Решение б/н Решение по делу № 07-18/2011-036 (ответчик – ООО «Срочнодень... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дата оглашения решения: 20 января 2012 г.                                               г. Иваново

Дата изготовления решения: 24 января 2012 г.

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<...>,

рассмотрев дело № 07-18/2011-036, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовой услуги, оказываемой ООО «Срочноденьги» (ИНН: 5260271530, адрес: г. Н. Новгород, ул. Родионова, д. 23, оф. 612, 614),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Частник» (г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 7А), Филатова Дмитрия Александровича (доверенность от 11.01.2012 г.),

в отсутствии представителей лица (ООО «Срочноденьги»), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, которое о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При мониторинге рекламы, размещенной на страницах периодических печатных изданий, Ивановским УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, в газете «Частник» от 07.10.2011 г. на странице № 25 размещается реклама следующего содержания: «Срочно деньги Займы без залога за 15 минут по двум документам пр. Ленина, 34 ул. Ермака, 2 ул. Б. Хмельницкого, 15; 28-00-03». Факт распространения указанной рекламы подтверждается страницами из газеты «Частник», находящимися в материалах дела № 07-18/2011-036.

Рассматриваемая реклама не содержит наименование или имя лица, оказывающего финансовую услугу, что свидетельствует о признаках нарушения            ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Ивановское УФАС России запросило информацию о распространении аналогичной рекламы на территории, подведомственной другим территориальным органам ФАС России. Согласно полученным ответам, аналогичная реклама распространяется на территории Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, в случае если до возбуждения дела будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС, выявивший такое нарушение территориальный орган ФАС ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

В связи с изложенным, 25.11.2011 г. Ивановское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

19.12.2011  г.  из   Федеральной   антимонопольной   службы   поступило  письмо  № АЦ/45981 от 09.12.2011 г. о наделении Ивановского УФАС России соответствующими полномочиями.

Ивановским УФАС России по факту распространения данной рекламы 20 декабря 2011 г. возбуждено дело № 07-18/2011-036 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация о предоставлении финансовой услуги – «Срочно деньги Займы без залога» подпадает под определение рекламы и содержит все её признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовой услуге) и продвижение его на рынке, размещается на страницах периодического печатного издания – газета «Частник».

Понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

В соответствии с уставом ООО «Срочноденьги» предметом деятельности общества среди прочего является выдача займов физическим лицам.

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) содержит понятие финансовая услуга, в соответствии с которым это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Также в указанной статье определен закрытый перечень финансовых организаций, к которым относится хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Статья 28 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе финансовых услуг, при этом понятие финансовой услуги в данном Законе не содержится.

Вместе с тем, ст. 28 Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Законе о защите конкуренции, но также и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о защите конкуренции.

Таким образом, реклама деятельности организации либо индивидуального предпринимателя, не являющихся финансовой организацией, по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам, должна рассматриваться как реклама финансовых услуг. Так как предоставление ООО «Срочноденьги» займов – деятельность, которая носит систематический характер, приносит прибыль, то данная услуга в рамках Закона о рекламе, должна расцениваться как финансовая услуга. Данная позиция поддерживается ФАС России, что подтверждается разъяснениями № АК/16754 от 31.05.2010 г.

В рассматриваемой рекламе отсутствовало наименование лица, предоставляющего финансовую услугу, что свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение  требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Срочноденьги».

Рекламораспространителем является ООО «Частник».

Представители ООО «Срочноденьги» на рассмотрение дела № 07-18/2011-036, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе, не явились.     ООО «Срочноденьги» было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела № 07-18/2011-036, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе, что подтверждается сопроводительным письмом № 07-18/4078 от 21.12.2011 г. о направлении определения о возбуждении дела № 07-18/2011-036 и ответным письмом ООО «Срочноденьги» № 234 от 18.01.2012 г.     

  Ходатайства об отложении рассмотрения дела № 07-18/2011-036, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе от ООО «Срочноденьги» не поступало.

В письменных объяснениях ООО «Срочноденьги» от 18.01.2012 г. сообщает, что руководствовалось буквальным прочтением ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в соответствии с которой реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, и полагало достаточным для соблюдения требований закона указание на наименование: «Срочноденьги» без указания организационно-правовой формы.

Приведенный довод, по мнению Комиссии, несостоятелен, т.к. согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования. Также в письменных объяснениях общество сообщает, что указанное нарушение произошло в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей начальником юридического отдела ООО «Срочноденьги» Горошниковым С.В., в чьи должностные обязанности входит предварительная проверка рекламных материалов компании на предмет их соответствия действующему законодательству. В настоящее время нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе устранено, реклама выходит с указанием наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

Представитель ООО «Частник» юрисконсульт Филатов Д.А. признал факт нарушения законодательства о рекламе, а также пояснил, что документы на согласование рекламных материалов для размещения в газете проверяются юрисконсультом. Юрисконсульт ООО «Частник» обязан был проверить все документы, но в связи с большим объемом работы и вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей не выполнил этого. В настоящее время нарушение устранено.

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Срочно деньги Займы без залога за 15 минут по двум документам пр. Ленина, 34 ул. Ермака, 2 ул. Б. Хмельницкого, 15; 28-00-03», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны