Решение №037/07/3-29/2023 (07-16/2023-002) о признании жалобы ООО "Алхим" на действия АО «ВОДОКАНАЛ» пр... от 6 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Ивановское УФАС России)
153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ №037/07/3-29/2023 (07-16/2023-002)
Дата оглашения решения: 02 февраля 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 06 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ООО «Алхим» (далее – Заявитель, Общество) – <…> (доверенность №5 от 09.01.2023),
АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Заказчик) – <…> (доверенность №60 от 30.01.2023),
рассмотрев жалобу ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
25.01.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365).
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком проводится неконкурентная закупка (подача ценовых котировок в электронной форме). Вместе с тем, из положений документации о закупке следует, что данная закупка полностью соответствует требованиям для конкурентных закупок, установленным Законом о закупках. Следовательно, Заказчиком необоснованно проводится неконкурентная закупка, что ограничивает возможность участия Заявителя в закупочной процедуре.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России, представителем Общества был заявлен второй довод жалобы. Так представитель указал, что в документации о закупке указано торговое наименование закупаемого товара «Аква-Аурат ТМ30», а также характеристики необходимой продукции. Вместе с тем, на товарном рынке имеются полностью аналогичные полиоксихлориду алюминия «Аква-Аурат ТМ30» товары. В частности, Общество может осуществить поставку полиоксихлорида алюминия марки MetaPAC 30, который соответствует описанию объекта закупки. Таким образом, указав в документации о закупке конкретный товарный знак, без возможности поставки эквивалентного товара, Заказчик ограничил возможность участия Заявителя в закупочной процедуре, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что данный довод не был указан в жалобе Заявителя.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования данной нормы следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Следовательно, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании изложенного, учитывая, что срок для подачи заявок на участие в закупке окончился 26.01.2023, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что указанный довод жалобы не подлежит рассмотрению.
АО «ВОДОКАНАЛ» в своих возражениях на жалобу указало, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Алхим», АО «ВОДОКАНАЛ», заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение о закупке).
19.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32312043365 о проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30, а также соответствующая документация о закупке.
В соответствии извещением о закупке, документацией о закупке:
- начальная (максимальная) цена договора: 2 400 000 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 26.01.2023 в 16:00;
- дата подведения итогов: 27.01.2023.
Комиссия Ивановского УФАС России считает изложенный в жалобе довод необоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
На основании ч. 6.1 Закона о защите конкуренции при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 3.2 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с п. 1.4.8 Положения о закупках подача ценовых котировок - способ неконкурентной закупки, при которой победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену за конкретный товар, работу, услугу.
В силу пп. 5 п. 7.2.5 Положения о закупках в документации о подаче ценовых котировок могут быть указаны любые четкие требования к предмету закупки, в том числе, в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия продукции и самих участников требованиям Заказчика.
Таким образом, рассматриваемая закупочная процедура не может быть признана конкурентной (товар не может быть закуплен, при помощи конкурентных процедур), поскольку Заказчику требуется исключительно продукция с товарным знаком «Аква-Аурат ТМ30», без возможности поставки эквивалентного товара, что не соответствует п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. Следовательно, изложенный в жалобе довод является необоснованным.
В соответствии с п. 5.5. Положения о закупках способ закупки определяется комиссией по закупкам Заказчика (кроме закупки у единственного поставщика) на основании заявок (в устной или письменной форме) заинтересованного структурного подразделения Заказчика, инициирующего закупку
Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Положением о закупках не урегулирован порядок определения способа закупки комиссией по закупкам Заказчика. Так в Положении о закупках не указаны конкретные обстоятельства, являющиеся основанием для проведения неконкурентный закупки, а также не описаны критерии, на основании которых комиссия Заказчика выбирает конкретный вид закупки.
Таким образом, а также в связи с указанием в жалобе на нарушения положений Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящей жалобы в отдел антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365) необоснованной.
2. Передать материалы настоящей жалобы в отдел антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России на предмет установления признаков нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии