Решение б/н Решение о признании жалобы частично обоснованной и предписан... от 23 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-15/2018-267

 

Дата оглашения решения: 17 октября 2018 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 22 октября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

ИП Сахарова А<…> В<…> (далее - Заявитель): <…>,

Департамента здравоохранения Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган): <…>,

ООО «Научно-производственный центр «1С» (далее - Участник закупки): <…>,

рассмотрев жалобу ИП Сахарова А.В. на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области (извещение 0133200001718002510), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.10.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Сахарова А.В. на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области (извещение 0133200001718002510).

 

Согласно первому доводу жалобы в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на услуги связи.

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке установлены требования к трудовым ресурсам участника закупки.

В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что в документации о закупке отсутствует информация, предусмотренная п. 1.5 ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

Согласно четвертому доводу жалобы Заказчик не ответил на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Правильно ли заказчик определил конкурентный способ определения поставщика в данном случае?».

В пятом, шестом доводах жалобы Заявитель указывает, что требование о выполнении всех работ по контракту лично Подрядчиком является незаконным. Подрядчик по контракту, обладая достаточной квалификацией и опытом в области информатизации, не имея лицензий ФСБ России и ФСТЭК России на защиту информации, требование о представлении которых установлено документацией о закупке, в случае, если контрактом будет предусмотрена возможность субподряда, сможет привлечь к исполнению контракта иных лиц, имеющих такие лицензии.

В седьмом доводе жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, создание новой защищенной сети в рамках выполнения работ по контракту является нецелесообразным. Данный довод был снят с рассмотрения представителем Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России.

В соответствии с восьмым доводом жалобы требование, установленное в документации о закупке, о том, что программное обеспечение функциональных подсистем должно иметь открытый документированный исходный код с русскоязычным синтаксисом, является незаконным.

Согласно девятому доводу жалобы предусмотренное документацией о закупке требование о выполнении работ по предпроектной стадии построения системы защиты персональных данных для медицинских организаций Ивановской области (далее - МО) не соответствует объекту закупки. На данный момент система защиты персональных данных в МО давно создана и функционирует в рамках других государственных контрактов.

В десятом, двенадцатом доводах жалобы Заявитель указывает, что из документации о закупке не представляется возможным определить, какой объем работ необходимо выполнить в связи с существованием «исторических медицинских информационных систем» (далее – исторические МИС)». Например, запись ко врачу через Единый портал государственных услуг и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ) должна осуществляться в новой региональной медицинской информационной системе только в тестовой больнице или во всех МО, ведение электронных карт в МО должно вестись только в тестовой больнице? Заявителю непонятно, интеграцию с какими конкретно МИС, должен настроить Подрядчик.

В соответствии с одиннадцатым доводом жалобы, требования к месту выполнения работ в документации о закупке противоречат друг другу.

Согласно тринадцатому доводу жалобы Заказчик не ответил на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Укажите какое ПО, в каком объеме и на какой срок передается Заказчику?».

В соответствии с четырнадцатым доводом жалобы Заказчик не ответил на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Уточните, должны ли операционные системы клиентских станций входить в Единый реестр российских программ?».

Согласно пятнадцатому доводу жалобы Заказчик не ответил на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Допустима ли работа новой РМИС с клиентскими станциями с нелицензионным ПО Микрософт, или данная операционная система будет заменена на операционную систему, входящую в реестр Российских программ?». Данный довод был снят с рассмотрения представителем Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России.

В шестнадцатом доводе жалобы Заявитель указывает, что для проведения тестирования функции «Цифровые изображения (радиология)» в тестовой больнице необходима информация по медицинскому оборудованию, с которым необходима интеграция, а также информация по PACS-серверу.

В семнадцатом доводе жалобы Заявитель указывает, что в документации о закупке не установлено условие о сроках возврата Заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Довод был снят с рассмотрения представителем Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России.

Согласно восемнадцатому доводу жалобы в документации о закупке отсутствует условие, предусмотренное п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с девятнадцатым доводом жалобы, в документации о закупке требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе определены с нарушением ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

Заказчик, Уполномоченный орган, Участник закупки в своих возражениях на жалобу указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом, Участником закупки документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

24.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001718002510 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 15 600 000 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 11.10.2018 09:00;

3) дата проведения электронного аукциона - 15.10.2018;

4) согласно протоколу № 0133200001718002510-1/_448А_ рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.10.2018 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, 3 участника закупки были допущены до участия в электронном аукционе;

5) согласно протоколу проведения электронного аукциона от 15.10.2018 ценовые предложения поступили от 2 участников закупки: порядковый номер заявки 1 - 15 444 000 руб., порядковый номер заявки 2 - 15 522 000 руб.

 

В соответствии с п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области. Работы должны соответствовать требованиям раздела III «Техническое задание» документации о закупке.

В разделе III «Техническое задание» (далее - ТЗ) документации об электронном аукционе приведены цели и задачи по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях, предназначенной для автоматизации учреждений системы здравоохранения Ивановской области (далее – РМИС СЗ ИО, Система), технические требования к ее архитектуре на единой для всех учреждений системы здравоохранения Ивановской области платформе, качественные и функциональные характеристики РМИС СЗ ИО, а также требования к составу и результатам работ в соответствии с требованиями правовых актов и документов, приведенных в разделе III «Техническое задание» документации о закупке.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п. 3.1 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано: в целях обеспечения бесперебойной работы, при настройке интеграции с существующими у Заказчика и МО медицинскими информационными системами (далее – МИС), Подрядчик обязан обеспечить за счет собственных сил и средств каналы связи, необходимые для выполнения работ, использовать совместимые программно-аппаратные средства защиты информации каналов связи, а так же настроить интеграцию аппаратных средств и телекоммуникационнного оборудования, используемого Подрядчиком при выполнении работ с используемой Заказчиком и МО сетью передачи данных, построенной по технологии VLAN.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

В силу п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что для выполнения работ Подрядчик по контракту должен будет использовать каналы связи. Для этого Подрядчику необходимо будет либо иметь свои каналы связи, либо воспользоваться услугами организации, которая оказывает такие услуги. В связи с чем, в документации о закупке и не было установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на оказание услуг связи, поскольку Подрядчик по контракту для выполнения данных работ может привлечь к исполнению своих обязательств по обеспечению каналов связи иных лиц (субподрядчиков), имеющих такую лицензию. Вместе с тем, представители Заказчика подтвердили, что в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание услуг возможно лишь на основании лицензии на оказание услуг связи.

Комиссия Ивановского УФАС России считает довод Заказчика о возможности привлечения для выполнения данных работ субподрядчиков по контракту несостоятельным ввиду следующего.

Ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно п. 1.1, 3.5 проекта контракта документации о закупке Подрядчик обязуется выполнить работы по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области Заказчику на условиях, в порядке и в сроки, определяемые сторонами в контракте, а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату выполненных работ.

При исполнении контракта не допускается перемена Подрядчика, за исключением случая, если новый Подрядчик является правопреемником Подрядчика по контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В разъяснениях положений документации об электронном аукционе, размещенных на официальном сайте 08.10.2018, указано: «Из совокупного описания требований к объекту закупки следует, что Подрядчик должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям - предъявить наличие действующих лицензий, необходимых для выполнения лицензируемых видов деятельности в соответствии с требованиями технического задания. В техническом задании указан объем работ, необходимый Заказчику. Указанный объем работ Подрядчик обязан выполнить за счет собственных сил и средств».

Таким образом, исходя из положений документации о закупке, работы по контракту Подрядчик должен выполнить лично без привлечения иных лиц (субподрядчиков). Следовательно, в извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке Заказчик обязан был установить требование о наличии у участников закупки лицензии на оказание услуг связи. Однако такое требование Заказчиком в извещении об электронном аукционе и аукционной документации не установлено, что свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В силу ч. 6 ст. 31 Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В п. 2.2 ч. 2 «Дополнительные сведения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано: в состав специалистов Подрядчика, обеспечивающих функционирование системы, должны входить:

- системный администратор – минимум 2 чел;

- администратор баз данных – минимум 2 чел;

- администратор информационной безопасности – минимум 1 чел;

- консультант по поддержке пользователей – минимум 5 чел.

Системное администрирование должно выполняться ответственным лицом Подрядчика по месту размещения центра обработки данных (далее – ЦОД). Квалификация системного администратора должна обеспечивать выполнение им следующих функций:

- проведение регламентных работ на серверах системы;

- выполнение и контроль резервного копирования данных системы;

- выполнение перезапуска и восстановление данных системы после сбоев.

Квалификация Администратора баз данных должна обеспечивать выполнение им следующих функций:

- управление доступом пользователей к централизованному хранилищу данных системы, размещенным на серверах ЦОД;

- осуществление мониторинга состояния баз данных;

- обеспечение сохранности данных и бесперебойной работы серверов.

Квалификация Администратора информационной безопасности должна обеспечивать выполнение им следующих функций:

- проведение операций аудита действий пользователей в системе;

- администрирование учетных записей пользователей системы;

- администрирование групп и ролей пользователей системы;

- разработка, управление и реализация эффективной политики информационной безопасности системы в рамках требований раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе;

- управление правами доступа пользователей к функциям системы;

- взаимодействие с другими администраторами;

В функции специалиста по поддержке пользователей должны входить:

- консультирование пользователей системы по вопросам, связанным с работой системы.

По мнению Заказчика, установление таких требований законно на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 2.6.1.2 ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».

Комиссия Ивановского УФАС России считает данный довод Заказчика несостоятельным ввиду следующего.

Согласно п. 2.6.1.2 ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» в требованиях к численности и квалификации персонала на автоматизированных системах (далее - АС) приводят:

- требования к численности персонала (пользователей) АС;

- требования к квалификации персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков и т.д.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Указанные в документации о закупке требования не касаются технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки.

Как указано выше, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе предусмотрен запрет на установление требований к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе. Законодательством Российской Федерации о контрактной системе возможность установления указанных выше требований не предусмотрена.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что установление указанных требований: к наличию трудовых и иных ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно п. 1.5 ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» ТЗ на АС разрабатывают на основании исходных данных, в том числе содержащихся в итоговой документации стадии «Исследование и обоснование создания АС», установленной ГОСТ 24.601.

В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе доказательств, подтверждающих обоснованность третьего довода жалобы, не представлено.

В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком изложены требования к выполняемым в рамках исполнения контракта работам. При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

 

Относительно четвертого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

На основании ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

08.10.2018 на официальном сайте на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Правильно ли заказчик определил конкурентный способ определения поставщика в данном случае?», Заказчиком были даны следующие разъяснения положений документации о закупке: «В соответствии с п. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни».

Согласно ч. 1, 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

На основании ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2, 3 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе перечни.

В рассматриваемом случае Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе был выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион.

Учитывая изложенное выше, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе по запросу о даче разъяснений положений документации о закупке, четвертый довод жалобы является необоснованным.

 

Пятый и шестой доводы жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованными ввиду следующего.

Согласно п. 3.9 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе для выполнения работ, в соответствии с требованиями п. 3.9. ТЗ, Подрядчик должен обладать:

1) Лицензия ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с видами работ в составе лицензируемого вида деятельности согласно требований Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №313 по пунктам 12 и 13.

Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пп. 1 п. 1 ст. 12).

2) Лицензия ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации по видам услуг в соответствии с пунктом «е» части 4 Положения «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 №79:

- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Основание: Требование установлено пп. 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 №79.

Под осуществлением деятельности по технической защите конфиденциальной информации согласно пункту «е» части 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 №79, в данной закупке следует понимать:

- установку, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

На основании п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при формировании документации о закупке должны таким образом прописать требования, чтобы закупить товары, работы, услуги, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

На основании ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Таким образом, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации привлечение к исполнению контракта субподрядчика является правом подрядчика.

Закон о контрактной системе не предусматривает возможности установления условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика, вместе с тем, и не запрещает включать в документацию о закупке требование осуществлять работы без привлечения субподрядчиков.

При проведении закупочных процедур Заказчик не ограничен в вопросах формирования документации о закупке, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Однако любые требования, которые прописываются Заказчиком в документации о закупке, должны быть им обоснованы, иное приведет к нарушению целей введения Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что требование о необходимости выполнения работ по контракту лично Подрядчиком было установлено в связи со сложностью информационной системы, а также ограниченным сроком выполнения работ.

Вместе с тем, как обоснованно указано Заявителем, Подрядчик по контракту, как раз таки обладая достаточной квалификацией и опытом в области информатизации, и обладая опытом работы внедрения системы, являющейся предметом контракта, при этом, не имея лицензий ФСБ России и ФСТЭК России, в случае, если контрактом будет предусмотрена возможность субподряда, сможет привлечь к исполнению контракта иных лиц, имеющих такие лицензии.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в рассматриваемом случае Заказчиком не приведено доказательств, подтверждающих необходимость установления требования о выполнении работ по контракту лично Подрядчиком.

Установление требования о выполнении работ по контракту лично приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает требования, предусмотренные ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Относительно восьмого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 3.8 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе программное обеспечение функциональных подсистем должно удовлетворять следующим требованиям:

- иметь открытый документированный исходный код с русскоязычным синтаксисом, позволяющий, при необходимости, модифицировать функциональную подсистему (адаптировать его под нужды конкретного МО) собственными силами или с привлечением сторонних специалистов (без привлечения производителя такого программного обеспечения);

- возможность осуществлять обновление отдельно от единой программной платформы, поставляемой в защищенном исполнении.

Учитывая отсутствие со стороны Заявителя доказательств, подтверждающих обоснованность восьмого довода жалобы, а также доказательств невозможности поставки товара, требуемого Заказчику, Комиссия Ивановского УФАС России считает восьмой довод жалобы недоказанным.

 

Девятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 5 «Требования к работам, выполняемым в рамках технического задания» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе в рамках технического задания должны быть выполнены, в том числе работы по предпроектной стадии построения системы защиты персональных данных для МО Ивановской области.

Заявителем доказательств, подтверждающих, что выполнение работ по предпроектной стадии построения системы защиты персональных данных для МО Ивановской области не соответствует объекту закупки, не представлено.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что внедряемая информационная система является отдельной от уже имеющихся у Заказчика информационных систем. Подрядчик в рамках выполнения работ по контракту обязан выполнить требования в отношении интеграции с существующими у Заказчика и МО медицинскими информационными системами, установленные документацией о закупке.

При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.

 

Десятый, двенадцатый доводы жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованными ввиду следующего.

В п. 1.8 «Основные цели и задачи внедрения РМИС СЗ ИО» ч. 1 раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны основные показатели достижения целей:

  • Возможность реализации (оптимизации, унификации) в каждом учреждении системы здравоохранения Ивановской области функциональных задач, в соответствии с утвержденными направлениями деятельности соответствующего учреждения и требованиями Технического задания, включая:
  • возможность использования учреждениями системы здравоохранения Ивановской области медицинских информационных систем, соответствующих утверждаемым Минздравом России требованиям, в том числе за счет возможности использования единых сервисов администрирования для оперативного внесения изменений в каждую МИС МО;
  • Возможность использования функционального сегмента РМИС СЗ ИО на базе центрального обеспечивающего сегмента (далее – ЦОС), обеспечивающего унификацию:
  • ведения в медицинских организациях расписаний приема врачей в электронном виде,
  • ведения в медицинских организациях электронного медицинского документооборота, в том числе:
  • ведение электронных медицинских карт пациентов;
  • обеспечение обмена медицинской документацией в форме электронных документов между медицинскими организациями ит.д.;
  • Возможность использования интеграционных механизмов РМИС СЗ ИО на базе ЦОС, в том числе обеспечивающих:
  • информационное взаимодействие РМИС СЗ ИО с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения;
  • дистанционную запись граждан на прием к врачу с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и т.д.

В соответствии с п. 2.1 ч. 2 «Дополнительные сведения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе историческими МИС Ивановской области, является комплекс медицинских информационных систем и подсистем, находящихся в эксплуатации в учреждениях системы здравоохранения Ивановской области, имеющих распределенную структуру баз данных каждой из МО, реализованных по принципу «одна функциональная задача – отдельная база данных». 

Информационные системы, используемые в МО Ивановской области:

* медицинские информационные системы:

- «МО КМИС»;

- лабораторная информационная система «Across клиническая лаборатория 8» (01.00.16).

* информационные системы финансово-хозяйственной деятельности, используемые в учреждениях системы здравоохранения Ивановской области:

- информационная система для логистической поддержки склада льготных лекарственных препаратов;

- «1С:Бухгалтерия Государственного Учреждения» ред. 1 и ред. 2;

- «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения»;

- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».

Требования к возможности использования функциональных характеристик системы в медицинских учреждениях таких, например, как: запись пациентов на прием, ведение электронных карт пациентов, отражены в приложении 1.1 к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе доказательств, подтверждающих, что не представляется возможным определить, какой объем работ необходимо выполнить по контракту, не представлено.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что Подрядчику в рамках выполнения работ по контракту необходимо выполнить все работы, предусмотренные разделом III «Техническое задание» документации об электронном аукционе. Подрядчик обязан выполнить требования в отношении интеграции с существующими у Заказчика и МО медицинскими информационными системами, установленные документацией о закупке.

 

Относительно одиннадцатого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона отражается информация, указанная в ст. 42 Закона о контрактной системе.

П. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о месте выполнения работ, являющихся предметом контракта.

В п. 2.2, 2.4 ч. 2 «Дополнительные сведения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны места выполнения работ:

- по месту нахождения Заказчика РМИС СЗ ИО;

- по месту нахождения учреждений системы здравоохранения Ивановской области;

- по месту нахождения Оператора РМИС СЗ ИО;

- по месту разворачивания ЦОС РМИС СЗ ИО – в центре обработки данных (далее - ЦОД).

Требование к месту нахождения ЦОД - г. Иваново.

Допускается удаленное выполнение работ Подрядчиком при выполнении требований законодательства Российской Федерации к государственной информационной системе.

Системное администрирование должно выполняться ответственным лицом Подрядчика по месту размещения ЦОД.

Документацией об электронном аукционе допускается удаленное выполнение работ Подрядчиком, при этом системное администрирование должно выполняться ответственным лицом Подрядчика только по месту размещения центра обработки данных.

Проанализировав указанные выше положения документации об электронном аукционе, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает противоречий в документации о закупке, одиннадцатый довод жалобы является необоснованным.

 

Тринадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

08.10.2018 на официальном сайте на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Укажите какое ПО, в каком объеме и на какой срок передается Заказчику?», Заказчиком были даны следующие разъяснения положений документации о закупке: «Перечень ПО, передаваемого в рамках контракта Заказчику, определяется подрядчиком самостоятельно, исходя из ТЗ. В соответствии с проектом государственного контракта права использования программного обеспечения предоставляются на весь срок действия исключительного права на программное».

Согласно п. 2.4 ч. 2 «Дополнительные сведения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе выполнение работ включает предоставление Заказчику программного обеспечения по модели SaaS и передачу Заказчику неисключительных (пользовательских) прав на использование комплекта программ для ЭВМ в соответствии с ТЗ. Состав комплекта программ для ЭВМ, объем передаваемых прав (простых неисключительных лицензий) определяется Подрядчиком в соответствии с требованиями ТЗ. Передача прав осуществляется путем заключения лицензионного/сублицензионного договора, с указанием стоимости прав (лицензий), и иных существенных условий, необходимых для заключения такого договора. Размер вознаграждения (стоимость прав) по лицензионному договору включается в стоимость государственного контракта.

В соответствии с п. 3.1 сублицензионного договора (либо лицензионного договора в зависимости от победителя электронного аукциона), являющегося приложением №3 к проекту контракта документации о закупке права использования программного обеспечения по договору предоставляются на весь срок действия исключительного права на программное обеспечение. (Срок действия предоставляемых прав может быть изменён перед заключением договора в зависимости от необходимого Сублицензиату срока использования программного обеспечения, а также в зависимости от особенностей регулирования правообладателем сроков предоставления права использования программного обеспечения).

Учитывая изложенное выше, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе по запросу о даче разъяснений положений документации о закупке.

 

Четырнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

08.10.2018 на официальном сайте на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Уточните, должны ли операционные системы клиентских станций входить в Единый реестр российских программ?», Заказчиком были даны следующие разъяснения положений документации о закупке: «Требования к программному обеспечению указаны в п. 3.3 ТЗ, в том числе указано, что наличие общесистемного программного обеспечения, необходимого для внедрения системы обеспечивается Заказчиком. Соответственно, под программным обеспечением, используемым при внедрении системы, Заказчик подразумевает программное обеспечение, необходимое Подрядчику для выполнения работ по внедрению системы».

Согласно п. 3.3 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе программное обеспечение РМИС СЗ ИО должно состоять из следующих компонентов:

  • Общесистемное программное обеспечение:

- операционные системы серверов;

- операционные системы клиентских станций;

- СУБД.

  • Центральный обеспечивающий сервис (связующее программное обеспечение):

- единая программная платформа в защищенном исполнении;

- инфраструктурная технология ЦОС;

- программное обеспечение, которое служит для обеспечения информационного взаимодействия с сервисами…

- программное обеспечение для взаимодействия с сервисами.

  • Функциональное программное обеспечение (подсистемы МИС МО).

Состав и функции подсистем приведен в разделе 4 ТЗ.

Наличие общесистемного программного обеспечения, необходимого для внедрения системы, обеспечивается Заказчиком.

На основании п. 3.4 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе программное обеспечение, используемое при внедрении РМИС СЗ ИО, должно входить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/).

Таким образом, программное обеспечение, используемое при внедрении РМИС СЗ ИО, должно входить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/), вместе с тем, из документации о закупке не представляется возможным определить, входят ли операционные системы клиентских станций общесистемного программного обеспечения, обеспечиваемого Заказчиком, в указанный реестр. Указанные выше разъяснения положений документации о закупке ответа на заданный участником закупки вопрос не содержат.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком разъяснения положений документации о закупке по запросу участника закупки: «Уточните, должны ли операционные системы клиентских станций входить в Единый реестр российских программ?» не даны.

 

Относительно шестнадцатого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

На основании п. 3.8 ч. 3 «Требования к РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе функциональная структура предоставляемых в рамках внедрения РМИС СЗ ИО медицинских систем должна представлять собой комплекс информационных и технологически взаимосвязанных подсистем, позволяющий осуществлять эксплуатацию РМИС СЗ ИО в любом функциональном наборе в зависимости от потребностей. В основу структуры должен быть заложен модульный принцип их построения с открытой архитектурой, обеспечивающей возможность встраивания и взаимодействия с другими системами и подсистемами и интеграция подсистем, в том числе внутри региона, с помощью сервисов.

Согласно п. 4.2 ч. 4 «Основные функциональные возможности РМИС СЗ ИО» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе в результате выполнения работ по внедрению в рамках ТЗ, Система должна обладать функциональными характеристиками, определенными в ч. 4 раздела III «Техническое задание» документации о закупке. Так, в функции МИС МО (в результате внедрения) должны входить, в том числе следующие:

  • ФУНКЦИИ ПОДСИСТЕМЫ «ЦИФРОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (РАДИОЛОГИЯ)»:

- формирование протокола исследования;

- ведение журнала диагностического кабинета;

- формирование статистической отчетности;

- интеграция с медицинским оборудованием, в том числе с возможностью получения данных оборудования на ПК пользователя и внесения этих данных в протокол обследования;

- интеграция с PACS-сервером.

Согласно приложению 3 «Макет испытаний реализации контрольных показателей по внедрению РМИС СЗ ИО» к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе целью проводимых испытаний РМИС СЗ ИО является определение функциональной работоспособности Системы на этапе проведения тестовой эксплуатации в рамках автоматизации процессов деятельности тестовой МО. Проведение испытаний, согласно представленному макету, должно удостоверить работоспособность РМИС СЗ ИО в соответствии с требованиями ТЗ. При этом требований по проведению тестирования функционала подсистемы «Цифровые изображения (радиология)» приложение 3 «Макет испытаний реализации контрольных показателей по внедрению РМИС СЗ ИО» к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе не содержит.

Таким образом, в рамках выполнения работ по контракту необходимо, чтобы Система имела функцию «Цифровые изображения (радиология)», но ее тестирование документацией о закупке не предусмотрено. Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что шестнадцатый довод жалобы является необоснованным.

 

Восемнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В соответствии с п. 2.5.1 проекта контракта документации о закупке в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу по контракту, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (данный пункт включается при необходимости).

Таким образом, положения документации о закупке не соответствуют п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в п. 2.5.1 проекта контракта документации о закупке допущена техническая ошибка, в документацию о закупке были включены положения Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.07.2018.

 

Девятнадцатый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В извещении о проведении электронного аукциона, документации о закупке установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании п. 11.3 раздела I «Условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в п. 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме».

Согласно п. 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вместе с тем, как указано выше, согласно п. 2.4 ч. 2 «Дополнительные сведения» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе выполнение работ включает предоставление Заказчику программного обеспечения по модели SaaS и передачу Заказчику неисключительных (пользовательских) прав на использование комплекта программ для ЭВМ в соответствии с ТЗ.

Следовательно, в документации о закупке требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе определены с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Вследствие того, что в рассматриваемом случае для выполнения работы, используется товар, Заказчик в документации о закупке должен был установить требования о представлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе информации, предусмотренной п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч. 5 «Требования к работам, выполняемым в рамках технического задания» раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе в рамках технического задания должны быть выполнены нижеследующие работы в соответствии с Планом работ, приведенном в Приложении 2 к разделу III «Техническое задание» документации о закупке.

В соответствии с п. 5.1 ч. 5 «Требования к работам, выполняемым в рамках технического задания» раздела III «Техническое задание» документации о закупке 1-й этап выполнения работ, включает в себя, в том числе разработку Подрядчиком и согласование с Заказчиком программы и методики испытаний РМИС СЗ ИО.

При этом в приложении 2 к разделу III «Техническое задание» документации о закупке указано, в том числе следующее:

 

Содержание работ

Нормативная база

Срок выполнения работ

Результат

Разработка Подрядчиком и согласование с Заказчиком программы и методики испытаний РМИС СЗ ИО

Требования ТЗ

 

Программа и методика испытаний

 

Все условия контракта должны быть согласованы сторонами на момент его подписания. Поскольку срок выполнения работ по любому этапу их выполнения для каждой из сторон является существенным условием контракта, его несогласование (неуказание) может привести к признанию контракта незаключенным. Кроме того, без указания в документации о закупке срока согласования Заказчиком программы и методики испытаний РМИС СЗ ИО может возникнуть ситуация, при которой слишком долгое согласование Заказчиком программы и методики испытаний, может привести к невыполнению Подрядчиком своих обязательств по контракту либо к нарушению сроков выполнения работ по контракту.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе отсутствует срок согласования Заказчиком программы и методики испытаний РМИС СЗ ИО.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП Сахарова А<…> В<…> на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области (извещение 0133200001718002510) обоснованной в части первого, второго, пятого, шестого, четырнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого доводов жалобы.

2. Признать в действиях Департамента здравоохранения Ивановской области нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 64, п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Дата оглашения: 17 октября 2018 года                                                      город Иваново

Дата изготовления: 22 октября 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

рассмотрев жалобу ИП Сахарова А.В. на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области (извещение 0133200001718002510), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и своего решения №07-15/2018-267 от 17.10.2018,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Департаменту здравоохранения Ивановской области (ИНН: 3729010595; 153000, г. Иваново, пр. Шереметевский, д. 1) устранить нарушения Закона о контрактной системе, для чего в срок до 13.11.2018:

- дать разъяснения положений документации о закупке по запросу о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Уточните, должны ли операционные системы клиентских станций входить в Единый реестр российских программ?»;

- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по внедрению медицинской информационной системы в медицинских организациях в целях соответствия утверждаемым Минздравом России требованиям, обеспечения информационного взаимодействия с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации и информационными системами в сфере здравоохранения Ивановской области в соответствии с решением Ивановского УФАС России №07-15/2018-267 от 17.10.2018 и Законом о контрактной системе;

- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области (ИНН: 3702086910; 153000, г. Иваново, пр. Ленина, д. 16) в срок до 13.11.2018:

- отменить все составленные в ходе проведения закупки протоколы, разместить соответствующую информацию, а также разъяснения положений документации о закупке по запросу, указанному выше, измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru);

- осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

3. АО «Электронные торговые системы» (ИНН: 7703668940; 123112, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, эт. 25) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1, 2 настоящего предписания, а также вернуть все поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи их вновь с учетом внесенных изменений.

4. Департаменту здравоохранения Ивановской области, Департаменту конкурсов и аукционов Ивановской области сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 14.11.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны