Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 7 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-031 

Дата оглашения решения: 01 марта 2018 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 06 марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

при участии представителей:

Департамента образования Ивановской области (далее – Заказчик): <…>,

ИП Степановой Н.В. (далее – Заявитель): <…>,

УСТАНОВИЛА:

21.02.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Степановой Н.В. на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку систем подавления сигналов подвижной связи помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области (извещение №0133200001718000083).

Заявитель жалобы считает, что установленные в документации о закупке требования являются излишними и необоснованно ограничивают число участников закупки, а также не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в рассматриваемой закупке по следующим основаниям:

1. радиус подавления сигнала сотовой связи при максимальном уровне сигнала не более 15 метров. Заявитель указывает на готовность поставить товар с большим радиусом подавления сигналов сотовой связи (до 60 м). В связи с чем, ИП Степанова Н.В. считает, что установление максимального радиуса подавления сигналов сотовой связи ничем не обусловлено, а также ограничивает число участников закупки;

2. температурные пределы применения устройства в документации о закупке установлены от +10 до +45ºС.

Установление данного требования, по мнению Заявителя, является необоснованным и ограничивающим количество участников закупки. В соответствии с п. 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, гардеробе должна составлять 18-24ºС. Также Заявитель отмечает, что большинство систем подавления сигналов подвижной связи, в том числе предлагаемой Заявителем, предусматривает работу в более широком диапазоне температурных режимов по сравнению с тем, который установлен Заказчиком;

3. ИП Степанова Н.В. указывает, что инструкция по заполнению заявки не содержит каких-либо разъяснений по заполнению участником закупки сведений относительно значений показателя «температурные пределы применения устройства»: необходимо ли указывать конкретное число или требуется указать диапазонное значение;

4. в документации о закупке содержится требование к показателю «относительная влажность» – не более 80% при 25ºС, не более 75% при 30ºС (без конденсации влаги);

5. вес не более 2 кг. Заявитель указывает, что готов поставить товар с улучшенными характеристиками, но заявка с указанным товаром не будет допущена до участия в электронном аукционе из-за данного критерия. При этом из документации об аукционе в электронной форме не усматривается оснований для установления Заказчиком ограничений по весу поставляемого товара;

6. ИП Степанова Н.В. указывает, что в первом, поступившем от участника закупки запросе разъяснений положений документации о закупке, уточнялась причина установления требований к весу поставляемого товара. В ответе Заказчика, опубликованном на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт) 12.02.2018, было указано, что в раздел III «Спецификация» документации о закупки будут внесены изменения. Тем не менее, в новой редакции документации об электронном аукционе Заказчик сохранил требование к весу товара не более 2кг;

7. в п. 3.2.8 и 3.2.10 проекта контракта документации о закупке установлено, что Поставщик обязуется осуществить монтаж товара и пусконаладочные работы, ввод оборудования в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта, а также на Поставщика возлагаются обязанности по осуществлению технической поддержки по телефону в рабочее время с 9-00 до 18-00 (по московскому времени). По мнению ИП Степановой Н.В., указанные работы не согласуются с объектом закупки – поставкой товара, а также возлагают необоснованные обязанности по технической поддержке.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, а также пояснил, что совокупность перечисленных выше значений показателей, положений проекта контракта документации о закупке, а также инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации о закупке, не позволила принять участие ИП Степановой Н.В. в закупке, ввиду невозможности надлежащим образом сформировать свою заявку на участие в электронном аукционе и сделать предложение о цене.

Департамент образования Ивановской области в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Заказчик не согласен с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) 02.02.2018 на официальном сайте была размещена первая редакция извещения №0133200001718000083 о проведении электронного аукциона на поставку систем подавления сигналов подвижной связи помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области и соответствующие документы закупки.

09.02.2018 на официальном сайте была размещена вторая редакция указанного извещения и соответствующие документы закупки.

13.02.2017 на официальном сайте была размещена третья редакция извещения о проведении закупки и соответствующие документы закупки.

2) начальная (максимальная) цена контракта – 720 000,00 рублей;

3) дата начала подачи заявок – значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;

4) дата и время окончания подачи заявок – 22.02.2018 09:00;

5) согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.02.2018 №0133200001718000083-5-1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка ООО «Технотрейд».

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В п. 9 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что обоснование необходимости использования нестандартных показателей, требований, обозначений и терминологии не установлено.

Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки с учетом п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должен использовать стандартные показатели и требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с п. 1 раздела III «Спецификация» документации о закупке радиус подавления сигнала сотовой связи при максимальном уровне сигнала должен составлять не более 15 метров.

В п. 2 Методических материалов по регистрации и применению блокираторов сигналов подвижной связи и систем беспроводного радиодоступа (письмо Рособрнадзора от 18.04.2017 №10-241 «По вопросу применения блокираторов сигналов подвижной радиотелефонной связи в период проведения единого государственного экзамена в 2017 году, состоявшегося 11 апреля 2017 года») указано, что применение блокираторов радиосигналов возможно внутри закрытых помещений при условии исключения за пределами пунктов проведения экзаменов вредных помех от блокираторов радиосигналов радиоэлектронными средствами различных радиослужб, использующим в соответствии с действующей Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. №1049-34) полосы радиочастот 463 - 467,5 МГц, 791 - 820 МГц, 925 - 960 МГц, 1805 - 1880 МГц, 2110 - 2170 МГц, 2400 - 2483,5 МГц, 2570 - 2620 МГц, 2620 - 2690 МГц, 5150 - 5350 МГц, а также смежные полосы радиочастот.

Между тем, указанным документом не установлен радиус подавления сигнала сотовой связи при максимальном уровне сигнала.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Согласно определению слова «нужда» из словаря Ожегова С.И. – это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что радиус подавления сигнала сотовой связи при максимальном уровне сигнала не более 15 метров был установлен в связи с тем, что в коммерческих предложениях, представленных Заказчику, было указано именно такое значение. Вместе с тем, представители Заказчика не смогли пояснить, чем обусловлена необходимость в установлении именно такого значения показателя (радиус подавления сигнала сотовой связи при максимальном уровне сигнала).

Учитывая изложенное, первый довод жалобы является обоснованным, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 6 раздела III «Спецификация» документации о закупке температурные пределы применения устройства должны составлять от +10 до +45°С.

Представители Департамента образования Ивановской области на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что Заказчику необходимо устройство с температурными пределами применения от +10 до +45ºС, конкретный показатель в рассматриваемом случае Заказчику не нужен.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя привел в пример оборудование с более широким температурным пределом применения устройства от –10 до +60ºС, по сравнению с установленным в документации о закупке.

Как пояснили представители Заказчика, более широкий диапазон температурных пределов применения устройства соответствует потребностям Заказчика. Диапазон, установленный в документации о закупке, устанавливает минимально возможный температурный предел применения устройства и позволяет участнику закупки предложить устройства с более широкими значениями по данному показателю.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не было приложено к жалобе доказательств, подтверждающих ограничение количества участников закупки установлением значений показателя «температурные пределы применения устройства». Также Заявитель не приложил документы, подтверждающие наличие на рынке устройств с зауженным, по сравнению с установленным в документации о закупке, температурным пределом применения устройства.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России признает второй довод жалобы необоснованным.

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признала обоснованным в виду следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В п. 33 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке содержится инструкция по заполнению заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе следующего содержания:

…Вся информация, включенная Заказчиком в раздел III «Спецификация» в столбец «характеристики» определена как конкретные показатели товара (материала) и должна быть указана участниками закупки в своих заявках в полном объеме в полном соответствии с аукционной документацией. При этом все указываемые участниками закупок в своих заявках показатели товаров не должны противоречить требованиям Стандарта.

В первой части заявки участника электронного аукциона должна быть представлена информация обо всех показателях товара (материала), установленных в Разделе III «Спецификация» (конкретные показатели).

При этом показатели товаров, в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей товаров (например, марка стали БСт2кп-БСт4кп, длина 200-300 мм.), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара, за исключением случаев, если это установлено в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании или нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара.

Показатели товаров, в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (например, ширина 300 мм), а также фракция (например, 20-40), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением (ями), установленными документацией.

Если в значении показателя есть слова «в интервале», «диапазон», «в диапазоне» (например, температура в диапазоне -5ºС +40ºС, диапазон от-5ºС до+40ºС), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением (ями), установленными документацией в диапазоне (интервале).

В иных случаях, при указании конкретных показателей товаров использование слов «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», «или», знак тире и т.п. не допускается.

Слова «менее», «более» не включают обозначенные предельные размеры максимальных и минимальных значений. Слова «не менее», «не более», «от», «до» включают обозначенные предельные размеры минимальных и максимальных значений.

Все единицы измерения, знаки препинания, символы, используемые для обозначения требований к конкретным показателям материалов (товаров), используемых при выполнении работ, являются стандартными и применяются в их буквальном значении с учетом контекста, если настоящей документацией не установлено иное.

Описание в заявке участником закупки функциональных характеристик и технических характеристик материала (товара) путём указания неконкретных характеристик материала (товара), в том числе путём одновременного указания нескольких товарных знаков (их словесных обозначений) или добавление в заявке слов «или эквивалент», и т.п. расценивается комиссией как непредставление участником в заявке сведений о конкретных показателях материала (товара), соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе».

В рассматриваемом случае наименование показателя – «температурные пределы применения устройств», то есть в данном показателе отсутствуют слова из закрытого перечня «в интервале», «диапазон», «в диапазоне», позволяющие участнику закупки указать значения показателя, установленные документацией о закупке, в диапазоне. Следовательно, исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки обязан указать конкретное цифровое значение по данному показателю, что не соответствует потребности Заказчика.

Довод представителей Заказчика о том, что положение инструкции «все единицы измерения, знаки препинания, символы, используемые для обозначения требований к конкретным показателям материалов (товаров), используемых при выполнении работ, являются стандартными и применяются в их буквальном значении с учетом контекста, если настоящей документацией не установлено иное» может быть применен при указании диапазонного значения по рассматриваемому показателю, не может быть принят Комиссией Ивановского УФАС России в виду следующего.

Указанное представителями Заказчика положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе относится лишь к единицам измерения для обозначения требований к характеристикам товара (например, метры, градусы по шкале Цельсия и т.д.), а не к наименованиям показателей товара.

Вместе с тем, положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе «в иных случаях, при указании конкретных показателей товаров использование слов «не более», «не менее», «выше», «ниже», «от», «до», «или», знак тире и т.п. не допускается» запрещает участнику закупки при заполнении заявки на участие в электронном аукционе в данном показателе использовать слова «от» и «до».

Таким образом, в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации о закупке присутствует противоречие, не позволяющее надлежащим образом сформировать свою заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе составлена ненадлежащим образом.

Четвертый довод жалобы признан Комиссией Ивановского УФАС России обоснованным ввиду следующего.

В п. 6 раздела III «Спецификация» документации о закупке установлено, что относительная влажность должна быть не более 80% при 25°С, не более 75% при 30°С (без конденсации влаги).

Представитель Заявителя отметил, что значения указанного показателя не всегда можно найти в свободном доступе, что вызывает трудности при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.

Как сообщили представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, показатели по относительной влажности были установлены Заказчиком в документации о закупке, исходя из сведений в коммерческих предложениях. В каких-либо нормативно-технических документах указанный показатель не установлен.

Вместе с тем, из анализа представленных документов (в том числе коммерческого предложения ЗАО «Калуга Астрал») Комиссия Ивановского УФАС России установила, что значение относительной влажности представлено в виде диапазона с использованием слов «не более». Между тем, исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки по данному показателю обязан будет представить конкретный числовой показатель, который может не соответствовать сопроводительной документации на товар.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не смогли обосновать потребность в установлении значения показателя «относительная влажность» не более 80% при 25°С, не более 75% при 30°С (без конденсации влаги)

Учитывая изложенное, документация о закупке содержит требования к указанному показателю, не позволяющие определить потребность Заказчика в определенных характеристиках товара, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В п. 8 раздела III «Информационной карты аукциона в электронной форме» документации о закупке установлено, что устройства должны иметь вес не более 2 кг.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что весовая характеристика обусловлена креплением устройства к стене. Также возможны временные переносы блокираторов радиосигналов силами Заказчика в необорудованные санитарные комнаты, при необходимости, а также в случае экстренных (форс-мажорных) обстоятельствах. Установление данного критерия свидетельствует о мобильности устройств. Вместе с тем, представители Заказчика пояснили, что данное значение было установлено в соответствии с коммерческими предложениями организаций.

Между тем, требования, устанавливаемые Заказчиком в документации о закупке, должны отражать необходимость и потребность Заказчика в конкретных характеристиках товара. Указание в коммерческих предложениях каких-либо значений характеристик товара не отражает потребность Заказчика, а лишь предоставляет сведения о возможности поставки товара, подходящего под установленные Заказчиком требования.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, пятый довод жалобы является обоснованным.

Относительно шестого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В силу ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 95 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

09.02.2018 на электронную площадку ЭТП НЭП поступил запрос разъяснений положений документации о закупке от участника закупки, в котором просит разъяснить следующие положения документации о закупке:

1. «Ширина полосы измерений, МГц - 3», прошу разъяснить эту терминологию;

2. «Габариты не менее 281х190х54 мм», прошу разъяснить, почему заказываемое оборудование должно быть не меньше указанных размеров, также прошу пояснить причину выбора массы (пункт «Вес» в спецификации);

3. В п. 17 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано место доставки товара, однако в п. 6 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указан другой адрес Заказчика, а в п. 3.1.1 проекта контракта документации о закупке указано, что Заказчик обеспечивает приемку товара, прошу разъяснить, представители Заказчика будут находиться по адресам, указанным в п. 17 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке, по каким адресам будет проводиться монтаж оборудования;

4. В п. 6.5 проекта контракта документации о закупке указано «аппаратная модернизация», прошу разъяснить, что это такое;

5. В п. 9.1 проекта контракта документации о закупке указано, что контракт действует до 01 июля 2018 года, прошу разъяснить, почему указан такой срок действия контракта;

6. Чем обусловлен выбор диапазона частот для сетей стандарта GSM-1800? (в спецификации указан диапазон 1800-1900 МГц) при условии, что сам стандарт предполагает использование диапазона 1805-1880 МГц (в соответствии со стандартом GSM-1800, разработанным Европейским институтом телекоммуникационных стандартов, ETSI), в связи с чем, частота не может выходить за эти пределы;

7. Так же прошу разъяснить, как будет осуществляться приемка товара, а именно, проверка технических свойств товара, его способности ослаблять электромагнитное поле в заданном диапазоне частот на указанный в спецификации параметр.

В ответ на указанный запрос разъяснений положений документации о закупке было указано: «На основании решения Заказчика подготовлены изменения в Раздел III «Спецификация» документации об аукционе в электронной форме, которые будут опубликованы на официальном сайте в установленные сроки, определенные Законом о контрактной системе».

Однако в размещенной 13.02.2018 редакции извещения о проведении рассматриваемой закупки относительно веса оборудования (вопрос №2), а также вопросов №3, 4, 5, 7 изменения внесены не были. Также Заказчиком не был дан ответ на поставленные вопросы в запросе разъяснений положений документации о закупке.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, шестой довод жалобы является обоснованным.

Седьмой довод жалобы признан Комиссией Ивановского УФАС России необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 3.2.8, 3.2.10 проекта контракта документации о закупке поставщик обязуется осуществить монтаж товара и пусконаладочные работы, ввод оборудования в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта. … Осуществить техническую поддержку по телефону в рабочее время с 9-00 до 18-00 (по Московскому времени).

В п. 14 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указаны требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, а именно: …Поставщик осуществляет монтаж оборудования  и пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию оборудования, инструктаж персонала Заказчика по эксплуатации оборудования по месту его поставки.

Как было указано выше, Закон о контрактной системе направлен на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Исходя из смысла указанного, законодатель допускает ситуацию, когда поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг можно рассматривать как предмет одного контракта, разделение которого нецелесообразно и неоправданно с точки зрения интересов Заказчика. При проведении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов, ограничений в данном случае Закон о контрактной системе не содержит.

В рассматриваемом случае поставка оборудования, его монтаж и пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию оборудования, инструктаж персонала Заказчика по эксплуатации оборудования по месту его поставки технологически и функционально связаны между собой, что также указано в разделе II «Информационная карта аукциона в электронной форме» и проекте контракта документации о закупке.

Вместе с тем, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что п. 3.2.10 проекта контакта документации о закупке предусматривает обязанность исполнителя по контракту по созданию своеобразного call-центра, выделения отдельного сотрудника для исполнения указанного пункта, что накладывает на исполнителя дополнительные стоимостные затраты.

Представители Заказчика пояснили, что п. 3.2.10 проекта контакта документации о закупке исполнитель по контракту обязан выполнить бесплатно, безвозмездно, как социальный партнер Заказчик.

Кроме того, в п. 2.2 проекта контракта документации о закупке указано, что цена контракта включает в себя: стоимость товара, налоги, сборы и другие обязательные платежи, стоимость доставки товара до Заказчика, расходы по упаковке и сертификации, монтаж оборудования и пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию оборудования, инструктаж персонала Заказчика по эксплуатации оборудования по месту его поставки.

Таким образом, цена контракта не учитывает расходы исполнителя по контракту на выполнение условий п. 3.2.10 проекта контракта документации о закупке.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика признаки нарушения ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе в части формирования начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1, 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении: соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Таким органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд Ивановской области является Служба государственного финансового контроля Ивановской области. В связи с чем, Комиссией Ивановского УФАС России решено передать материалы жалобы в вышеуказанный орган исполнительной власти.

Также представители Заказчика в возражениях на жалобу ИП Степановой Н.В. указали, что установленным в документации о закупке параметрам соответствует следующая продукция, а также были указаны ссылки на интернет-страницы о данных товарах:

1. Блокада-5 – блокиратор сотовых телефонов (http://www.bnti.ru/des.asp?itm=7061&tbl=04.03.06.01.&p=1);

2. ЛГШ-715 (http://www.pps.ru/?part=catalog&product=82);

3. Комплексная система блокирования работы сетей сотовой связи и мобильной передачи данных СФЕРА (https://sferainfo.net/).

Однако Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в указанной на сайтах информации по первому устройству отсутствует ряд сведений о характеристиках товара, указанных в документации о закупке, кроме того, описание указанного товара актуально на 14.03.2015. Актуальной информации об устройстве на заседание Комиссии Ивановского УФАС России Заказчиком предоставлено не было.

Между тем, представителями Заказчика было предоставлено коммерческое предложение ООО «Технотрейд», в котором была предложена система подавления сигналов подвижной связи помещений Блокада-5, однако, в указанном коммерческом предложении не содержится сведений об указанных в документации о закупке характеристиках товара (в том числе и о весе товара).

Второе указанное представителями Заказчика устройство имеет вес не более 1,7 кг без антенн (вес антенн не указан), однако, данное устройство не соответствует требованиям документации о закупке по значениям показателей радиус подавления сигнала сотовой сети при максимальном уровне сигнала, подавление сигнала в полосе радиочастот (в диапазоне).

Относительно третьего указанного представителями Заказчика устройства, на сайте не содержится информации по характеристикам товара. Между тем, на заседание Комиссии представители Заказчика представили коммерческое предложение ЗАО «Калуга Астрал», согласно которому вес устройства 2 кг.

Учитывая изложенное, представителями Заказчика не была представлена информация о товарах, соответствующих требованиям, установленным в документации о закупке.

На основании указанного выше, а также учитывая, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП Степановой Н.В. на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку систем подавления сигналов подвижной связи помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области (извещение №0133200001718000083) обоснованной в части 1, 3, 4, 5, 6 доводов жалобы.

2. Установить в действиях Департамента образования Ивановской области нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

5. В связи с установлением признаков нарушения ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе передать материалы жалобы в Службу государственного финансового контроля Ивановской области.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения решения: 01 марта 2018 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 06 марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ИП Степановой Н.В. на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку систем подавления сигналов подвижной связи помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области (извещение №0133200001718000083), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения № 07-15/2018-031 от 01.03.2018,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – Департаменту образования Ивановской области (пл. Революции, 2/1, г. Иваново, Ивановская обл., 153000) устранить нарушения Закона о контрактной системе, для чего в срок до 19.03.2018 внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на поставку систем подавления сигналов подвижной связи помещений, используемых для проведения единого государственного экзамена на территории Ивановской области (извещение №0133200001718000083) в соответствии с решением Ивановского УФАС России №07-15/2018-031 от 01.03.2018 и Законом о контрактной системе, и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Уполномоченному органу – Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (пр. Ленина, д. 16, г. Иваново, Ивановская обл., 153000) в срок до 19.03.2018:

- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;

- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. Оператору электронной площадки – ЭТП НЭП (ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.

4. Заказчику, Уполномоченному органу сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 20.03.2018 с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны