Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной (заявитель ... от 3 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-198

 

Дата оглашения решения: 31 августа 2018 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 31 августа 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие ООО «Эксперт» (далее – Заявитель, Общество) (уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы было своевременно направлено указанному лицу),

рассмотрев жалобу ООО «Эксперт» на действия Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Багаева, д. 14, литер А1 (извещение №0133100003218000093), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

24.08.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Эксперт» на действия Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Багаева, д. 14, литер А1 (извещение №0133100003218000093).

Согласно первому доводу жалобы Заказчиком неверно установлен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, а именно: Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона. В извещении о проведении указанной закупки установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 26.08.2018. Указанная дата окончания срока подачи заявок является выходным днем, в связи с чем, Общество делает вывод о нарушении Заказчиком ст. 63 Закона о контрактной системе.

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком в п. 37 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлено, в том числе следующее требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: «Во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе».

ООО «Эксперт» указывает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, в связи с чем, вышеуказанное требование, не соответствует действующему законодательству о контрактной системе.

В третьем доводе жалобы ООО «Эксперт» указывает, что в силу требований Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Между тем, в проекте контракта указанное условие отсутствует.

Согласно четвертому доводу жалобы инструкция по заполнению заявки, являющаяся составной и неотъемлемой частью аукционной документации, в совокупности с требованиями документации о закупке вводит участников закупки в заблуждение, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в документации об электронном аукционе содержатся неоднозначные требования к содержанию первой части заявки участника закупки, что не позволяет участникам закупки корректно определить показатели в своих заявках.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области» с доводами жалобы не согласно, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением и документацией об осуществлении закупки, составленными в ходе проведения закупки протоколами:

1) 30.07.2018 на официальном сайте была размещена первая редакция извещения №0133100003218000093 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Багаева, д. 14, литер А1 и соответствующие документы закупки.

09.08.2018 на официальном сайте была размещена вторая редакция извещения о проведении электронного аукциона и соответствующие документы закупки.

2) начальная (максимальная) цена контракта – 4 208 780,00 рублей;

3) дата начала подачи заявок – 30.07.2018;

4) дата и время окончания подачи заявок – 26.08.2018 23:59;

5) согласно протоколам, составленным в ходе проведения закупки, на участие в электронном аукционе было подано две заявки от участников закупки; заявка ООО «Космос» была признана соответствующей требованиям документации о закупке, аукцион признан несостоявшимся.

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Так, 09.08.2018 Заказчиком было принято решение о внесении изменений в извещение и документацию о закупке. В этот же день изменения были размещены на официальном сайте.

Учитывая нормы ч. 3 ст. 63, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, срок окончания подачи заявок не мог быть установлен ранее 25.08.2018.

В рассматриваемом случае Заказчик установил срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на 26.08.2018 (воскресенье).

Ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе не содержит оговорки об обязательном использовании в качестве даты окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе рабочего дня.

Поскольку извещение о проведении указанного электронного аукциона было размещено заказчиком не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а также учитывая специфику электронного аукциона, заключающуюся в возможности участников электронного аукциона совершать действия, связанные с участием в электронных аукционах, в любое удобное для них время и день, Комиссия Ивановского УФАС России признает первый довод жалобы необоснованным.

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

П. 37 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе:

Во второй части заявки участник электронного аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58.

Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе)…

Между тем, на основании норм, изложенных выше, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, который указан в извещении об аукционе в электронной форме. В связи с чем, действия Заказчика, установившего в документации об электронном аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушает ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным на основании следующего.

Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается следующее обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с п. 2.4 проекта контракта документации о закупке сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит уменьшению на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.

Учитывая изложенное, третий довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно раздела IV «Инструкция участникам размещения заказа по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации о закупке участник размещения заказа заполняет заявку с учётом требований документации о закупке в соответствии с порядком совершаемых действий при участии в открытом аукционе в электронной форме, указанном в сети «Интернет» на сайте оператора электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» - http://etp.roseltorg.ru/.

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указана в п. 14 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе.

В п. 23 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что инструкция по заполнению заявки находится в подпункте 14.6. раздела 1 «Условия проведения аукциона в электронной форме».

Аналогичное положение содержится в п. 26 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке.

В п. 14.6 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе:

  1. 1. Предлагаемая заказчиком форма подачи первой и второй части заявки указана в Разделе IV «Инструкция участникам размещения заказа по заполнению первой и второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме» документации о закупке.
  2. 2. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) дается в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
  3. 3. Предлагаемый участником товар должен иметь конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (Раздел III «Техническое задание» аукционной документации) и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с п. 17.9 раздела III «Техническое задание» документации о закупке сведения о качестве, технических характеристиках материала, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме при выполнении работ – см. Приложение № 1 к техническому заданию Раздел III.

Вместе с тем, в разделе III «Техническое задание» документации о закупке указано, что Приложения к Разделу III размещаются отдельными документами (ведомость объемов работ, сведения о качестве, технических характеристиках товара).

На официальном сайте отдельным файлом размещено Приложение №1 к техническому заданию «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме».

В указанном файле содержатся показатели используемых материалов, а также инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов).

Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержится в документации о закупке. Анализ закупочной документации позволяет участнику закупки при должной степени добросовестности сформировать свою заявку на участие в электронном аукционе.

Кроме того, ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия (бездействия) Заказчика. Между тем, Заявитель своих представителей на рассмотрение жалобы не направил, чем нарушены его права установленной в документации о закупке инструкцией не указал, а также не пояснил, какие именно положения инструкции противоречат документации.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, четвертый довод жалобы является необоснованным.

В соответствии с п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как указано выше, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.08.2018 №0133100003218000093-1 на участие в закупке было подано две заявки от участников закупки, признан соответствующим требованиям документации о закупке один из участников. Проанализировав представленные документы, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что приложенная в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе победителем закупки выписка из реестра членов саморегулируемой организации соответствует действующему законодательству.

Кроме того, было установлено, что ООО «Эксперт» не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, в связи с тем, что допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на исход торгов, права и законные интересы Заявителя не нарушены, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.

На основании указанного выше, а также учитывая, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «Эксперт» на действия Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Багаева, д. 14, литер А1 (извещение №0133100003218000093) обоснованной в части 2 довода жалобы.

2. Установить в действиях Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение №0133100003218000093).

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны