Решение №037/06/31-340/2022 Признать жалобу ООО «ПИТЕРСПОРТСТРОЙ» на действия Департамен... от 13 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/31-340/2022 (07-15/2022-113)

 

Дата оглашения решения: 11 июля 2022 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 13 июля 2022 года  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>

 

рассмотрев жалобу ООО «ПИТЕРСПОРТСТРОЙ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001722002002), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.07.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ПИТЕРСПОРТСТРОЙ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001722002002).

 

Согласно первому доводу жалобы, в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области. В силу приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ Минтранса №402) в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки. В соответствии с Постановлением Правительства №2571 от 29.12.2021 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства №2571) в случае, если объектом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, Заказчик в соответствии с позицией 18 раздела III Постановления Правительства №2571 обязан установить дополнительные требования к участникам закупки. Такие дополнительные требования отсутствуют в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме. Кроме того, Заказчиком применена ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Таким образом, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части установления дополнительных требований к участникам закупки.

Согласно второму доводу жалобы, Заказчиком, в нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства №2604), установлен излишний критерий оценки заявок - «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Обществом, Заказчиком документы, заслушав представителей Общества и Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

17.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133200001722002002 о проведении открытого конкурса в электронной форме на нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:

- начальная (максимальная) цена контракта – 133 380 285,60 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 13.07.2022 07:00.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

 В соответствие п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства №2571.

В соответствие с позицией 18 «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги» приложения к Постановлению Правительства №2571 дополнительными требованиями к участникам закупки является наличие следующего опыта выполнения работ:

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:

наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции:

1) раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ №2571 установлены дополнительные требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Вместе с тем, дополнительные требования к участникам закупки по ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в извещении о закупке отсутствуют.

Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В пп. б п. 4 ч. 6 вышеназванной Классификации указано, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог по элементам обустройства входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.

В приложении к извещению о проведении закупки «Описание объекта закупки» указан следующий вид работ: нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области, а также указан материал для выполнения работ.

В приложении к извещению о проведении закупки «Сметная документация» указаны работы по нанесению дорожной разметки, а также работы по демаркировке старой дорожной разметки.

Кроме того, в извещении о проведении закупки Заказчиком указан код по ОКПД 2 - 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог".

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что работы по нанесению дорожной разметки относятся к работам по содержанию дорог только в том случае, если выполняются в комплексе с иными дорожными работами. Если же работы по нанесению дорожной разметки являются самостоятельным предметом закупки, то их нельзя считать работами по содержанию дорог. Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с таким выводом Заказчика, так как указанная позиция не подтверждается ни правовыми актами в указанной сфере деятельности, ни судебной и административной практикой. Кроме того, как было указано выше, работы по нанесению дорожной разметки, при исполнении контракта по указанной закупке, будут выполняться наряду с работами по демаркировке старой дорожной разметки, что свидетельствует о комплексе работ по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.

На основании вышеизложенного Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик необоснованно установил требование по ч. 2.1. ст. 31 Закона о контрактной системе. Заказчику следовало установить дополнительные требования в соответствии с позицией 18 «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги» приложения к Постановлению Правительства №2571.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч. 2.1, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости и т.д.

Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства №2604.

В соответствии с п. б ч. 32 Постановления Правительства №2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения.

На основании пп. в п. 24 Постановления Правительства №2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующие показатели:

- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В приложении к извещению о проведении закупки «Требование к содержанию и составу заявки» установлены два критерия оценки:

  1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
  2.  Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Показатель оценки: качественные характеристики объекта закупки.

Таким образом, Заказчиком в нарушение ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлен критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.         Признать жалобу ООО «ПИТЕРСПОРТСТРОЙ» на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на нанесение горизонтальной разметки на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ивановской области (извещение 0133200001722002002) обоснованной.

2.         Установить в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушения ч. 2.1, ч. 4 ст. 31, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.

3.         Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4.         Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны