Решение б/н Решение о признании жалобы необоснованной (заявитель - ООО "... от 11 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 07-16/2016-036

 

Дата оглашения решения: 08 ноября 2016 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 10 ноября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...>,

 

в присутствии представителей:

ОБУЗ «Родильный дом №4» (далее - Заказчик): <...>,

ООО «ВИКАМЕД» (далее – Заявитель, Общество):<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

27.10.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ВИКАМЕД» на действия ОБУЗ «Родильный дом №4» при проведении запроса котировок на поставку одноразовых акушерских стерильных комплектов белья и прочих санитарно-гигиенических изделий из нетканого материала (извещение № 31604238099).

Согласно первому доводу жалобы у Заказчика не было оснований на проведение закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии со вторым доводом жалобы в разделе «Описание объекта закупки» документации о закупке Заказчиком к поставке указан «комплект белья акушерский для рожениц из нетканого материала одноразовый стерильный», в состав которого входит простыня впитывающая большая, изготовленная из  двухслойного комбинированного материала ламинированный айрлайд (или эквивалент) плотностью не менее 95 г/м2. Заявитель утверждает, что эквивалента «айрлайд» не существует, и «айрлайд» является торговым наименованием материала, разработанного и запатентованного компанией ООО «Си Айрлайд». По мнению Заявителя, Заказчик должен указать параметры эквивалентности материала или указать состав материала, чтобы участники могли подобрать эквивалент, соответствующий требованиям Заказчика.

Согласно третьему доводу жалобы Заказчик указал к поставке товары по позициям №2 простыня в рулоне с перфорацией, №3 простыня медицинская влагонепроницаемая разового пользования, в рулоне с перфорацией, выпускаемые только одним производителем ООО «Гекса-нетканые материалы», чем ограничил конкуренцию среди участников.

В соответствии с четвертым доводом жалобы Заказчик неправомерно установил требование об обязательном наличии регистрационных удостоверений на медицинское изделие (далее – регистрационное удостоверение) к позициям №2 простыня в рулоне с перфорацией, №3 простыня медицинская влагонепроницаемая разового пользования, в рулоне с перфорацией, так как данные изделия являются санитарно-гигиенической продукцией и не регистрируются в качестве медицинских изделий, и, соответственно, не имеют регистрационных удостоверений.

Согласно пятому доводу жалобы Заказчик при осуществлении закупки отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ­– Постановление от №102), обязан устанавливать соответствующее ограничение в документации о закупке. Однако ОБУЗ «Родильный дом №4» данное ограничение в документации о закупке не установил.  

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ «Родильный дом №4» не согласно с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

24.10.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru/) (далее – официальный сайт) было размещено извещение №31604238099 о проведении запроса котировок на поставку одноразовых акушерских стерильных комплектов белья и прочих санитарно-гигиенических изделий из нетканого материала.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принятыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ОБУЗ «Родильный дом №4» осуществляет закупки, руководствуясь Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОБУЗ «Родильный дом №4», утвержденного 11.08.2016 начальником Департамента здравоохранения Ивановской области М.А. Ратмановым (далее - Положение).

Относительно первого довода жалобы ООО «ВИКАМЕД» Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.

В соответствии с пп. «в» п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при осуществлении им закупок, в том числе, за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что Положение было размещено Заказчиком на официальном сайте в установленный Законом о закупках срок.

Представители Заказчика пояснили, что запрос котировок на поставку одноразовых акушерских стерильных комплектов белья и прочих санитарно-гигиенических изделий из нетканого материала осуществляется за счет иной приносящей доход деятельности, а именно: родовых сертификатов.

Учитывая вышеизложенное, Заказчик имел право на проведение закупки в соответствии с Законом о закупках. Таким образом, первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пп. 3 п. 21.1 «Извещение о проведении запроса котировок» Положения извещение о проведении запроса котировок должно содержать, в том числе требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, к производителю, модели и иным индивидуальным признакам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В разделе «Описание объекта закупки» документации о закупке установлены следующие требования к «простыне впитывающей большой – 1 шт. Размер не менее 140х80 см.», входящей в состав позиции «комплект белья акушерский для рожениц из нетканого материала одноразовый стерильный»: …Простыня  изготовлена из  двухслойного комбинированного материала ламинированный айрлайд (или эквивалент) плотностью не менее 95 г/м2: нижний слой – влагонепроницаемая полиолефиновая пленка плотностью не менее 20 г/м2, верхний слой – влаговпитывающей  целлюлозосодержащий нетканый  материал  плотностью не менее 70 г/м2. Верхний слой имеет специальную обработку (трансферный слой), которая обеспечивает отсутствие пылеворсоотделения, но не препятствует  впитыванию жидкости. Ширина нижнего слоя комбинированного материала 140 (+/-1) см, ширина верхнего слоя комбинированного материала – 138 см (+/-1см). Впитываемость более 700 мл. Материал простыни имеет цветовое различие слоев: нижний влагонепроницаемый слой – голубой, верхний влаговпитывающей слой - белый…

По мнению представителей Заказчика, состав материала, указанный в описании «простыни впитывающей большой», содержащий показатели плотности, впитываемости, ширины, а также другие показатели, отражающие свойства товара, позволяют участнику предложить к поставке изделие, соответствующее характеристикам, указанным в разделе «Описание объекта закупки» документации о закупке.

Кроме того, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что айрлайд – это тип нетканых материалов, получивший своё название от способа его производства — воздушная (air) укладка (laid), а не зарегистрированный товарный знак. Айрлайд-материал представляет собой нетканое полотно из природной целлюлозы хвойных пород древесины, бикомпонентного штапельного волокна и добавок. Указанный нетканый материал, изготавливаемый по технологии айрлайд, производится как за границей, так и в России и находится в свободной продаже на территории Российской Федерации. Вместе с тем, термин «айрлайд» применяется для обозначения широко используемой технологии производства нетканых материалов. Патент, выданный фирме «Си Айрлайд» (г. Челябинск), определяет именно их технологию производства, а не сам материал.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснил, что материал айрлайд приобрести возможно, однако, Обществу данная закупка будет финансово невыгодна. Кроме того, представитель Общества пояснил, что Общество может поставить Заказчику простыни с характеристиками верхнего слоя простыни впитывающей большой – влаговпитывающий вискозосодержащий нетканый  материал  плотностью не менее 70 г/м2, а не влаговпитывающий  целлюлозосодержащий нетканый  материал  плотностью не менее 70 г/м2.

Представители Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России также указали на то, что требования к товару «простыня впитывающая большая», входящей в состав позиции «комплект белья акушерский для рожениц из нетканого материала одноразовый, стерильный» сформированы на основании потребностей  Заказчика. Требование именно целлюлозосодержащего нетканого  материала обосновано тем, что целлюлоза может впитывать и удерживать большие объемы жидкости без изменения своих органолептических характеристик. Жидкость не стекает с верхнего слоя, а быстро впитывается по поверхности и распределяется равномерно. Это свойство важно для Заказчика, так как этот материал соприкасается с кожей и слизистыми пациенток. Кроме того, поверхность материала плотная, не скатывается, не ворсится, не мнется, что удобно персоналу при работе с пациентами. Как сообщили представители Заказчика, другие ранее применяемые материалы (в частности, вискоза) мялись, тянулись и теряли свою прочность при намокании и, как следствие, не отвечали требованиям Заказчика.

Относительно довода Заявителя о том, что эквивалента материала айрлайд не существует, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

Как указано выше, Заказчик формирует описание объекта закупки на основании своих потребностей. Положением не предусмотрено сопровождение словами «или эквивалент» устанавливаемых Заказчиком требований к товарам. Вместе с тем, в рассматриваемом случае на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика сообщили, что установление слов «или эквивалент» в отношении материала «ламинированный айрлайд» было технической ошибкой.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России делает вывод, что Заказчиком не было нарушено законодательство Российской Федерации о закупках. Следовательно, второй довод жалобы является необоснованным.

Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В документации о закупке указаны наименование товара и его характеристики, соответствующие потребностям Заказчика, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки. ОБУЗ «Родильный дом №4» проводил закупку способом запроса котировок среди всех категорий участников. Поэтому в закупке могли принять участие, как изготовитель, так и третьи лица, обладающие возможностью осуществить поставку необходимого товара, соответствующего установленным требованиям.

Таким образом, Заказчиком не были установлены требования к товарам, влекущие ограничение количества участников. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России признает третий довод жалобы необоснованным.

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Согласно ч. 4 ст. 38 Закона №323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1416 «Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее – Постановление №1416).

В соответствии с п. 6 Постановления №1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.

На заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика были предоставлены доказательства наличия в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. №615, регистрационных удостоверений на необходимые к поставке в рамках исполнения контракта по позициям №2 «простыня в рулоне с перфорацией», №3 «простыня медицинская влагонепроницаемая разового пользования, в рулоне с перфорацией».

Таким образом, Заказчиком не было нарушено законодательство Российской Федерации о закупках при установлении в документации о закупке требований об обязательном наличии регистрационного удостоверения по позициям №2 «простыня в рулоне с перфорацией», №3 «простыня медицинская влагонепроницаемая разового пользования, в рулоне с перфорацией».

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России признает четвертый довод жалобы необоснованным.

Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Указанный приоритет вступит в силу с 01.01.2017 и будет установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Вместе с тем, в настоящий момент Правительством Российской Федерации не установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, закупаемых в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, Постановление №102 принято в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не действует при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Таким образом, Заказчик не обязан был устанавливать ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из вышесказанного, Комиссия Ивановского УФАС России признает пятый довод жалобы необоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 6 Закона о закупках, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ВИКАМЕД» на действия ОБУЗ «Родильный дом №4» при проведении запроса котировок на поставку одноразовых акушерских стерильных комплектов белья и прочих санитарно-гигиенических изделий из нетканого материала (извещение № 31604238099) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии Ивановского УФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны