Решение №037/06/32-308/2023 (07-15/2023-145) Признать жалобу Общества на действия Департамента дорожного ... от 13 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/32-308/2023 (07-15/2023-145)

 

Дата оглашения решения: 07 июня 2023 года                                         город Иваново

Дата изготовления решения: 13 июня 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Заказчик) – «…»,

 

 в отсутствие Общества (далее – Заявитель), а также представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица своевременно уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу Общества на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ирмес на км 1+900 автомобильной дороги Жадинское - Шекшово в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области (извещение №0133200001723001676), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

01.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба Общества на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ирмес на км 1+900 автомобильной дороги Жадинское - Шекшово в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области (извещение №0133200001723001676).

 

Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком, в нарушение Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение об оценке заявок), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2604), в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки установлено, что «…в отношении показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», его детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» к оценке принимается договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом п. 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – линейный объект».

Вместе с тем, объектом закупки является автомобильная дорога.

 

Рассмотрев представленные Обществом, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

16.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение №0133200001723001676 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ирмес на км 1+900 автомобильной дороги Жадинское - Шекшово в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области.

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 50 171 780 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 01.06.2023 08:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –         

06.06.2023;

– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 №ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана одна заявка с идентификационным номером 1; единственный участник закупки и его заявка на участие в закупке были признаны соответствующими требованиям извещения об открытом конкурсе в электронной форме и Закона о контрактной системе, а также принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки с идентификационным номером заявки 1 (ООО «МОСТОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА МПФ»).

 

В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Такой порядок установлен Положением об оценке заявок, утвержденным Постановлением Правительства РФ №2604.

На основании п. 24 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пп. «а» п. 28 Положения об оценке заявок в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

 

На основании пп. «в» п. 31 Положения об оценке заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:

объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);

линейный объект, за исключением автомобильной дороги;

автомобильная дорога;

особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;

объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.

 

Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки для оценки заявок участников закупки установлен, в том числе, критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с показателем «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» и детализирующим показателем «общая цена исполненных участником закупки договоров».

Также, Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки указано «…в отношении показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», его детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» к оценке принимается договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом п.31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – линейный объект».

 

Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

- автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

- искусственные дорожные сооружения – сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Мост, расположенный на автомобильной дороге – дорожное сооружение, являющееся технологической частью автомобильной дороги, следовательно, выполнение работ по его капитальному ремонту относится к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Кроме того, пп. 3 п. 3 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402, к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог относится выполнение работ по такому ремонту искусственных и защитных дорожных сооружений.

Таким образом, в связи с тем, что объектом закупки является капитальный ремонт моста, являющегося частью автомобильной дороги, Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе извещения о проведении закупки выбран неверный объект (линейный объект), который не соответствует объекту закупки (автомобильная дорога), что свидетельствует о нарушении Заказчиком пп. «в» п. 31 Положения об оценке заявок, а также ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.

 

На основании ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020) механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Согласно официальному сайту, Общество не имеет опыта исполнения контрактов (в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») на выполнение работ по благоустройству территории, а также по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта – автомобильной дороги). Общество ни разу, с момента регистрации на официальном сайте, не принимал участие в закупках, в том числе в указанном открытом конкурсе в электронной форме.

Общество своих представителей на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России не направил, документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Заявителя, представлены не были.

Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 №ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана одна заявка, что указывает на то, что Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленный Заказчиком в извещении о проведении закупки не был применен. Таким образом, выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупки.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу Общества на действия Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Ирмес на км 1+900 автомобильной дороги Жадинское - Шекшово в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области (извещение №0133200001723001676) обоснованной.
  2. Установить в действиях Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области нарушение ч. 8 ст. 32  Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупки.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны