Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной (заявитель ... от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-112

 

Дата оглашения решения: 24 мая 2018 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 25 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителя:

Администрации Новоталицкого сельского поселения (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «СТРОЙ ЛЕС» (далее – Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

17.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «СТРОЙ ЛЕС» на действия Администрации Новоталицкого сельского поселения при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории площади им. К.И. Рупасова в с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области (извещение №0133200001718000958).

Согласно жалобе документация о закупке сформирована с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

1. В позиции «Щебень» Заказчик установил требования к фракции щебня не в соответствии с ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями №1-4)» (далее – ГОСТ 8267-93). Между тем, в документации о закупке установлено требование о соответствии качества используемых материалов при выполнении работ по контракту, в том числе указанному стандарту.

2. В позиции «Бетон» Заказчиком установлено требование к классу бетона – «не ниже В15» в соответствии с недействующим ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», в котором присутствовал этот показатель, а не в соответствии с указанным в документации о закупке ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее – ГОСТ 26633-2015).

Также Заявитель указывает, что Заказчик вправе был использовать нестандартный показатель, но при этом в документации о закупке должно было содержаться обоснование необходимости использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от стандартных. Такое обоснование отсутствует в аукционной документации.

3. В части III «Техническая часть» документации о закупке Заказчик установил требование: Брусья необрезные хвойных пород, шириной от 100 до 275 мм. Общество указывает, что исходя из требований инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участнику необходимо указать конкретное значение ширины брусьев, однако, указать конкретное значение ширины необрезных брусьев невозможно, указание конкретного показателя по данной позиции будет противоречить ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями №1, 2)».

4. В позициях «Плитка» Заказчик при установлении требований к показателям товара использовал недействующий ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» (далее – ГОСТ 17608-91).

5. В составе аукционной документации Заказчик указал: «Дата начала 24.04.2018 и окончания 19.05.2018 срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме». 19.05.2018 – является выходным днём. По мнению Заявителя, с учетом положений Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если последний день срока поступления Заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, Заказчик должен был установить дату в виде следующего за ним рабочего дня.

6. Заказчиком указана форма обеспечения исполнения контракта в виде внесения залога денежных средств в счет обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика. Общество указывает, что такая форма внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, как залог, депозит, вклад, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Администрация Новоталицского сельского поселения, а также ее представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что Заказчик согласен с четвертым и шестым доводами жалобы Заявителя.

При поступлении запроса разъяснений положений документации о закупке по четвертому доводу жалобы, Заказчиком были бы даны следующие разъяснения: «При указании в аукционной документации недействующих ГОСТ необходимо руководствоваться действующими нормативными документами, вышедшими взамен», в документацию о закупке были бы внесены изменения в соответствующей части.

Также Заказчик указал, что в разделе II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке в строке 34 в реквизитах перечисления денежных средств ошибочно указано слово «залог». Между тем, в п. 9.1 проекта контракта документации о закупке слово «залог» не фигурирует.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) 24.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) была размещена первая редакция извещения №0133200001718000958 о проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории площади им. К.И. Рупасова в с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области.

04.05.2018 на официальном сайте была размещена вторая редакции извещения №0133200001718000958 и соответствующие документы закупки.

2) начальная (максимальная) цена контракта – 3 961 715,48 рублей;

3) дата начала подачи заявок – 24.04.2018 19:31;

4) дата и время окончания подачи заявок – 21.05.2018 09:00;

5) в протоколе от 21.05.2018 №0133200001718000958-5-1 указано, что на участие в электронном аукционе подана одна заявка от участника закупки.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке установлено следующее требование к фракции щебня, а именно: «20-40 мм, Соответствие».

Вместе с тем, в документации о закупке содержится требование о соответствии используемого щебня ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

В пп. 11 п. 25 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что значение показателей (характеристик) товаров (материалов), сопровождающиеся словом «соответствие» являются значениями, которые не могут изменяться (например, «ширина 300 мм соответствие»; «фракция 10-20 соответствие», «смеси фракций от 5 до 20 мм соответствие», в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением(ями), установленными документацией.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.

Проанализировав положения документации о закупке и ГОСТ 8267-93, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает противоречий между данными документами, первый довод жалобы является необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке указано требование к классу бетона, а именно: не ниже В 15, соответствие ГОСТ 26633-2015.

Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:

- по прочности:

на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120…

Таким образом, требование к бетону было установлено Заказчиком в соответствии с действующим стандартом, второй довод жалобы является необоснованным.

Третий довод жалобы признан Комиссией Ивановского УФАС России необоснованным ввиду следующего.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке установлено, что брусья должны быть необрезные хвойных пород, соответствовать ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями №1, 2, 3, с Поправкой) (далее – ГОСТ 8486-86), иметь ширину от 100 до 275 мм. Указывать в заявке на участие в электронном аукционе значение данного показателя участник закупки должен согласно п. 25 «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе» раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» аукционной документации.

Согласно п. 1.2 ГОСТ 8486-86 номинальные размеры пиломатериалов и предельные отклонения от номинальных размеров – по ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями №1, 2)» (далее – ГОСТ 24454-80).

В соответствии с п. 2 ГОСТ 24454-80 номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.

Номинальные размеры толщины и ширины, мм

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

Таким образом, в документации о закупке требование к брускам установлено в соответствии с приведенными выше стандартами.

Четверый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным на основании следующего.

Из п. 2 ч. 1 ст. 33 следует, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать, в том числе качественные характеристики объекта закупки и требования, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке Заказчиком указано, что качество выполняемых работ и используемых материалов должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды и соответствовать обязательным требованиям2: … ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия»; иных действующих нормативно-правовых актов.

2Применять только действующие нормативно-технические документы. В случае введения в действие новых нормативно-технических документов Заказчик уведомляет Подрядчика о необходимости и порядке их применения при исполнении Контракта. После уведомления Заказчика применение вступивших в силу новых нормативно-технических документов становится обязательным для Подрядчика.

Далее в документации о закупке Заказчиком также установлено требование о соответствии товара «Плитка» ГОСТ 17608-91.

Между тем, согласно данным с сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01.03.2018 введен ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия».

Учитывая, что ГОСТ 17608-91 был заменен с 01.03.2018 на ГОСТ 17608-2017 в документации о закупке присутствует ссылка на недействующий стандарт, Заказчиком в документации о закупке предъявлены требования к качественным характеристикам материала, необходимого для выполнения работ, в соответствии с недействующими техническими документами, чем нарушены нормы п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В п. 26 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке содержится порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе:

Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: 24.04.2018.

Дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: 19.05.2018.

При этом в п. 27 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 09 час. 00 мин. (московского времени) 21.05.2018 года.

Закон о контрактной системе не предусматривает при указании в документации о закупке даты окончания срока представления разъяснений положений документации перенос ее с нерабочего на рабочий день. Соответственно, дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе установлена верно.

Учитывая изложенное, пятый довод жалобы признан необоснованным.

Относительно шестого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В п. 34 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе…Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Реквизиты счета Заказчика для перечисления денежных средств:

УФК по Ивановской области (Администрация Новоталицкого сельского поселения)

ИНН 3711017670 КПП 371101001

Платежные реквизиты для перечисления залога денежных средств в счет обеспечения исполнения контракта

 р/с 40302810200003000016

Отделение Иваново БИК 042406001

л/с 05333010810…

Однако Законом о контрактной системе не установлена форма обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств.

Таким образом, шестой довод жалобы является обоснованным, установленное Заказчиком требование к форме обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств противоречит положениям ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как указано выше, Заказчик, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщили, что слово «залог» в разделе II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке является опечаткой. В п. 9.1 проекта контракта документации о закупке указано, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств по настоящему контракту подрядчик предоставляет банковскую гарантию, выданную банком, или вносит денежные средства на счет Заказчика. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что на участие в электронном аукционе подана одна заявка от участника закупки – ООО фирма «СТРОФФ», данная заявка была допущена, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Кроме того, по рассматриваемой закупке запросов разъяснений положений документации об электронном аукционе не поступало. ООО «СТРОЙ ЛЕС» свою заинтересованность в участии в рассматриваемом электронном аукционе не проявило. Таким образом, в связи с тем, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на исход торгов, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙ ЛЕС» на действия Администрации Новоталицкого сельского поселения при проведении электронного аукциона на благоустройство общественной территории площади им. К.И. Рупасова в с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области (извещение №0133200001718000958) обоснованной в части 4 и 6 доводов жалобы.

2. Установить в действиях Администрации Новоталицкого сельского поселения нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0133200001718000958).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны