. ФГКУ комбинату «Родник» Росрезерва сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 20.03.2018 с приложением подтверждающих документов.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны