Решение №07-16/2018-013 от 14.05.2018 Решение по жалобе ООО "СоМакс" на действия АО "Водоканал" пр... от 16 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-16/2018-013

 

Дата оглашения решения: 14 мая 2018 года                                                     город Иваново

Дата изготовления решения: 16 мая 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: <...>,

при участии представителей:

АО «Водоканал» (далее – Заказчик): <...>,

в отсутствие представителей ООО «СоМакс» (далее – Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.04.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «СоМакс» на действия Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» (далее – единая комиссия) при проведении запроса котировок на поставку смеси строительной (извещение №31806362454).

 

Согласно жалобе единая комиссия неправомерно признала заявку Общества несоответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

В обоснование своей позиции Заявитель приводит следующие доводы:

1. ООО «СоМакс» предоставило копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Требование Заказчика заверить ее нотариально является незаконным, так как эти сведения находятся в свободном доступе на интернет-ресурсе ИФНС России и в любой момент могут быть проверены Заказчиком самостоятельно.

2. Товар, предлагаемый ООО «СоМакс» в заявке на участие в запросе котировок, полностью соответствует функциональным и качественным характеристикам, указанным Заказчиком в Приложении №2 «Техническое задание» документации о закупке. Также Общество указывает, что у Заказчика в закупочной документации отсутствовали слова «аналог» или «эквивалент». Заказчиком в документации о закупке не указано, чем обусловлен выбор именно указанного в документации о закупке товара, а также не указано, почему невозможно предложить к поставке аналог или эквивалент данного товара. Кроме того, по мнению Заявителя, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Заказчик должен написать необходимые технические параметры для определения аналога или эквивалента, но Заказчик в нарушение вышеуказанного написал лишь название материала без технических параметров.

3. Вместе с тем, Заявитель указывает, что все параметры предлагаемого товара подтверждаются техническим описанием, выданным заводом-изготовителем. Все расхождения между заявленным товаром и описанием товара в документации о закупке Заказчик должен был указать в протоколе рассмотрения и оценки поступивших заявок, однако, этого не было сделано.

4. ООО «СоМакс» в составе заявки на участие в запросе котировок предоставило бухгалтерскую отчетность за 2017 год с разделом о прибылях и убытках, налогом на добавленную стоимость (далее – НДС), величиной активов и пассивов, в указанной отчетности присутствуют данные по отчету за 4 кв. 2017 г., а также полный годовой отчет, наиболее полно характеризующий деятельность организации. Указанный документ подтверждает сдачу отчетности за последний период, так как в нем указана информация за весь год.

 

Также в жалобе указано, что при проведении закупки Заказчик нарушил нормы ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что АО «Водоканал» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг АО «Водоканал», утвержденным 06.11.2015 Советом директоров АО «Водоканал» (далее – Положение).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.

 

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) 12.04.2018 в ЕИС было размещено извещение №31806362454 о проведении запроса котировок на поставку смеси строительной.

2) начальная (максимальная) цена контракта – 173 500,00 рублей;

3) дата начала приема заявок – 13.04.2018;

4) дата окончания приема заявок – 23.04.2018;

5) согласно протоколу рассмотрения и оценки поступивших заявок №151 заседания Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» от 24.04.2018 на участие в запросе котировок было подано пять заявок от участников закупки;

6) к участию в запросе котировок допущены трое участников закупки.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В п. 1.4.6 Положения предусмотрен такой способ закупки, как запрос котировок, порядок закупки указанным способом описан в ч. 9 «Запрос котировок» Положения.

Согласно п. 5.8 Положения запрос котировок проводится в случае, когда для продукции есть функционирующий рынок и для Заказчика единственным оценочным критерием (при соблюдении участниками закупки иных требований, установленных в документации о закупке) выступает цена предложения. Запрос котировок проводится также в случае, когда нет возможности сформулировать подробные или окончательные спецификации в той степени, в какой это требуется для процедур торгов, либо при незначительности закупки стандартных товаров (работ, услуг).

В п. 1, 2, 3, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках указано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Аналогичные требования указаны в п. 9.7 Положения.

В п. 13 извещения о проведении закупки указано, что требования к участникам, заявке, предмету закупки и т.д. указаны в документации о закупке.

Согласно п. 2 документации о закупке требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы установлены в Приложении №2 «Техническое задание» документации о закупке.

В силу пп. 2, 6, 8 п. 3 документации о закупке требования к содержанию и составу заявки установлены Положением и документацией о закупке, а именно: форма заявки установлена в Приложении №1 к документации о закупке. Заявка подается в письменной форме строго на бумажном носителе. Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов с указанием номера страницы, быть скрепленной печатью участника закупок, и подписана участником закупок или лицом, уполномоченным таким участником закупок. Заявка должна соответствовать требованиям, указанным в извещении и содержать, в том числе:

- полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении процедуры закупки выписку из ЕГРЮЛ, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или их нотариально заверенные копии, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);

При участии в нескольких закупках участник вправе предоставить копию выписки из единого государственного реестра при условии, что оригинал был предоставлен ранее и данная выписка получена не ранее, чем за месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении процедуры закупки. Необходимо указать номер извещения о закупке, для участия в которой оригинал выписки был предоставлен.

- предложение о количественных, функциональных и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги или работы (Приложение к Заявке – Коммерческое предложение);

- копию налоговой декларации по НДС (кроме разделов 8, 9) за последний отчетный период и извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (для плательщиков НДС).

В п. 9.20 Положения указано, что единая комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, положением, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. В случае отклонения единой комиссией всех котировочных заявок запрос котировок признается несостоявшимся. Заказчик, вправе осуществить повторное размещение закупки  путем запроса котировок, при этом заказчик вправе изменить условия исполнения договора. Либо заключить договор у единственного Поставщика (подрядчика, исполнителя) на условиях закупочной документации. Структурное подразделение, в интересах, которого заключается договор, предоставляет необходимый пакет документов в соответствии с настоящим Положением, и осуществляет контроль за соблюдением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий исполнения соответствующего договора.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки поступивших заявок №151 заседания Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» от 24.04.2018 заявку ООО «СоМакс» (порядковый номер заявки 2) не допустили до участия в запросе котировок по следующим основаниям:

Не соответствует п. 3 закупочной документации:

- копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена нотариально;

- наименование, функциональные и качественные характеристики товара указанные в коммерческом предложении не соответствуют Приложению №2 «Техническое задание» документации о закупке;

- нет копии налоговой декларации по НДС за последний отчетный период и извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации.

Установлено, что Обществом в составе котировочной заявки была представлена копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц, не заверенная нотариально.

Как было указано выше, документация о закупке предусматривает представление не нотариально заверенной копии выписки из ЕГРЮЛ при участии в нескольких закупках и при условии, что оригинал был предоставлен ранее и данная выписка получена не ранее, чем за месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении процедуры закупки. Кроме того, участнику закупки необходимо указать номер извещения о закупке, для участия в которой оригинал выписки был предоставлен.

Заявителем не был указан номер извещения о закупке, для участия в которой ООО «СоМакс» представляло оригинал выписки из ЕГРЮЛ. Следовательно, в заявке на участие в закупке ООО «СоМакс» обязано было представить полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию.

Общество не выполнило данные требования документации о закупке. В связи с чем, единая комиссия правомерно отклонила заявку Общества по данному основанию, первый довод жалобы является необоснованным.

 

Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 9.5 Положения в тексте извещения о проведении запроса котировок Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам.

Таким образом, Положение не запрещает Заказчику указывать требования к предмету закупки в виде указания товарных знаков, знаков обслуживания, наименований производителей товара и т.д.

В Приложении №2 «Техническое задание» документации о закупке указаны следующие требования к товару:

Наименование товара

Ед.

Кол-во

Скрепа М500 ремонтная смесь (25кг)

80

шт

Скрепа М600 инъекционная смесь (18кг)

30

шт

Цемент М500 (50кг) Мордовцемент

60

шт

Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что Скрепа является товарным знаком, что подтверждается данными из Реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (http://www1.fips.ru/), а именно:

Номер регистрации: 308703;

Статус: действует (последнее изменение статуса: 19.06.2006);

Прежний правообладатель: ЗАО «Торговый Дом «Уралпромсервис», 620076, г. Екатеринбург, пл. Жуковского, 1;

Правообладатель: Черноголов Игорь Алексеевич, 620072, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 35, кв. 77;

Дата и номер регистрации договора: 12.02.2007 РД0018459;

Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:

01 – клеи, в том числе клеи для облицовочных плиток;

17 – замазки;

19 – алебастр; вещества связующие для изготовления кирпичей или кирпичной [каменной] кладки; гипс; гипс для внутренних работ; материалы строительные; растворы строительные; сухие строительные смеси; цементы;

Продление срока действия исключительного права на товарный знак: дата, до которой продлен срок действия исключительного права – 24.02.2025.

Мордовцемент – наименование производителя цемента М500 ОАО «Мордовцемент».

Таким образом, требования к товарам были указаны Заказчиком в виде товарного знака в отношении ремонтной и инъекционной смесей (Скрепа) и производителя цемента М500 (Мордовцемент).

ООО «СоМакс» в котировочной заявке были указаны следующие товары:

1. КТтрон-3 Т500 (25 кг) тиксотропный состав для ремонта высокопрочных конструкций ООО «Завод КТтрон»;

2. Микролит (20 кг) тонкодисперсионный инъекционно-литьевой состав ООО «Завод КТтрон»;

3. Цемент М500 (50 кг) Мордовцемент.

Таким образом, первые два товара, предложенные ООО «СоМакс» в котировочной заявке, не соответствуют требованиям документации о запросе котировок. Учитывая изложенное, единая комиссия правомерно отклонила заявку Общества на участие в запросе котировок по данному основанию, второй довод жалобы является необоснованным.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным ввиду следующего.

В п. 9.21 Положения указано, что результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках закупки, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике закупки, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике закупки, предложение о цене договора которого содержит лучшие условия по цене договора, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами единой комиссии.

В протоколе рассмотрения и оценки поступивших заявок №151 заседания Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» от 24.04.2018 заявку ООО «СоМакс» (порядковый номер заявки 2) не допустили до участия в запросе котировок из-за несоответствия указанных в коммерческом предложении наименования, функциональных и качественных характеристик товара Приложению №2 «Техническое задание» документации о закупке.

Между тем, как было установлено в ходе рассмотрения жалобы ООО «СоМакс» третий предложенный Обществом товар (цемент М500 (50 кг) Мордовцемент) соответствует требованиям извещения и документации о закупке.

Таким образом, из протокола рассмотрения и оценки поступивших заявок №151 заседания Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» от 24.04.2018 не следует, какие именно наименования, функциональные и качественные характеристик предложенного Обществом товара не соответствуют Приложению №2 «Техническое задание» документации о закупке.

Учитывая изложенное, в действиях АО «Водоканал» имеются нарушения ч. 2 ст. 2 Закона о закупках и п. 9.21 Положения.

 

Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден ч. 1 ст. 14 Законом о бухгалтерском учете, а именно: годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом о бухгалтерском учете, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Порядок и форма сдачи декларации по налогу на добавленную стоимость регламентированы ч. 5 ст. 174 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность и декларация по налогу на добавленную стоимость не являются взаимозаменяемыми документами.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в перечень документов, представляемых в заявке на участие в запросе котировок, включена копия налоговой декларации по НДС (кроме разделов 8, 9) за последний отчетный период и извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (для плательщиков НДС), в связи с тем, что данная декларация дает Заказчику гарантии при выборе исполнителя по контракту, что данный исполнитель надлежащим образом исполняет свои налоговые обязательства и его действия не повлекут для Заказчика негативных последствий.

Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в составе заявки ООО «СоМакс» (является плательщиком НДС) не было представлено копии налоговой декларации по НДС (кроме разделов 8, 9) за последний отчетный период и извещения о вводе сведений, указанных в налоговой декларации, что противоречит требованиям пп. 8 п. 3 документации о закупке.

Учитывая изложенное, единая комиссия правомерно не допустила заявку Общества до участия в запросе котировок по данному основанию, четвертый довод жалобы является необоснованным.

 

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом случае выявленные Комиссией Ивановского УФАС России в действиях АО «Водоканал» нарушения Закона о закупках и Положения не повлияли на результаты закупки, в связи с чем, выдача предписания об устранении допущенных нарушений нецелесообразна.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении ст. 17 Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 6 Закона о закупках, ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «СоМакс» на действия Единой комиссии по закупкам АО «Водоканал» при проведении запроса котировок на поставку смеси строительной (извещение №31806362454) обоснованной в части третьего довода жалобы.

 

2. Выявить в действиях АО «Водоканал» нарушения ч. 2 ст. 2 Закона о закупках и п. 9.21 Положения.

 

3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Подписи членов Комиссии Ивановского УФАС России <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны