Решение №037/06/64-32/2022 (07-15/2022-007) Решение по жалобе ООО «Радиационная техника» на действия ОБУ... от 1 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/64-32/2022 (07-15/2022-007)

 

Дата оглашения решения: 28 января 2022 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 01 февраля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в отсутствие представителей ООО «Радиационная техника» (далее – Заявитель, Общество), ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),

рассмотрев жалобу ООО «Радиационная техника» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских аппаратов для лучевой дистанционной терапии в соответствии с Техническим заданием (извещение 0133200001721004005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действовавшей на момент размещения закупки (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Радиационная техника» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских аппаратов для лучевой дистанционной терапии в соответствии с Техническим заданием (извещение 0133200001721004005).

 

Согласно первому доводу жалобы в документации о закупке Заказчик предусмотрел возможность предоставления «выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 установлено, что положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования в области использования атомной энергии. Лицензирование прав на ведение работ в области использования атомной энергии осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» №170-ФЗ от 21.11.1995; данной статьей не предусмотрена возможность подтверждения соответствия требованиям законодательства посредством предоставления выписки из реестра лицензий.

Учитывая изложенное, Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Во втором доводе жалобы Общество указывает, что в перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, входят 3 аппарата (рентгенотерапевтический аппарат Gulmay D3150, линейные ускорители Elekta Precise Digital и Clinac iX), а также принадлежности к ним (система планирования XIO CE-3D и система ведения пациентов Mosaiq для линейного ускорителя Elekta, прочие – для Clinac iX).

Рентгенотерапевтический аппарат Gulmay и линейные ускорители производства Elekta и Clinac не являются взаимозаменяемыми товарами и образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют деятельность различные хозяйствующие субъекты. Объединение в один лот различных типов медицинского оборудования может привести к ограничению количества участников закупки и закупке товара по начальной (максимальной) цене, так как потребует от исполнителя, специализирующегося только на одном типе оборудования, привлекать соисполнителей, обладающих соответствующими компетенцией и квалификацией.

Следовательно, в действиях Заказчика присутствует нарушение ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Закупку услуг по техническому обслуживанию с учетом функциональной и технологической взаимосвязи необходимо осуществить, выделяя отдельные лоты для рентгенотерапевтического оборудования и для линейных ускорителей.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Радиационная техника», ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

29.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721004005 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских аппаратов для лучевой дистанционной терапии в соответствии с Техническим заданием, а также соответствующая документация о закупке. 14.01.2022 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 14 324 999 руб. 93 коп.;

- дата и время окончания подачи заявок – 24.01.2022 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.01.2022;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 26.01.2022;

- согласно протоколу №0133200001721004005-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 25.01.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, все участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками закупки;

- на основании протокола проведения электронного аукциона от 26.01.2022 последние ценовые предложения участников электронного аукциона:

 

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, р

148

26.01.2022 11:52

Понижение

13 322 249,00

132

26.01.2022 12:06

Понижение

6 302 999,00

53

26.01.2022 12:07

Понижение

6 231 374,00

 

Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В разделе II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке определены следующие документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники и (или) выписка из реестра лицензий на вышеуказанный вид деятельности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» и (или) сведения о записи в реестре лицензий, подтверждающей наличие права на осуществление разрешенных видов деятельности (видов услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности: лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (основание: п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 №1445 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники»); лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) с разрешенными видами деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) и (или) выписка из реестра лицензий на вышеуказанный вид деятельности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» и (или) сведения о записи в реестре лицензий, подтверждающей наличие права на осуществление разрешенных видов деятельности (видов услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Требование установлено п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

Согласно п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских аппаратов для лучевой дистанционной терапии в соответствии с Техническим заданием. Услуги должны быть оказаны в соответствии с проектом контракта и Техническим заданием (раздел III «Техническое задание» документации об электронном аукционе) в установленные Заказчиком сроки.

В разделе III «Техническое задание» документации о закупке приведен следующий перечень услуг:

- оказание услуг по плановому техническому обслуживанию и ремонту линейного ускорителя «Elekta Precise Digital»;

- оказание услуг по техническому обслуживанию системы планирования XIO CE-3D и системы ведения пациентов Mosaiq;

- оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского линейного ускорителя Clinac iX;

- оказание услуг по техническому обслуживанию информационной онкологической системы Aria HITА147, системы дозиметрического планирования Eclipse;

- оказание услуг по техническому обслуживанию системы позиционирования «ExacTrac» для медицинского линейного ускорителя Clinac iX;

- оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту аппарата рентгенотерапевтического «Gulmay D3150».

Указанная медицинская техника является источниками ионизирующего излучения.

На основании п. 17, 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), а также деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), подлежит лицензированию.

Таким образом, для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования необходима, в том числе лицензия в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

На основании ст. 9 Федерального закона от 27.12.2019 №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» с 01.01.2021 запись в реестре лицензий является тождественным способом подтверждения наличия у участника закупки действующей лицензии.

Таким образом, действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Относительно ссылок Заявителя на ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также на ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

На основании ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

Действие указанного закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Подобные федеральные нормы и правила в отношении медицинских аппаратов и медицинского оборудования отсутствуют.

Из системного анализа приведенных норм законодательства следует, что применительно к объектам, на которые распространяется действие Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», подлежат установлению совокупность критериев:

- количество содержащихся или используемых ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- активность содержащихся или используемых ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Общество на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не явилось, каких-либо доказательств обоснованности жалобы, в частности, доказательств того, что объект закупки является объектом использования атомной энергии, что работы по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники, содержащиеся в документации об электронном аукционе, подпадают под действие ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а также, что такие работы соответствуют лицензируемым видам деятельности в области использования атомной энергии, в антимонопольный орган не представило.

Учитывая изложенное, первый довод жалобы является необоснованным.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из буквального толкования положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Заказчик устанавливает требования с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований, являющихся значимыми для Заказчика.

Закон о контрактной системе не содержит запрета по объединению Заказчиком в одну закупку оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования разных производителей.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Учитывая изложенное, второй довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает недоказанным.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Радиационная техника» на действия ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских аппаратов для лучевой дистанционной терапии в соответствии с Техническим заданием (извещение 0133200001721004005) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны