Решение (комиссия) №037/06/31-287/2024 (07-15/2024-087) о признании жалобы ИП <…> на действия Департамента дорожного... от 7 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/31-287/2024 (07-15/2024-087)

 

Дата оглашения решения: 02 мая 2024 года                                          город Иваново

Дата изготовления решения: 07 мая 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Заказчик): <…>,

в отсутствие ИП <…> и его представителей (далее – Заявитель), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (своевременно уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ИП <…>  на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации нежелательной растительности (борщевик Сосновского) химическим способом на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001724000925) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.04.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…>на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации нежелательной растительности (борщевик Сосновского) химическим способом на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001724000925).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки по п. 18 раздела III «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги» Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2571). Заявитель указал, что предусмотренные извещением о закупке работы (устранение борщевика химическим способом) не являются содержанием дороги. Таким образом, дополнительные требования установлены незаконно.

Согласно второму доводу жалобы Заказчик неправомерно установил в порядке оценки извещения о закупке требование о предоставлении по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» договоров на содержание и ремонт автомобильных дорог, поскольку данные работы не связаны с предметом контракта.

В третьем доводе Заявитель указал, что Заказчиком в извещении о закупке установлен некорректный код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (далее – ОКПД2). Так, в извещении установлен код ОКПД2 42.11.20.300 (Работы по содержанию автомобильных дорог). Вместе с тем, верным кодом ОКПД2 является 43.12.11.140 (Работы по расчистке территории, удалению растительности).

 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласился и просил признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

09.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001724000925 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации нежелательной растительности (борщевик Сосновского) химическим способом на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколом, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 10 200 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 26.04.2024 07:00;

- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке – 02.05.2024;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 03.05.2024;

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 №ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке было подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о закупке и Закона и контрактной системе. Победителем открытого конкурса в электронной форме был признан участник с идентификационным номером 1, предложивший цену контракта 9 078 000 руб.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным на основании следующего.

В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что Заказчик установил в извещении о проведении закупки дополнительные требования по п. 18 Постановления Правительства №2571. Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

 В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В п. 4.2.3 описания объекта закупки извещения о проведении закупки указано, что работы по обработке борщевика Сосновского производятся в пределах полосы отвода, от бровки земляного полотна, но не более ширины полосы отвода.

В соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Ст. 25 Закона об автомобильных дорогах определяет, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона об автомобильных дорогах установлено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 №402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса №402) ликвидация нежелательной растительности химическим способом входит в раздел IV (Классификация работ по содержанию автомобильных дорог) пп. 2 п. 8 (работы по озеленению) Приказа Минтранса №402.

Таким образом, Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки по п. 18 раздела III «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги» Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571, поскольку работы по устранению борщевика напрямую соотносятся с работами по содержанию автомобильной дороги.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Такой порядок установлен Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В п. 32 Положения указано, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;

г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

В п. 1.1 раздела III порядка оценки заявок извещения о закупке указаны следующие положения: «В отношении показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», его детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:

- исполненный договор,

-акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора.

Последний акт, составленный при исполнении договора, подтверждающего наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются:

- исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

- документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, учитываются в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам);

Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов».

Таким образом, учитывая, что работы, предусмотренные извещением о закупке, являются содержанием автомобильной дороги, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заказчиком не было допущено нарушений Закона о контрактной системе при формировании порядка оценки заявок извещения о закупке.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России, считает необоснованным на основании следующего.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

На основании п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком выбран код ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог".

Заказчиком обоснованно установлен код ОКПД2 42.11.20.300 (работы по содержанию автомобильных дорог), поскольку данный код ОКПД2 наиболее полно соответствует предмету закупки. Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ИП <…> на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ликвидации нежелательной растительности (борщевик Сосновского) химическим способом на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001724000925) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны