Решение №037/06/31-168/2024 (07-03/2024-006) По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях ... от 28 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№037/06/31-168/2024 (07-03/2024-006)

 

Дата оглашения решения: 25 марта 2024 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 28 марта 2024 года

 

Комиссия Ивановского УФАС России по проведению внеплановой проверки (далее – Комиссия) в составе:

членов Комиссии: «…»

 

при участии представителей:

– Ассоциации СРО «ИОС» (далее – Заявитель) – «…»

– Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Заказчик) – «…»,

– ООО «Дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ООО «ДРСУ», Победитель закупки) – «…»,

 

на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №21/24 от 19.03.2024 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Двойная Сторожка - Сахтыш - Нельша в Тейковском районе Ивановской области (извещение 0133200001724000484), в соответствии с ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» (далее – Постановление Правительства РФ №1576), в ходе проведения которой Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 15.03.2024 поступило обращение Ассоциации СРО «ИОС», указывающее на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, допущенных Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Двойная Сторожка - Сахтыш - Нельша в Тейковском районе Ивановской области (извещение 0133200001724000484).

 

Согласно обращению Заявителя из проектно-сметной документации, размещенной в составе извещения о закупке, следует, что в рамках рассматриваемой закупки проводятся работы по капитальному ремонту автомобильной дороги и реконструкции линейного объекта (линия наружного освещения). Так, проектно-сметной документацией предусмотрены работы по устройству опор освещения, а также работы, предусмотренные пп. «а» п. 1, пп. «в», «е» п. 2 ч. 4 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Классификация). При этом, в нарушение п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик не установил в извещении о закупке требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 №2571).

 

Учитывая изложенное, Ивановским УФАС России была инициирована внеплановая проверка.

 

Рассмотрев представленные Ассоциацией СРО «ИОС», Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, ООО «ДРСУ» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в проведении внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.

 

20.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001724000484 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Двойная Сторожка - Сахтыш - Нельша в Тейковском районе Ивановской области. 01.03.2024 в извещение о проведении закупки были внесены изменения.

В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 903 735 426,02 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 18.03.2024 07:00;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 21.03.2024;

- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2024 №ИЭОК1 по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям извещения о закупке и Закона о контрактной системе. Победителем открытого конкурса в электронной форме признано ООО «ДРСУ».

 

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571.

В соответствии с п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в извещении устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно п. 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги в извещении устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.

Комиссией было установлено, что в извещении о проведении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги».

В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) указаны следующие определения:

- реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

- капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В обращении Заявителя указано, что проектно-сметной документацией предусмотрено устройство опор освещения, так как на объекте отсутствует необходимое освещение.

Представители Заказчика на заседании Комиссии указали, что в рамках исполнения контракта необходимо провести устройство недостающего дорожного освещения. При этом, при осуществлении данных работ не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги, а также не изменяется категория автомобильной дороги.

Как следует из положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ элементы обустройства являются составной частью автомобильной дороги. Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым, в том числе относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Таким образом, указанная в извещении о закупке линия освещения, находящаяся на автомобильной дороге, не является отдельным линейным объектом, а является частью автомобильной дороги, следовательно, выполнение работ по её ремонту необходимо оценивать в совокупности с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, а также Классификации.

Пунктами пп. 8, 12 п. 10 Классификации предусмотрено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства:

- установка недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, установка недостающих и восстановление существующих систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем подъемки и разводки пролетных строений;

- установка освещения.

Таким образом, законодательно допускается отнесение работ по расширению существующего освещения к деятельности по содержанию автомобильных дорог. Определяющим в данном вопросе является факт возможности изменения категории дороги и ее конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности.

Комиссия полагает, что предусмотренные сметной документацией работы по установке освещения на дороге не могут быть признаны работами по реконструкции автомобильной дороги, поскольку в результате их выполнения не меняется категория автомобильной дороги, границы полосы отвода автомобильной дороги. В рассматриваемом случае данные работы соотносятся с деятельностью по содержанию автомобильной дороги.

 

В своем заявлении Ассоциация СРО «ИОС» указала, что отдельные работы, предусмотренные сметой, относятся к капитальному ремонту автомобильной дороги, в частности работы, связанные с уширением земельного полотна и работы по устройству основания дорожного полотна методом холодной регенерации. Уширение земельного полотна - это доведение геометрических параметров земельного полотна до норм, соответствующих категории дороги, уширению дорожной одежды (пп. «а», п. 1 «в» п. 2 ч. 4 раздела II Классификации). Работы по устройству основания дорожного полотна методом холодной регенерации относятся к работам по укладке основания покрытия с использованием материалов старого покрытия путем холодной регенерации (ресайклинга) и устройством новых слоев покрытия (пп. «е» п. 2 ч. 4 Классификации). Кроме того, Заказчиком используется материал DOROMIX, который также подходит для метода холодной регенерации (ресайклинга).

Согласно письменным пояснениям Победителя закупки и Заказчика, а также пояснениям представителей ООО «ДРСУ» и Заказчика, участвующих в проведении внеплановой проверки, существующее на дороге земельное полотно ранее было, но с течением времени износилось, разрушилось и не соответствует по ширине категории автомобильной дороги, которая требуется к ремонту, вследствие чего, земельное полотно будет расширено до той ширины, которая была ранее у автомобильной дороги, никакие геометрические параметры земельного полотна не будут изменяться. Метод холодной регенерации будет применен в данном случае не к основанию дорожного полотна, а к нижнему конструктивному несущему слою, делая его бетонным, далее укладываются выравнивающий слой и слой износа, которые несут нагрузку от стираемости. Материал DOROMIX используется не только при устройстве основания дорожного полотна методом ресайклинга, но и при укладке грунта. Таким образом, в силу п. 5 при ремонте автомобильной дороги будут проводиться следующие работы:

- ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;

- восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;

- полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия.

При этом, при осуществлении данных работ не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги, а также не изменяется категория автомобильной дороги.

 

С учетом пояснений Заказчика, Победителя закупки, а также проанализировав положения проектно-сметной документации, размещенной в извещении о проведении закупки, Комиссия приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки не проводятся работы по капитальному ремонту, поскольку отсутствует факт изменения существенных характеристик автомобильной дороги. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия полагает, что Заказчиком правомерно установлено в извещении о закупке дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571. Кроме того, отсутствие в извещении о проведении закупки требования о наличии членства в саморегулируемой организации является обоснованным, поскольку в силу ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации членство в саморегулируемой организации в сфере строительства необходимо индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам только для исполнения договоров, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства. Следовательно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ №1576, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Двойная Сторожка - Сахтыш - Нельша в Тейковском районе Ивановской области (извещение 0133200001724000484) нарушения Закона о контрактной системе отсутствуют.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны