Решение б/н Решение о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в инфо... от 12 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ

Дата оглашения решения: 26 июля 2012 г.                                                              г. Иваново
Дата изготовления решения: 27 июля 2012 г.

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел по признакам             нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
<…>; рассмотрев дело № 07-18/2012-030, возбужденное по признакам нарушения                     законодательства РФ о рекламе,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» (г. Иваново, ул. Смирнова, д. 42/2), <…> (представитель по доверенности от 25.07.2012), <…> (представитель по доверенности от 25.07.2012), - ООО «Инфоцентр» (г. Иваново, ул. 9 января, д. 7 «а», оф. 305), <…> (генеральный директор Общества - решение № 1 от 11.10.2011),

УСТАНОВИЛА:

При мониторинге рекламы, размещаемой на страницах периодических печатных изданий, Ивановским УФАС России были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, в информационно-справочном каталоге «Инфоцентр-Иваново» № 5 (206) за май 2012 года на странице № 83 размещалась реклама следующего содержания: «Ивановская клиника офтальмохирургии. Впервые SUPERLASIK (лазерная коррекция зрения) в Иванове (аналог только в Москве). Лечение катаракты. Детская офтальмохирургия. Результат – отличное зрение», также указан адрес и номер телефона.
Реклама медицинских услуг не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также содержит ссылку на улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
Следовательно, указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), а также п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
Ивановским УФАС России по данному факту 29 июня 2012 года было возбуждено дело № 07-18/2012-030 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей                     ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» и ООО «Инфоцентр», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащей является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация «Ивановская клиника офтальмохирургии. Впервые SUPERLASIK (лазерная коррекция зрения) в Иванове (аналог только в Москве). Лечение катаракты. Детская офтальмохирургия. Результат – отличное зрение» носит рекламный характер, исходя из следующих присутствующих в ней признаков рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- распространена с помощью периодического печатного издания;
- направлена на привлечение внимания к медицинской услуге, оказываемой ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» - лазерной коррекции зрения, а также к ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии»;
- призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, содержание всех элементов текста в совокупности привлекает внимание сразу к нескольким объектам рекламирования: ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии», а также к медицинской услуге – лазерной коррекции зрения, оказываемой в нем.
ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» имеет Лицензии № ЛО-37-01-000619 от 10.10.2011, № ЛО-37-01-000624 от 24.10.2011 на осуществление медицинской деятельности, выданные Департаментом здравоохранения Ивановской области. В связи с вышеизложенным, реклама, содержащая информацию об оказании медицинской услуги (лазерной коррекции зрения) без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, нарушает требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Отсутствие в рекламе предупреждения об имеющихся противопоказаниях и необходимости консультации со специалистами при обращении за оказанием рекламируемой медицинской услуги, представляет потенциальную угрозу здоровью потребителей рекламы, так как у потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением, создается ложное впечатление о безопасности услуг, оказываемых в ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии». Тем самым, потенциальные потребители медицинских услуг вводятся в заблуждение.
Кроме того, в нарушение требований законодательства РФ о рекламе в рассматриваемой рекламе содержалась ссылка об улучшении состояния здоровья человека («Результат – отличное зрение») в результате применения объекта рекламирования, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе.
Врач при лечении практикует индивидуальный подход к каждому пациенту. Медицинская услуга, которая подходит или помогает одному пациенту, может не подойти или не помочь другому по целому ряду причин. Более того, она может быть даже противопоказана данному пациенту. Поэтому даже если факт улучшения состояния здоровья имел место быть и он зафиксирован лечебным учреждением, упоминание самого факта улучшения состояния здоровья в рекламе медицинской услуги незаконно.
Комиссией учитывается и тот факт, что статья 24 Закона о рекламе: «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» направлена на охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации, на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь – самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20). Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества. Важнейшая задача для общества - охрана здоровья молодого поколения - будущего нашего общества.
В частности, в ст. 23 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указывается на то, что граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В связи с изложенным, особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах.
За нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 данного закона ответственность несет рекламодатель.
За нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно части 6 и части 7 статьи 38 данного закона ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии». Рекламораспространителем – ООО «Инфоцентр».
Представитель ООО «Инфоцентр» <…> признала факт нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пояснила, что в 2010 году между                  ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» и ООО «Инфоцентр» был заключен договор, в соответствии с которым ООО «Инфоцентр» размещало рассматриваемую информацию ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» в справочной службе 42-18-18 и в информационно-справочном каталоге «Инфоцентр-Иваново». Данный договор действовал в течение 1 месяца с 09.09.2010 по 08.10.2010. Претензий по выполнению условий данного договора у ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» не было.    В мае 2012 года договор между ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» и ООО «Инфоцентр» вновь был заключен. Информация для размещения не поменялась. Однако макет рекламного объявления, который был опубликован, согласован не был. Также сообщила, что в настоящее время нарушение законодательства РФ о рекламе устранено, реклама распространяется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.
Представитель ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» <…> сообщила, что согласно заключенному в 2012 году договору ООО «Инфоцентр» принимает на себя обязанности по вводу и текущей корректировке информации ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» в телефонной справочной службе «Инфоцентр» для последующей передачи клиентам службы. При этом информация предоставляется ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» в письменном виде, подписанная руководителем. Макет рекламного объявления для печатного издания «Инфоцентр-Иваново» для утверждения его руководителем ООО «Ивановская клиника офтальмохирургии» представлен не был.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что вина за распространение ненадлежащей рекламы лежит на рекламораспространителе ООО «Инфоцентр».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, размещенную в информационно-справочном каталоге «Инфоцентр-Иваново» № 5 (206) за май 2012 года на странице № 83, следующего содержания: «Ивановская клиника офтальмохирургии. Впервые SUPERLASIK (лазерная коррекция зрения) в Иванове (аналог только в Москве). Лечение катаракты. Детская офтальмохирургия. Результат – отличное зрение», ненадлежащей, поскольку в данном случае нарушены требования ч. 7 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя.


Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

< Подписи членов комиссии >

Связанные организации

Связанные организации не указаны