Решение №037/07/3-301/2023 (07-16/2023-007) Решение по жалобе ООО "Деликатес" от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/07/3-301/2023 (07-16/2023-007)

 

Дата оглашения решения: 13 июня 2023 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 16 июня 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «Деликатес» (далее – Заявитель, Общество): <…>,;

Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново (далее – Заказчик): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Деликатес» на действия Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мяса и мяса курицы замороженного и охлажденного для организации детского питания (извещение 32312417059), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   

УСТАНОВИЛА:

 

01.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Деликатес» на действия Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мяса и мяса курицы замороженного и охлажденного для организации детского питания (извещение 32312417059).

 

Согласно первому доводу жалобы, сформированный Заказчиком порядок оценки по показателю «Деловая репутация» не объективен, так как не содержит шкалу оценки заявок участников закупки, что в свою очередь не позволяет произвести справедливое начисление баллов в зависимости от количества нарушений.

В соответствии со вторым доводом жалобы, Заказчиком не обосновано завышен срок в «5 лет до даты публикации извещения о проведении закупки, сведения о которых размещены в ЕИС в сфере закупок», в течение которого в отношении участника закупки не должно быть выявленных нарушений в результате проверок контролирующих органов.

В третьем доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчик не предоставил возможность участникам закупки представить документы относительно выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, а также не обязал комиссию по оценке заявок изучать и оценивать существо нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы представителем Общества данный довод был отозван.

Согласно четвертому доводу жалобы, Заказчик необоснованно выбрал способ проведения закупки в виде запроса предложений, так как ранее аналогичные закупки на поставку детского питания проводились в виде электронного аукциона.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что Муниципальное предприятие Столовая «Школьная №33» г. Иваново не согласно с доводами жалобы Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.  

 

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Деликатес» и Муниципальным предприятием Столовая «Школьная №33» г. Иваново, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново (далее - Положение).

 

24.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32312417059 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мяса и мяса курицы замороженного и охлажденного для организации детского питания, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о закупке, документацией о закупке, а также протоколами, составленными в ходе проведения указанной закупки:

- начальная (максимальная) цена договора: 7 212 200 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 02.06.2023 09:00;

- дата рассмотрения первых частей заявок: 05.06.2023;

-  дата рассмотрения вторых частей заявок: 07.06.2023;

- дата подведения итогов закупки: 08.06.2023;  

- в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №32312417059-01 до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило три заявки, признанные Комиссией Заказчика соответствующими требованиям документации о закупке и Закону о закупках;

- согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок №32312417059-02 участниками закупки были даны следующие ценовые предложения:

Порядковый номер заявки

Дата и время подачи заявки

Наименование участника закупки

Ценовое предложение

Страна производителя

1

29.05.2023 11:49 (МСК)

Участник №1

7 134 100 руб.

Российская Федерация

2

31.05.2023 10:26 (МСК)

Участник №2

6 902 540 руб.

Российская Федерация

3

02.06.2023 08:41 (МСК)

Участник №3

7 196 250 руб.

Российская Федерация

 

- согласно протоколу подведения итогов №32312417059-03 заявки участников закупки были оценены следующим образом:

 

Порядковый номер заявки

Итоговый балл

Итоговая позиция

Результат

1

99.4

1

Победитель

2

29.1

2

Второе место

3

19.2

3

Третье место

 

Победителем закупки был признан участник закупки с порядковым номером 1, предложивший цену договора - 7 134 100 руб.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным по следующему основанию.  

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений

Ч. 6 ст. 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13).

Согласно п.п. 43.1 – 43.3 Положения 43.1. для оценки заявок, поданных участниками закупки на участие в запросе предложений, заказчик устанавливает в документации о таком запросе критерии оценки заявок и порядок оценки заявок.

Критериями оценки заявок могут быть:

1) цена договора, в случае осуществления закупки  товаров, работ, услуг с неопределенным объемом – цена единицы (сумма цен единиц) товара, работы, услуги;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки;

3) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

5) аналогичный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с пояснением заказчиком случаев признания такого опыта аналогичным;

6) оснащение материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

7) срок поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

8) срок гарантийного обслуживания на товары, результаты работ.

Критерии оценки могут подразделяться на подкритерии (показатели). Суммарное значение веса всех подкритериев одного критерия (при наличии) должно составлять сто процентов.

В соответствии с п. 3.1 «Деловая репутация участника закупки» Раздела VI документации о закупке «Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме» установлено следующее:

Значимость показателя – 40%.

Предметом оценки по данному критерию является отсутствие у участника закупки за 5 лет до даты публикации извещения о проведении закупки, сведения о которых размещены в ЕИС:

- фактов ненадлежащего исполнения контрактов (договоров) с начисленными неустойками (штрафы, пени), заключенных в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ и 44-ФЗ для государственных и муниципальных нужд; 

- выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в результате проверок контролирующих органов.

Оценивается деловая репутация участника по  предъявленным декларациям от участников закупки об отсутствии в период с 01.06.2018 года до даты рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронном виде указанных выше  нарушений  и штрафных санкций.

В случае предоставления участником закупки декларации об отсутствии выше указанных фактов (рекомендуемая форма 3 части III документации), Заказчик проверяет наличие или отсутствие нарушений, сведения о которых размещены в открытом доступе на официальных сайтах, а также по документально подтвержденным фактам нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства,  ставшим известными Заказчику. При проверке деловой репутации участника закупки заказчик имеет право воспользоваться онлайн сервисом по проверке контрагента, функционирующего на    электронной торговой  площадке, на которой проводится процедура торгов.

При наличии нарушений – 0 баллов,

При отсутствии нарушений – 100 баллов.

ЗП - значимость показателя, коэффициент значимости 0,4

 

Из анализа положений документации о закупке следует, что невозможно установить взаимное соотношение между сведениями, оцениваемыми комиссией, и количеством присваиваемых баллов по критерию, так как определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений. Данная позиция также подтверждается обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках.

Учитывая, что количество баллов не зависит от количества выявленных нарушений и не позволяет определить лучшее предложение исполнения контракта, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений положений ч. 1 ст. 1 Закона о закупках.

 

Относительно второго довода жалобы Заявителя Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно возражениям Заказчика, срок в 5 лет до даты публикации извещения о проведении закупки установлен в соответствии с Положением, Законом о закупках и потребностями Заказчика, а также на основании решения Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-237/2023. Данный срок устанавливался с расчетом того, что за указанный срок проверялось также наличие или отсутствие штрафных санкций при исполнении контрактов (договоров) для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, срок устанавливался с ориентацией на аналогичные положения из Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» где требования к сроку учитываемых контрактов (договоров) может доходить до 5-ти лет.

Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с позицией Заказчика, так как согласно решению Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-237/2023 решался вопрос о законности установления срока в 3 года.

Кроме того, Заказчиком не представлено обоснование увеличения срока для оценки деятельности участников закупки с 3 до 5 лет, по сравнению с ранее проведенными закупками, а также о невозможности оценки заявок в течение 3-х летнего срока.

Принимая во внимание представленные сторонами документы и пояснения, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о неправомерности действий Заказчика при формировании положений о порядке оценки заявок на участие закупке и об обоснованности второго довода Общества и о нарушении ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает четвертый довод жалобы необоснованным по следующим причинам.

В соответствии с п.п. 41.1 и 41.2 Положений под запросом предложений в электронной форме понимается форма торгов, обеспечиваемая на электронной площадке ее оператором, при которой информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого запроса предложений и документации о нем. Победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений при одновременном выполнении следующих условий:

1) для эффективного проведения закупки необходимо произвести оценку предложений участников на основании более чем одного критерия;

2) начальная (максимальная) цена договора не превышает десяти миллионов рублей.

Как следует из пояснений представителя Заказчика, закупка проводится в виде запроса предложений в связи с социальной значимостью закупки, а также в связи с письмом Департамента образования Ивановской области №703-008/01-12 от 15.02.2022 об усилении контроля за поставками животной продукции в целях организации детского питания.

Принимая во внимание тот факт, что начальная (максимальная) цена договора не превышает десяти миллионов рублей, а также необходимость дополнительного усиления контроля за указанными поставками Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о законности выбора способа проведения закупки в виде запроса предложений.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о закупках свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Деликатес» на действия Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку мяса и мяса курицы замороженного и охлажденного для организации детского питания (извещение 32312417059) обоснованной в части первого и второго довода.

2. Установить в действиях Муниципального предприятия Столовая «Школьная №33» г. Иваново нарушение ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3. Выдать Муниципальному предприятию Столовая «Школьная №33» г. Иваново обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений. 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СТОЛОВАЯ "ШКОЛЬНАЯ №33" Г.ИВАНОВО
ИНН 3731019620, ОГРН 1033700055993
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЕЛИКАТЕС"
ИНН 3702696627, ОГРН 1133702009033