Решение №07-15/2019-055 Решение о признании жалобы ООО "Медведь" необоснованной от 27 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №07-15/2019-055

 

Дата оглашения решения: 22 марта 2019 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 27 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей:

ООО «Медведь» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Управления капитального строительства Администрации города Иванова (далее - Заказчик): <…>,

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «Медведь» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на выполнение полного комплекса работ, согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту), в рамках проектной и сметной документации «Дошкольная образовательная организация на 240 мест в мкр. «Рождественский» в г. Иваново (корректировка)» (извещение 0133200001719000401), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Медведь» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на выполнение полного комплекса работ, согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту), в рамках проектной и сметной документации «Дошкольная образовательная организация на 240 мест в мкр. «Рождественский» в г. Иваново (корректировка)» (извещение 0133200001719000401).

 

Согласно первому доводу жалобы в документации о закупке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление) не указаны такие виды работ, как устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций. При этом выполнение указанных работ предусмотрено документацией об электронном аукционе (локальный сметный расчет №02-01-01и1).

В соответствии со вторым доводом жалобы положения документации о закупке, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта, заполняются на этапе заключения контракта по предложению подрядчика, не соответствуют требованиям ч. 2, 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что нарушений при проведении закупки допущено не было. В рамках проводимой закупки не требуется возводить фундамент и несущие конструкции. Документация о закупке не возлагает на победителя электронного аукциона не предусмотренных действующим законодательством обязанностей в период подписания контракта.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

28.02.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001719000401 о проведении электронного аукциона на выполнение полного комплекса работ, согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту), в рамках проектной и сметной документации «Дошкольная образовательная организация на 240 мест в мкр. «Рождественский» в г. Иваново (корректировка)», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 97 717 845 руб. 53 коп.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 18.03.2019 08:00;

3) дата проведения электронного аукциона - 25.03.2019.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Такие виды и объем работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 №570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

П. 2 Постановления установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пп. «а» п. 2 Постановления, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

П. 50 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке определено, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту работы, объем которых в совокупном стоимостном выражении должен составлять не менее 25 процентов цены контракта. Возможные виды и объемы работ из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, указаны в приложении №1 к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что возможные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, отражены в приложении №1 к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке указано, что объектом закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту), в рамках проектной и сметной документации «Дошкольная образовательная организация на 240 мест в мкр. «Рождественский» в г. Иваново (корректировка)». Описание объекта закупки приведено в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

П. 1 раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе предусмотрено, что объем выполненных работ должен соответствовать Ведомости объемов работ и потребностей в материалах (товарах) (приложение №2 к Техническому заданию).

В приложении №2 к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе отражена Ведомость объемов работ и потребностей в материалах (товарах). В указанной Ведомости, в том числе отражено следующее:

 

пп

Номер локального сметного расчета*

Наименование сметы

Позиции по смете на 2019 год

1

2

3

4

Глава 2. Основные объекты строительства

 

1

02-01-01и1

Общестроительные работы

(ниже отм. 0.000)

п. с 294 по 310

п. с 352, 353

 

Согласно Локальному сметному расчету №02-01-01и1:

- в позициях 294 – 310 указано следующее: уплотнение грунта щебнем; щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 10-20 мм; устройство бетонной подготовки; бетон мелкозернистый, класс: В7,5 (М100); устройство фундаментных плит железобетонных: плоских; бетон мелкозернистый, класс: В15 (М200); каркасы и сетки арматурные плоские, собранные и сваренные (связанные) в арматурные изделия, класс BP-I, диаметр 4 мм; устройство стяжек: бетонных толщиной 20 мм; устройство стяжек: на каждые 5 мм изменения толщины стяжки добавлять или исключать к расценке 11-01-011-03; бетон мелкозернистый, класс: В7,5 (М100); кладка стен приямков и каналов; раствор готовый кладочный цементный марки: 50; раствор готовый кладочный цементный марки: 100; кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм, марка: 150; гидроизоляция боковая обмазочная битумная в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону; укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием диаметром: 50 мм; трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСт2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСт4пс наружный диаметр: 57 мм, толщина стенки 3 мм;

- в позициях 352 - 353 указано следующее: установка приборов: фрамужных (прим. установка приточных устройств, кроме ОК 8); приточные устройства ЕММ aereco.

Таким образом, работы, которые необходимо выполнить в рамках исполнения контракта, предусмотренные Локальным сметным расчетом №02-01-01и1, не относятся к работам по устройству фундаментов и оснований, возведению несущих конструкций. Следовательно, в документации о закупке указанные работы и не могли быть отражены, как возможные, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

На основании ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 50 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, определяются по предложению подрядчика при заключении контракта из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных документацией о закупке, по результатам которой заключается контракт.

Как указано выше, п. «б» п. 2 Постановления предусмотрено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ определяются по предложению подрядчика и включаются в контракт.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя пояснить, в какой момент конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ включаются в контракт, если не при его заключении, пояснить не смог.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в рассматриваемом случае в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, Заказчик не возлагает на победителя электронного аукциона обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

В позиции плана-графика, соответствующей рассматриваемой закупке, не установлены характеристики объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком указано: работы должны быть выполнены на условиях, изложенных в проекте муниципального контракта, в соответствии с требованиями проектной и сметной документации, утвержденной в установленном законом порядке, обязательными требованиями технических регламентов, сводов правил, а при их отсутствии – строительных норм и правил, технологий производства работ.

По мнению Комиссии Ивановского УФАС России, в план-график должны быть включены необходимые характеристики объекта закупки для определения потенциальными участниками закупки предъявляемых Заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам. Общая ссылка на документацию о закупке не позволяет обеспечить выполнение требования Закона о контрактной системе, так как документация о закупке размещается позднее, чем соответствующая позиция плана-графика.

Таким образом, отсутствие в плане-графике характеристик объекта закупки с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе нарушает нормы п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения электронного аукциона, так как в настоящее время характеристики объекта закупки отображены в полном объеме в документации о закупке, в связи с чем, участники закупки имели возможность ознакомиться с ними в случае принятия решения об участии в электронном аукционе.

 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки допускается использование указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно приложению №2 к разделу III «Техническое задание» документации об электронном аукционе требования к товарам, используемым при выполнении работ, прилагаются отдельными файлами и являются неотъемлемыми частями технического задания (приложение №2 к техническому заданию часть 1, приложение №2 к техническому заданию часть 2).

В ч. 1 приложения №2 к техническому заданию, размещенному на официальном сайте отдельным файлом, отражены работы и товары, которые необходимы для их выполнения, в том числе указано следующее: комплект  гигиенического душа со смесителем, настенный Grohe.

В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано, что в составе документации о закупке следует считать сопровождение каждого материала словами «или эквивалент».

Согласно информации с официального сайта Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet Grohe является зарегистрированным товарным знаком.

При этом из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что товарные знаки допускается использовать в описании объекта закупки в нескольких частных случаях:

1. указание на товарный знак сопровождается словами «или эквивалент» с обязательной конкретизацией (расшифровкой) параметров эквивалентности, т.е. в этом случае заказчик обязан установить параметры эквивалентности, позволяющие определить соответствие этих закупаемых товаров требованиям заказчика, при этом можно указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться;

2. несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,

3. при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Наличие в тексте документации о закупке указания на товарный знак само по себе не является нарушением действующего законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, такое указание должно сопровождаться словосочетанием «или эквивалент», а также указанием на параметры эквивалентности предлагаемого к поставке товара (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться). Указание в документации о закупке слов «или эквивалент» должно предполагать возможность поставки товаров, отличных от товаров с указанными в документации о закупке товарными знаками.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика обоснование, доказательства несовместимости товаров, имеющихся у Заказчика, с товарами иных товарных знаков, отличных от указанных в документации о закупке, невозможности использования товаров с иными товарными знаками, представить не смогли.

Отсутствие в рассматриваемом случае параметров эквивалентности не позволяет участникам закупки подобрать иной товар. Указанные обстоятельства нарушают п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 4 раздела III «Техническое задание» документации об электронном аукционе «Количество товара является обязательным показателем и должно быть указано как для товаров, используемых в процессе выполнения работ, так и для отдельных элементов товара, например, объема щебня в асфальтобетонной смеси».

Количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара, как объекта закупки, не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен Заказчиком и не может быть изменен участником электронного аукциона. Участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными ст. 66 Закона о контрактной системе, Заказчик не имеет права требовать представления в составе заявок на участие в закупке количества поставляемого товара.

На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об электронном аукционе требование о представлении в составе заявки на участие в закупке сведений о количестве товара, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Медведь» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении электронного аукциона на выполнение полного комплекса работ, согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к контракту), в рамках проектной и сметной документации «Дошкольная образовательная организация на 240 мест в мкр. «Рождественский» в г. Иваново (корректировка)» (извещение 0133200001719000401) необоснованной.

 

2. Установить в действиях Управления капитального строительства Администрации города Иванова нарушение п. 2 ч. 3 ст. 21, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны