Решение б/н Решение о признании действий МУП «Ивгортеплоэнерго», вырази... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                г. Иваново
Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 26 сентября 2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 08-30/003 по признакам нарушения муниципальным предприятием «Ивгортеплоэнерго» (далее - МП «ИГТЭ» (ул. Рабфаковская, дом 2/1, г. Иваново, 153021, ИНН 3731023432) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области из Прокуратуры Фрунзенского района города Иваново поступило письмо (входящий № 540р от 04.06.2012) с приложением  материалов проведенной проверки в отношении правомерности действий МП «ИГТЭ» при прекращении  теплоснабжения и горячего водоснабжения здания цирка и гостиницы филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк» (далее – Ивгосцирк).
Из представленных Прокуратурой материалов следует, что между МП «ИГТЭ» и Ивгосцирком заключен договор энергоснабжения № 52 от 01.09.2004 (далее – Договор № 52), приложением № 1 которого, в соответствии с пунктом 1.1.1 договора, сторонами согласованы расчетные характеристики объектов теплоснабжения. Объектами теплоснабжения определены цирк (проспект Ленина, д. 42, г. Иваново) и гостиница цирка (улица Набережная, д. 7-а, г. Иваново).
Уведомлением от 31.01.2012 № 09-13-52-221 МП «ИГТЭ» сообщило Ивгосцирку о необходимости оплаты тепловой энергии и теплоносителя, подлежащих подаче в феврале 2012 года, в соответствии с пунктом 4.4 Договора  № 52 (в редакции дополнительного соглашения от 09.10.2009 в размере 452 036 руб.).
Письмом от 02.02.2012 № 09-13-52-593 МП «ИГТЭ» повторно сообщило Ивгосцирку о нарушении им условий Договора № 52 в части оплаты за тепловую энергию и теплоноситель, имеющейся задолженности за март, апрель 2011 года в размере 685 198,39 руб., и о прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя с 03.02.2012 (факсимильное сообщение отправлено МП «ИГТЭ» в 16-50 02.02.2012).
03.02.2012 с 10-13 до 11-45 подача тепловой энергии и теплоносителя на объекты Ивгосцирка не осуществлялась.
При рассмотрении материалов дела, поступивших из Прокуратуры в отношении факта прекращения поставки тепловой энергии и теплоносителя филиалу  ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк», установлено, что в действиях МП «ИГТЭ» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Ивановским УФАС России, в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции в адрес МП «ИГТЭ» направлен запрос объяснений                (№ 08-30/1824 от 15.06.2012) по существу полученных из Прокуратуры материалов, указывающих на незаконность действий МП «ИГТЭ», выразившихся в прекращении передачи тепловой энергии (теплоносителя) Ивгосцирку.
В письменном ответе от 28.06.2012 № 04-06-3266, МП «ИГТЭ» пояснило, что на момент прекращения теплоснабжения и горячего водоснабжения у Ивгосцирка имелась задолженность по договору энергоснабжения № 52 от 01.09.2004 в размере 1 171 015 руб. 03 коп. (из которых 685 198 руб. 39 коп., составляет задолженность за март, апрель 2011 года и 452 036 руб. составляет  оплата  тепловой энергии за февраль 2012 года).
  Так же МП «ИГТЭ» указало, что в соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
На основании изложенного МП «ИГТЭ» считает свои действия законными и не нарушающими нормы антимонопольного законодательства.

Приказом Ивановского УФАС России № 91 от 03.07.2012 возбуждено дело № 08-30/003 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
16.07.2012 Председателем Комиссии вынесено Определение о назначении дела № 08-30/003 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в отношении МП «ИГТЭ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в прекращении передачи топливно – энергетических ресурсов (отключение  03.02.2012 с 10–13 до 11-45 здания гостиницы Ивгосцирка от тепловых сетей МП «ИвГТЭ» в связи с образовавшейся задолженностью Ивгосцирка по оплате представленных услуг теплоснабжения) в нарушение процедур, установленных Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, что повлекло ущемление интересов филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк».
В письменных объяснениях от 31.07.2012 № 04-06-4292 на Определение Ивановского УФАС от 16.07.2012 по делу № 08-30/003, МП «ИГТЭ» дополнительно пояснило, что Постановление Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов», устанавливающий льготный порядок, в отношении Ивгосцирка не  применимо, поскольку гостиница филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк», не является объектом жилищно - коммунального хозяйства, не оказывает коммунальные услуги, а является коммерческой организацией, которая получает прибыль от проведения цирковых программ, и, следовательно, введение ограничения или прекращения поставки тепловой энергии и теплоносителя для гостиницы Ивгосцирка должно производиться в соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ, в котором закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо прекращение и ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом).
С учетом изложенного МП «ИГТЭ» полагает, что их действия по прекращению передачи тепловой энергии и теплоносителя филиалу ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк», не являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии от 07.08.2012:
        Представитель Прокуратуры Фрунзенского района города Иваново (Заявитель), уведомленный надлежащим образом, отсутствовал;
Представитель Ивгосцирка (Заинтересованное лицо) поддержал позицию, изложенную ранее в заявлении в прокуратуру, о том, что МП «ИГТЭ», являясь единственным поставщиком тепловых ресурсов для Ивгосцирка, прекратило теплоснабжение  объектов Ивгосцирка, путем отключения их от своих тепловых сетей, нарушило права Ивгосцирка. Дополнительно Заинтересованное лицо пояснило, что возможность поменять теплоснабжающею организацию у Ивгоцирка отсутствует, поскольку здание цирка (проспект Ленина 42) и здание гостиницы (ул. Набережная, д.7-а) непосредственно присоединены к тепловым сетям МП «ИГТЭ» и что руководство Ивгосцика неоднократно пыталось урегулировать вопрос касающейся задолженности Ивгосцирка перед МП «ИГТЭ» путем переговоров, однако компромисс по данному вопросу не был найден.
Ответчик, по вопросу правомерности отключения здания гостиницы Ивгосцирка, придерживался прежней позиции, изложенной ранее в письменных пояснениях от 28.06.2012 № 04-06-3266 и от 31.07.2012 № 04-06-4292.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006     № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела откладывалось.

На заседании Комиссии 18.09.2012:
Представитель Прокуратуры Фрунзенского района города Иваново (Заявитель), представитель Ивгосцирка (Заинтересованное лицо), уведомленные надлежащим образом на заседании Комиссии не явились.
18.09.2012 от Ивгосцирка поступило письменное ходатайство № 226, об отложении срока рассмотрения дела на более позднюю дату.
Рассмотрев ходатайство Ивгосцирка, а так же факт надлежащего уведомления Заявителя и Заинтересованного лица, Комиссия в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции приняла решение о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителей Прокуратуры и Ивгосцирка.
Ответчиком (МП «ИГТЭ»), признано, что процедура  отключения здания гостиницы Ивгосцирка (03.02.2012 с 10-13 до 11-45) от тепловых сетей МП «ИГТЭ», проведена с нарушением норм действующего законодательства, а именно: не соблюден Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1.

Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.

Между МП «ИГТЭ» и Ивгосцирком заключен договор энергоснабжения № 52 от 01.09.2004 (далее – Договор № 52), приложением № 1 которого, в соответствии с пунктом 1.1.1 договора, сторонами согласованы расчетные характеристики объектов теплоснабжения. Объектами теплоснабжения определены цирк (проспект Ленина, дом 42) и гостиница цирка (улица Набережная, дом 7-а).
Уведомлением от 31.01.2012 № 09-13-52-221 МП «ИГТЭ» сообщило Ивгосцирку о необходимости оплаты тепловой энергии и теплоносителя, подлежащих подаче в феврале 2012 года, в соответствии с пунктом 4.4 Договора № 52 (в редакции дополнительного соглашения от 09.10.2009).
Письмом от 02.02.2012 № 09-13-52-593 МП «ИГТЭ» повторно сообщило Ивгосцирку о нарушении им условий Договора № 52 в части оплаты за тепловую энергию и теплоноситель, имеющейся задолженности за март, апрель 2011 года в размере 685 198 руб. 39 коп., и о прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя с 03.02.2012 (факсимильное сообщение отправлено МП «ИГТЭ» в 16-50 02.02.2012).
03.02.2012 с 10-13 до 11-45 подача тепловой энергии и теплоносителя на объекты Ивгосцирка не осуществлялась.

Основания и порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии предусмотрены статьей 22 Закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее Закон № 190-ФЗ).

Из положений части 1 статьи 22 Закон № 190-ФЗ следует, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы  более чем за один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Данными Правилами, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. Однако на 03.02.2012 названные правила утверждены не были.
Вместе с тем, пунктом 1 Порядка прекращения и ограничения подачи электрической  и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 (далее Порядок), действовавших в период прекращения подачи тепловой энергии и теплоносителя в здание гостиницы Ивгосцирка, определена последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно - коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (пункт 2 Порядка).
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта (статья 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее -  ЖК РФ) жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ установлено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в числе прочего, на жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В силу частей 4, 5 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации подлежит государственному учету, который включает, в том числе, и технический учет, предусматривающий оформление технических паспортов жилых помещений (документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, которая связана с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 ЖК РФ). Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004           № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» коммунальная инфраструктура - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно пункту 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (в ред. 02.08.2007) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами (п. п. 13, 14 Положения № 47).
Как следует из представленных документов Ивановскому государственному цирку на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 37:24:02013:7, на котором расположено здание гостиницы Ивгосцирка ул. Набережная д.7-а.
Из технического паспорта данного здания следует, что гостиница Ивгосцирка представляет собой 5-этажное здание, состоит из жилого корпуса, подвала, двух входов в подвал, входной площадки и комнат, предназначенных для использования в качестве места непосредственного проживания граждан. В гостинице Ивгосцирка имеется отопление, водопровод, канализация, водоснабжение, вентиляция, ванны, электроосвещение, телевидение, радио, телефон.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 37:24:02013:7, здание гостиницы Ивгосцирка расположено на землях населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса  Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилым.
Согласно пункту 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями.
           Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что здание гостиницы Ивгосцирка отвечает всем признакам жилого дома: является индивидуально-определенным зданием, состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данном здании, а, следовательно, является объектом, относящимся к жилищному фонду.
           Довод МП «ИГТЭ», заявленный на заседании Комиссии от 07.08.2012, что согласно части  2 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение предназначено для постоянного проживания граждан, в то время как расположенные в здании гостиницы комнаты предназначены для временного проживания, Комиссия отклоняет, поскольку характер проживания в гостинице граждан не меняет статуса гостиницы как пригодного для проживания жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пункту 3 Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
Пунктом 4 Порядка закреплено, что если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, законодательством прямо определена последовательность действий направленных на введение организациям – потребителям  ограничения подачи топливно – энергетических ресурсов, и которую теплоснабжающие организации обязаны соблюдать в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела первое уведомление о прекращении подачи тепловой энергии горячей воды, направленно МП «ИГТЭ» 31.01.2012 № 09-13-52-211, второе предупреждение получено Ивгосцирком 02.02.2012 № 09-13-52-593 (в 16-50 по факсимильной связи).
Таким образом, реализация МП «ИГТЭ» права по прекращению передачи тепловой энергии (теплоносителя)  зданию гостиницы Ивгосцирка по тепловым сетям 03.02.2012 с 10-13 до 11-45 была осуществлена без соблюдения общих норм действующего законодательства о пределах осуществления гражданских прав, включая нормы о недопустимости злоупотребления доминирующим положением, а также с нарушением процедур ограничения и прекращения поставки (передачи) тепловой энергии и теплоносителя на цели горячего водоснабжения, а именно с нарушением как процедур, предшествующих прекращению энергоснабжения (отсутствие уведомления Ивгосцирка о введении ограничения, ограничение теплопотребления гостиницы цирка), так и сроков направления уведомления о прекращении энергоснабжения (менее 24 часов).
Одновременно Комиссией рассмотрен вопрос правомерности отключения здания цирка (проспект Ленина, дом 42, город Иваново), на которое не распространяется льготный порядок, определяющий последовательность действий теплоснабжающей организации при введении ограничения организациям-потребителям, при образовавшейся задолженности.
Пунктом 2 статьи 22 Закона № 190-ФЗ, предусмотрено предварительное (до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя), изложенное в письменной форме, уведомление теплоснабжающей организации о возможности введения ограничения подачи тепловой энергии (за сутки до введения указанного ограничения). Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Предусмотренный Законом № 190-ФЗ порядок ограничения горячего водоснабжения при прекращении передачи тепловой энергии МП «ИГТЭ» соблюден не был, поскольку МП «ИГТЭ» не ограничило передачу тепловой энергии и теплоносителя зданию Ивгосцирка (проспект Ленина, д. 42 , г. Иваново), а прекратило ее, не соблюдая сроков направления уведомления о прекращении передачи топливно –энергетичеких ресурсов (менее 24 часов).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Согласно части 1статьи 5 Закона о защите конкуренции, под доминирующим положением понимается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации № 30 от 30.06.2008 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 данного Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъект производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
МП «ИГТЭ»  приказом Ивановского УФАС России № 28 от 30.05.1997 включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» на товарном рынке «Передача тепловой энергии» в географических границах г. Иваново с долей более 65 процентов.
Кроме этого, МП «ИГТЭ» 27.03.1998 включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным         № 37.1.34, что в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции указывает на его доминирующее положение.
Факт принадлежности МП «ИГТЭ» тепловых сетей, по которым осуществляется передача топливно - энергетических ресурсов объектам Ивгосцирка, представителем Ответчика на заседании Комиссии от 07.08.2012 не отрицался.
Таким образом, исходя из системного толкования положений части 1, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 от 30.06.2008, Комиссия считает доминирующим положение, занимаемое МП «ИГТЭ» на товарном рынке «Передача тепловой энергии» в географических границах г. Иваново.

На основании изложенного, действия МП «ИГТЭ» по прекращению передачи тепловой энергии и теплоносителя с 10-13 до 11-45 03.02.2012 в здание гостиницы Ивгосцирка (дом № 7–а по улице Набережная города Иваново) и здание цирка (проспект Ленина дом 42 города Иваново) по тепловым сетям МП «ИГТЭ», в связи с образовавшейся задолженностью Ивгосцирка по оплате представленных услуг теплоснабжения, в нарушение установленных процедур, противоречат действующему законодательству.
   
Ущемление интересов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 -ФЗ.
Учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия МП «ИГТЭ», являются злоупотреблением доминирующим положением при прекращение передачи тепловой энергии (теплоносителя) 03.02.2012 объектам Ивгосцирка (гостиница Ивгосцирка, Цирк)  в нарушение процедур, установленных Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, и частью 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания: в частности о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая, что теплоснабжение объектов Ивгосцирка было возобновлено    МП «ИГТЭ» 03.02.2012, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи Ответчику предписания.

Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-30/003 в силу пунктов 1-5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.

Оснований для переквалификации о нарушении МП «ИГТЭ» антимонопольного законодательства у Комиссии нет.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать  действия муниципального предприятия «Ивгортеплоэнерго», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем ущемления интересов филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк» при прекращении передачи тепловой энергии (теплоносителя) 03.02.2012 на объекты Ивгосцирка в нарушение процедур, установленных Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, (здание гостиницы на ул. Набережная д. 7-а) и частью 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (здание Цирка на пр. Ленина, д. 42), нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Основания для прекращения рассмотрения дела № 08-30/003 в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» отсутствуют.
3. Предписание МП «ИГТЭ» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с возобновлением поставки тепловой энергии и теплоносителя филиалу  ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Ивановский государственный цирк» 03.02.2012.
4. Передать уполномоченному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


< Подписи членов комиссии >

Решение может быть обжаловано в  течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны