Решение №037/07/3-29/2023 (07-16/2023-002) о признании жалобы ООО "Алхим" на действия АО «ВОДОКАНАЛ» пр... от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/07/3-29/2023 (07-16/2023-002)

 

Дата оглашения решения: 02 февраля 2023 года                                             город Иваново

Дата изготовления решения: 06 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «Алхим» (далее – Заявитель, Общество) – <…> (доверенность №5 от 09.01.2023),

АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Заказчик) – <…> (доверенность №60 от 30.01.2023),

 

рассмотрев жалобу ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365), в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),   

УСТАНОВИЛА:

 

25.01.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365).

 

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком проводится неконкурентная закупка (подача ценовых котировок в электронной форме). Вместе с тем, из положений документации о закупке следует, что данная закупка полностью соответствует требованиям для конкурентных закупок, установленным Законом о закупках. Следовательно, Заказчиком необоснованно проводится неконкурентная закупка, что ограничивает возможность участия Заявителя в закупочной процедуре.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России, представителем Общества был заявлен второй довод жалобы. Так представитель указал, что в документации о закупке указано торговое наименование закупаемого товара «Аква-Аурат ТМ30», а также характеристики необходимой продукции. Вместе с тем, на товарном рынке имеются полностью аналогичные полиоксихлориду алюминия «Аква-Аурат ТМ30» товары. В частности, Общество может осуществить поставку полиоксихлорида алюминия марки MetaPAC 30, который соответствует описанию объекта закупки. Таким образом, указав в документации о закупке конкретный товарный знак, без возможности поставки эквивалентного товара, Заказчик ограничил возможность участия Заявителя в закупочной процедуре, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что данный довод не был указан в жалобе Заявителя.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования данной нормы следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Следовательно, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, учитывая, что срок для подачи заявок на участие в закупке окончился 26.01.2023, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что указанный довод жалобы не подлежит рассмотрению.

 

АО «ВОДОКАНАЛ» в своих возражениях на жалобу указало, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

           

Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, документы, представленные ООО «Алхим», АО «ВОДОКАНАЛ», заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ВОДОКАНАЛ» (далее – Положение о закупке). 

 

19.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 32312043365 о проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии извещением о закупке, документацией о закупке:

- начальная (максимальная) цена договора: 2 400 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок: 26.01.2023 в 16:00;

- дата подведения итогов: 27.01.2023.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает изложенный в жалобе довод необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

На основании ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

На основании ч. 6.1 Закона о защите конкуренции при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 3.2 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с п. 1.4.8 Положения о закупках подача ценовых котировок - способ неконкурентной закупки, при которой победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену за конкретный товар, работу, услугу.

В силу пп. 5 п. 7.2.5 Положения о закупках в документации о подаче ценовых котировок могут быть указаны любые четкие требования к предмету закупки, в том числе, в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия продукции и самих участников требованиям Заказчика.

Таким образом, рассматриваемая закупочная процедура не может быть признана конкурентной (товар не может быть закуплен, при помощи конкурентных процедур), поскольку Заказчику требуется исключительно продукция с товарным знаком «Аква-Аурат ТМ30», без возможности поставки эквивалентного товара, что не соответствует п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. Следовательно, изложенный в жалобе довод является необоснованным.

В соответствии с п. 5.5. Положения о закупках способ закупки определяется комиссией по закупкам Заказчика (кроме закупки у единственного поставщика) на основании заявок (в устной или письменной форме) заинтересованного структурного подразделения Заказчика, инициирующего закупку

Вместе с тем, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Положением о закупках не урегулирован порядок определения способа закупки комиссией по закупкам Заказчика. Так в Положении о закупках не указаны конкретные обстоятельства, являющиеся основанием для проведения неконкурентный закупки, а также не описаны критерии, на основании которых комиссия Заказчика выбирает конкретный вид закупки.

Таким образом, а также в связи с указанием в жалобе на нарушения положений Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов настоящей жалобы в отдел антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Алхим» на действия АО «ВОДОКАНАЛ» при проведении подачи ценовых котировок в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия Аква-Аурат ТМ30 (извещение 32312043365) необоснованной.

2. Передать материалы настоящей жалобы в отдел антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России на предмет установления признаков нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны