Решение №037/06/14-180/2023 (07-15/2023-094) Признать жалобу ООО «РУСАГРО» на действия Администрации Фурм... от 31 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/14-180/2023 (07-15/2023-094)

 

Дата оглашения решения: 28 марта 2023 года                                                    город Иваново

Дата изготовления решения: 31 марта 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

- ООО «РУСАГРО» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

 - Администрации Фурмановского муниципального района – «…»,

 

рассмотрев жалобу ООО «РУСАГРО» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора – погрузчика Cukurova 884 или эквивалент (извещение 0133300015623000030), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «РУСАГРО» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора – погрузчика Cukurova 884 или эквивалент (извещение 0133300015623000030).

 

В первом доводе жалобы Общество указывает, что Заказчиком необоснованно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства РФ №616).

 

Согласно второму доводу жалобы Общества Заказчиком в описании объекта закупки установлено ненадлежащее обоснование использования дополнительных характеристик, не предусмотренных используемой Заказчиком позицией каталога товара, работ, услуг, таких как «Расположение цилиндров двигателя – рядное», «Тип КПП – Автоматическая».

 

Согласно третьему доводу жалобы Общества, Заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки, указывая в описании объекта закупки, что «поставляемый товар новый, не ранее 2023 года выпуска».

 

В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «РУСАГРО», Администрацией Фурмановского муниципального района документы, заслушав представителей лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

15.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133300015623000030 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора – погрузчика Cukurova 884 или эквивалент.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 11 838 860,4 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 24.03.2023 08:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 27.03.2023;

– согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.03.2023 №ЦПА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки поступили следующие минимальные предложения о цене контракта.

 

Место

Наименование участника

Дата и время подачи

Дата и время подачи заявки

Сумма предложения

Валюта

Идентификационный номер заявки

Снижение, %

1

Участник №4

24.03.2023

10:08:42

23.03.2023

17:22:28

10 857 199,4

RUR

Заявка №4

8,29%

2

Участник №3

24.03.2023

10:05:54

22.03.2023

15:43:04

11 128 528,68

RUR

Заявка №3

6%

3

Участник №2

24.03.2023

10:02:32

21.03.2023

16:44:42

11 483 694,54

RUR

Заявка №2

3%

 

– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано три заявки; все участники закупки, а также их заявки на участие в электронном аукционе, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 4.

 

Первый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ №616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее – Перечень).

В силу п. п. 5, 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию:

– наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;

– информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.

Заказчиком применена позиция каталога товаров, работ и услуг (далее – КТРУ): 28.92.20-00000004.

Согласно указанной позиции КТРУ, данной позиции соответствует несколько кодов из «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – ОКПД2): 28.92.26.110 «Экскаваторы самоходные одноковшовые», 28.92.27.110 «Экскаваторы многоковшовые самоходные», 28.92.2 «Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)», 28.92.27.119 «Экскаваторы многоковшовые прочие».

 

Согласно пояснениям Заказчика, при описании объекта закупки был установлен код ОКПД2: 28.92.20.000 «Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)». Данный код ОКПД2 не содержится в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ №616, ввиду чего запрет не был установлен.

 

Так, исходя из совокупности описания объекта закупки, потребностью Заказчика является экскаватор-погрузчик с двумя ковшами – оборудование – ковш сзади и погрузочное оборудование – ковш спереди.

Соответственно, исходя из потребности Заказчика, а также применённой Заказчиком позиции КТРУ, к данной ситуации применим код ОКПД2: 28.92.27.110 «Экскаваторы многоковшовые самоходные», который включён в п. 73 Перечня, установленного Постановлением Правительства РФ №616.

 

Таким образом, ввиду того, что соответствующий код ОКПД2: 28.92.27.110 «Экскаваторы многоковшовые самоходные» включен в перечень, установленный Постановлением Правительства №616, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства №616, что свидетельствует о  нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

 

Относительно второго довода жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

На основании п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В описании объекта закупки извещения о проведении закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующие характеристики.

 

№№ п/п

Наименование товара, код КТРУ

Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, а также показатели, позволяющие определить соответствие используемого товара (предмета лизинга) установленным требованиям

 

Экскаватор - погрузчик Cukurova 884 или эквивалент**,

 

Код КТРУ - 28.92.20-00000004

 

 

Показатель*

 

Значение показателя

Значение показателей **, КТРУ, обоснование применения дополнительных характеристик***

Двигатель

Расположение цилиндров, шт

рядное

соответствие

Для уменьшения расхода топлива

Трансмиссия

Тип КПП

Автоматическая

соответствие

Для обеспечения надежной эксплуатации, в соответствии с требованием Заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители Заказчика, относительно рядного расположения цилиндров, пояснили, что данная характеристика применима к рабочему объему двигателя. При изучении рынка экскаваторов-погрузчиков установлено, что рядное расположение цилиндров двигателя используется практически у всех известных производителей.

Представители Заказчика также указали, что автоматическая коробка передач обладает рядом преимуществ: обеспечивает повышенную эргономику товара, соответственно меньшую утомляемость оператора при работе; бесступенчатое изменение скорости при работе, отсутствие рывков; максимальная передача крутящего момента с двигателя.

Представитель Заявителя указал, что расположение цилиндров никак не влияет на расход топлива, а также, что автоматическая коробка передач не влияет на динамичность экскаватора, а также на его скоростные возможности при совершении маневров.

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что автоматическая коробка передач по отношению к механической обладает преимуществами, такими как увеличение ресурса двигателя, меньшим расходом топлива, увеличением скорости при выезде на ровную дорогу.

На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком не обоснована объективная потребность в установлении в извещении о проведении закупки характеристики «Расположение цилиндров – рядное», так как не представляется возможным определить, как расположение цилиндров влияет на расход топлива, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным.

 

Третий довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.

В описании объекта закупки извещения о проведении закупки установлено следующее «Поставляемый Товар новый, не ранее 2023 года выпуска (не восстановленный, не собранный из восстановленных частей, не бывший в эксплуатации), серийно выпускаемый, не снятый с производства, не снят с длительного хранения, сертифицированный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Товар без замененных узлов, агрегатов, деталей, составных и комплектующих частей, не имеет внутренних и внешних повреждений и дефектов, в том числе дефектов лакокрасочного покрытия и дефектов, не влияющих на возможность использования товара по назначению, полностью укомплектован в соответствии с техническим паспортом и технической документацией, прошедший предпродажную подготовку».

 

Согласно пояснениям представителей Заказчика, экскаватор с годом выпуска не ранее 2023 года закупается для того, чтобы Заказчик был уверен в исправности поставляемой техники, чтобы все детали экскаватора были в надлежащем виде. Поставка товара установлена в проекте контракта извещения о закупке на второй квартал 2023 года и Заказчиком подразумевается, что во время проведения закупки, заключения контракта и двух месяцев, отведенных на поставку данного товара, техника будет изготавливаться производителем, а потом будет поставлена Заказчику.

Представитель Общества пояснил, что у Общества имеется техника, произведённая в конце декабря 2022 года, обладающая такими же характеристиками, какие Заказчик установил в извещении о закупке, исправно работающая и еще не бывшая в употреблении (эксплуатации), но поставить он ее не может из-за установленного Заказчиком ограничения.

 

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе закреплено понятие нового товара – товар, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Заказчиком не приведено доказательств, что техника, которая была выпущена в конце 2022 года, например, в ноябре-декабре 2022 года, по своим характеристикам отличается от техники, произведенной в начале 2023 года.

Таким образом, Заказчиком установлена характеристика товара, которая необоснованно ограничивает участников закупки, которые могут поставить товар, соответствующий характеристикам, установленным в извещении о закупке, но который был произведен ранее 2023 года, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «РУСАГРО» на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) экскаватора - погрузчика Cukurova 884 или эквивалент (извещение 0133300015623000030) обоснованной.
  2. Установить в действиях Администрации Фурмановского муниципального района нарушение ч. 3 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны