Решение №07-16/2018-005 от 24.04.2018 Решение по жалобе ООО "АЛЕРТКОМ" на действия ОБСУСО «Пучежск... от 26 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-16/2018-005

 

Дата оглашения решения: 24 апреля 2018 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 25 апреля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...>

 

в присуиствии представителей ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Заказчик): <...>,

в отсутствие представителей ООО «АЛЕРТКОМ» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АЛЕРТКОМ» на действия ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и пусконаладке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (извещение №31806287166).

 

В жалобе Обществом изложено, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.

Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. №864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624) (далее – Перечень).

Объектом капитального строительства в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

В соответствии с аукционной документацией объект по адресу: Ивановская обл., г. Пучеж, ул. Калинина, д. 2. уже введен в эксплуатацию.

Общество обращает внимание на Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2013 г. №ГКПИ13-7 в котором указано, что «действие Перечня распространяется только на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов незавершенного строительства и не распространяется на работы, проводимые в отношении объектов завершенного строительства».

В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

ООО «АЛЕРТКОМ» сообщает, что в аукционной документации нет указания, что предметом закупки является именно капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Учитывая изложенное, по мнению Заявителя, установление в документации о закупке требования о представлении участниками закупки в составе заявок выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является неправомерным и ограничивает права участников.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что БСУСО Ивановской области «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не согласно с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, представленные Заявителем, Заказчиком, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Ивановской области «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденным 20.02.2018 временно исполняющей обязанности начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Т.В. Рожковой (далее – Положение).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.

 

26.03.2018 в ЕИС было размещено извещение №31806287166 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и пусконаладке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с п. 28, 29, 31 раздела IV «Требования к участникам закупки» Положения участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

В пп. 1 п. 29 раздела IV «Требования к участникам закупки» Положения указано, что к участникам закупки предъявляется единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно п. 31 раздела IV «Требования к участникам закупки» Положения требования к участникам закупки, а также единицы измерения требований к участникам закупки указываются Заказчиком в документации о закупке.

В силу пп. 1, 2, 9, 13 п. 34 раздела V «Содержание извещения о закупке и документации о закупке» Положения в документации о закупке указываются следующие сведения:

- установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

- условия допуска к участию в закупке.

В п. 15 раздела 1.3 «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке указан перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, а именно:

1. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58.

При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта. Участник аукциона в составе заявки должен продекларировать размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, внесенный участником на момент подачи заявки. При этом размер такого взноса должен соответствовать заявленному участником в выписке из реестра членов СРО уровню ответственности. (Требование установлено в соответствии ч. 13 (строительный подряд) ст. 55.16, ст. 55.8 ГрК РФ (в действующей редакции), Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 №58 (в действующей редакции). Требование не распространяется на участников закупки, предложивших цену договора в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).

2. Лицензия на соответствующий вид деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

В пп. 2 п. 18 раздела 1.3 «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, в том числе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в электронном аукционе:

а) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;

б) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в аукционной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки;

в) документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в аукционе, в случае, если в аукционной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.

Как указано выше, объектом закупки является выполнение работ по монтажу и пусконаладке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяется Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»).

В письме МЧС России от 22.04.2013 №43-1744-19 «О соблюдении законодательства по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности» указано, что наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В связи с чем, в целях соблюдения законных прав субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, организациям, осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России.

Таким образом, в документации о закупке правомерно установлено требование лицензии согласно Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

 

В силу п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пп. «б» п. 2 ч. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются, в том числе на объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения).

Таким образом, объект закупки является объектом капитального строительства непроизводственного назначения.

В соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

Из содержания ведомости объемов работ №1 (приложение к документации о закупке), локальной сметы №1 (приложение к документации о закупке), части II «Техническое задание» документации о закупке, рабочей документации «Автоматическая установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией» шифр 14/2017-ПС (приложение к аукционной документации) установлено, что предусмотренные в них работы такие как монтаж оборудования автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, прокладка кабеля, пусконаладочные работы, свидетельствуют о замене и (или) восстановлении систем инженерно-технического обеспечения или их элементов.

На заседание Комиссии Ивановского УФАС России представителями Заказчика было представлено Решение ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» №68/1-о.д. от 17.10.2017, согласно которому в учреждении решено произвести работы по монтажу новой пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (замене старой пожарной сигнализации, вышедшей из строя в результате произошедшего у Заказчика пожара 15.09.2017).

В соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности является источником повышенной опасности для окружающих.

Согласно ч. 2, 2.1 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, указанные в документации о закупке работы соотносятся, в том числе с п. 15.6, 23.6, 24.10 Перечня работы по устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений; монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации; пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств и оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 842 616,02 руб., указанные в документации о закупке работы относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства, Заказчиком в документации о закупке правомерно установлено требование о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 6 Закона о закупках, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «АЛЕРТКОМ» на действия ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и пусконаладке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте ОБСУСО «Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (извещение № 31806287166) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии Ивановского УФАС России <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны