Решение б/н Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "... от 14 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-15/2018-089

Дата оглашения решения: 07 мая 2018 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 11 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

Муниципального учреждения г. Тейково «Дворец культуры им. В.И. Ленина» (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «КоролСтрой» (далее – Заявитель, Общество), (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),

УСТАНОВИЛА:

26.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «КоролСтрой» на действия Муниципального учреждения г. Тейково «Дворец культуры им. В.И. Ленина» при проведении электронного аукциона на ремонт кровли, перекрытий, потолка и системы вентиляции МУ г. Тейково «Дворец Культуры им. В.И. Ленина» (извещение №0133200001718000791).

Согласно первому доводу жалобы в документации о закупке Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении декларации о соответствии совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств по договорам и уровню ответственности члена саморегулируемой организации, указанному в выписке из реестра саморегулируемой организации (далее – СРО). Заявитель указывает, что данное требование противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), так как документом, установленным п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае является выписка из реестра членов СРО.

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчик в документации о закупке установил перечень ГОСТ, СНиП и других норм, определенных действующим законодательством, без сопоставления таких технических регламентов и стандартов соответствующим товарам (материалам), используемых при выполнении работ, что противоречит письму ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016.

Согласно третьему доводу жалобы в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и Положения о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию. Заявитель указывает, что данная проектно-сметная документация должна быть размещена наряду с извещением и документацией об электронном аукционе. Однако Заказчиком она размещена не в полном объеме, что не позволяет определить объем выполняемых работ.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Муниципальное учреждение г. Тейково «Дворец культуры им. В.И. Ленина» не согласно с доводами жалобы, нарушений в документации о закупке допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

11.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001718000791 о проведении электронного аукциона на ремонт кровли, перекрытий, потолка и системы вентиляции МУ г. Тейково «Дворец Культуры им. В.И. Ленина».

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) начальная (максимальная) цена контракта – 7 902 780,00 руб.;

2) дата начала подачи заявок – 11.04.2018;

3) дата и время окончания подачи заявок – 27.04.2018 09:00;

4) согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе №0133200001718000791-1/105А от 03.05.2018 на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок;

5) допущены до участия в электронном аукционе 3 участника закупки.

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 28 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющейся объектом закупки, а именно: выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58, выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, который указан в извещении об аукционе в электронной форме.

Участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства с правом выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии), которая имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ.

При этом совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.

При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее предельного размера обязательств по таким договорам.

Участник аукциона в составе заявки должен продекларировать соответствие совокупного размера обязательств по таким договорам предельному размеру обязательств по таким договорам и уровню ответственности члена саморегулируемой организации, указанному в выписке из реестра членов СРО.

(Требование установлено в соответствии положениями ст. 55.8, ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ, Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58 и не распространяется на участников электронного аукциона, которые относятся к категории юридических лиц, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ).

В п. 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указаны, в том числе аналогичные требования к составу второй части заявок на участие в закупке.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 ГрК РФ.

При этом согласно п. 5 и 6 формы выписки из реестра членов СРО, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58, такая выписка содержит, в том числе:

- сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

- сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Таким образом, выписка из реестра членов СРО не содержит информацию о соответствии совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств по договорам и уровню ответственности члена саморегулируемой организации.

Между тем, согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

На основании вышеуказанных норм, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций, имеющих компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и при условии, что совокупный размер обязательств по договорам члена реестра СРО на такие работы не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №07-16/1126 от 28.04.2018 в Ассоциацию саморегулируемой организации «Ивановское объединение строителей» был сделан запрос о том, к какому виду работ относятся работы по рассматриваемой закупке (далее – запрос).

Исходя из ответа Ассоциации саморегулируемой организации «Ивановское объединение строителей» №155 от 04.05.2018 закупаемые Заказчиком работы относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Таким образом, декларация о соответствии совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств по договорам и уровню ответственности члена саморегулируемой организации является одним из документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.

Кроме того, согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе Общество не приложило документы, подтверждающие невозможность представления требуемой в документации о закупке декларации.

Также, по мнению Комиссии Ивановского УФАС России, данное требование Заказчика не накладывает на потенциальных участников закупки, в том числе на Общество, дополнительных материальных или финансовых издержек и затрат, данная декларация может быть подана в свободной форме, вид ее документацией о закупке не установлен. Следовательно, рассматриваемое требование Заказчика не нарушает прав и законных интересов Заявителя.

В связи с чем, требование о представлении на основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявок на участие в электронном аукционе декларации о соответствии совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств по договорам и уровню ответственности члена саморегулируемой организации является правомерным, первый довод жалобы является необоснованным.

Второй довод жалобы также признан необоснованным ввиду следующего.

П. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки должен использовать, в том числе показатели, требования качественных характеристик объекта закупки, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Согласно п. 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке работы должны быть выполнены в строгом соответствии с разделом III «Техническое задание» документации о закупке.

В п. 3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке указано, что качество материалов (товаров), используемых при выполнении работ, их характеристики, должны соответствовать Техническому заданию и приложениям к нему, ГОСТ, СНиП и другим нормам, определенным действующим законодательством.

При этом данные ГОСТ, СНиП и другие нормы, определенные действующим законодательством, перечислены в п. 3 раздела III «Техническое задание» документации о закупке в том порядке, в котором установлены требования к соответствующим товарам (материалам), используемым при выполнении работ.

Ссылка заявителя на письмо ФАС России №ИА/44536/16 от 01.07.2016 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – письмо ФАС России) является несостоятельной в связи со следующим.

Согласно п. 4 ч. 1 письма ФАС России в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Таким образом, данное письмо ФАС России носит рекомендательный характер. При этом Закон о контрактной системе такого требования не содержит.

В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.

 

Относительно третьего довода жалобы было установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 5.5 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке работы должны быть выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией…

Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ.

Исходя из п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 21, 24 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

21) система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

24) строительная конструкция – часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Из содержания локальных смет, размещенных на официальном сайте наряду с документацией о закупке, следует, что предусмотренные в них работы, например ремонт деревянных элементов конструкций крыши (стропильных ног, балок, мауэрлатов, обрешетки), разборка покрытий и монтаж кровли из профильного листа, ремонт кирпичной кладки стен отдельными местами, разборка и устройство слуховых окон, устройство водосточной системы, прокладка воздуховодов, устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов одноуровневых и т.д. свидетельствуют о замене и (или) восстановлении строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замене и (или) восстановлении систем инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.

Таким образом, как было указано ранее, закупаемые Заказчиком работы являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Данная позиция подтверждается письмом Ассоциации саморегулируемой организации «Ивановское объединение строителей» №155 от 04.05.2018, направленным в ответ на запрос Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области.

В соответствии с ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Согласно п. 11 ч. 12 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются, в том числе смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Во исполнение указанных норм Заказчиком были разработаны локальные сметы №1 «Ремонт кровли, перекрытий и системы вентиляции МУ г. Тейково «Дворец Культуры им. В.И. Ленина»» и №2 «Ремонт потолка  МУ г. Тейково «Дворец Культуры им. В.И. Ленина»». Они в полном объеме были размещены наряду с извещением и документацией о закупке.

Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К жалобе Заявителя не приложено документов, доказывающих невозможность сформировать свое предложение на основании сведений и документов, размещенных Заказчиком на официальном сайте.

Вместе с тем, согласно ответу Ассоциации саморегулируемой организации «Ивановское объединение строителей» на запрос Ивановского УФАС России, размещенные в составе документации об электронном аукционе разделы проектно-сметной документации позволяют потенциальным участникам закупки сформировать предложение в отношении объекта закупки в полном объеме.

Таким образом, с учетом положений ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о размещении Заказчиком на официальном сайте достаточной информации при проведении закупки, исходя из которой возможно определить объем требуемых Заказчику работ и составить потенциальным участникам закупки заявку на участие в электронном аукционе. В соответствии с чем, третий довод жалобы признан необоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «КоролСтрой» на действия Муниципального учреждения г. Тейково «Дворец культуры им. В.И. Ленина» при проведении электронного аукциона на ремонт кровли, перекрытий, потолка и системы вентиляции МУ г. Тейково «Дворец Культуры им. В.И. Ленина» (извещение №0133200001718000791) необоснованной.

2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0133200001718000791).

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны