Решение №037/06/37-165/2019 (07-15/2019-131) Решение о признании жалобы ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия Адм... от 10 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №037/06/37-165/2019 (07-15/2019-131)

 

Дата оглашения решения: 05 июля 2019 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 10 июля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в присутствии представителей Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «СТРОЙРЕСУРС» (далее – Общество, Заявитель), ООО «Специализированная организация «Торги-Инфо»,

 

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство площади Георгиевской с прилегающей улицей Советской (исторический центр г. Юрьевец) (извещение 0133300028219000017), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.07.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство площади Георгиевской с прилегающей улицей Советской (исторический центр г. Юрьевец) (извещение 0133300028219000017).

 

Согласно первому доводу жалобы начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, при этом Заказчиком предусмотрена возможность представить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии со вторым доводом жалобы указанная в документации об электронном аукционе формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта. При выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не установлен срок действия контракта.

В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что документацией о закупке предусмотрено внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога, что Законом о контрактной системе не предусмотрено.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что по первому доводу жалобы Заказчиком была допущена опечатка. Вместе с тем, документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии возможно рассчитать, исходя из сроков исполнения контракта, указанных в документации о закупке. В проекте контракта документации о закупке нет информации об установлении требований к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде залога денежных средств.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

14.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133300028219000017 о проведении электронного аукциона на благоустройство площади Георгиевской с прилегающей улицей Советской (исторический центр г. Юрьевец), а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) начальная (максимальная) цена контракта – 25 794 338 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 01.07.2019 до 08:00;

3) дата проведения электронного аукциона - 05.07.2019;

4) согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0133300028219000017 от 03.07.2019 по окончании срока подачи заявок до 08 часов 00 минут (время московское) «01» июля 2019 года была подана единственная заявка от участника с идентификационным номером: 1 (ООО производственно-строительная фирма «Бимас»; по результатам рассмотрения единственной заявки заявка участника закупки была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019) в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Законом о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Законом о контрактной системе.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

На основании ч. 1, 6 ст. 96 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019) заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта… В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт…

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019) если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019) если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.

В п. 9.2 ч. II «Проект муниципального контракта» документации о закупке установлено: «Сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту составляет ______ (______________________________________) руб. ______ коп. В случае предложения Подрядчиком в ходе аукциона цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, установленный п. 9.1 контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (пункт включается при необходимости)».

Таким образом, в ч. II «Проект контракта» документации о закупке предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, в случае, если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым будет заключаться контракт, будет предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Учитывая изложенное, Заказчиком в проекте контракта документации о закупке порядок предоставления обеспечения исполнения контракта определен с нарушением ч. 1 ст. 37, п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 3.35 Приказа ФАС России №727/14 от 19.11.2014 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем, как указано выше, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0133300028219000017 от 03.07.2019 по окончании срока подачи заявок была подана единственная заявка, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика пояснили, что контракт будет заключен по начальной (максимальной) цене контракта. Учитывая изложенное, выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Относительно второго довода жалобы установлено следующее.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 32 раздела I.3 «Информационная карта электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. Документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, предоставляется заказчику одновременно с проектом контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику

На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно п. 11.5 ч. II «Проект муниципального контракта» документации о закупке контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного и надлежащего исполнения сторонами своих обязательств.

В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок действия договора может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, формулировка п. 11.5 ч. II «Проект муниципального контракта» документации о закупке не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, что подтверждается п. 3 письма Казначейства России №07-04-05/09-319 от 19.05.2015, в котором указано, что возможным вариантом установления сроков действия контракта может являться следующий: «Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения … и действует до даты надлежащего выполнения сторонами всех обязательств по настоящему контракту».

В письме Минэкономразвития России №Д28и-2103 от 07.10.2014 указано, что ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком, (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом. В связи с этим, по мнению Департамента развития контрактной системы, установление срока представления обеспечения исполнения контракта, в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком исполнителем).

Определить срок действия контракта в рассматриваемом случае можно исходя из следующих положений проекта контракта:

- п. 3.1 – срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 30 ноября 2019 года;

- п. 4.3.2 - Подрядчик обязан своевременно сдать Заказчику результат выполненных работ, в том числе представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта;

- п. 5.3, 5.4 – в течение 5-ти дней после получения от Подрядчика акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ (при наличии), счета и (или) счета-фактуры, Заказчик рассматривает результаты выполненных работ и осуществляет приемку выполненных работ по контракту. В срок, указанный в п. 5.3 контракта, Заказчик обязан направить Подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ;

- п. 2.9 – оплата производится по факту выполнения работ в форме безналичного расчета на основании подписанных актов о приемке выполненных работ и предъявления Подрядчиком счета (и/или счет-фактуры) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней.

Таким образом, учитывая, что обязательства по контракту будут считаться исполненными с момента исполнения Заказчиком обязанности по оплате выполненных работ, участники закупки могут рассчитать срок окончания действия контракта, а соответственно, и минимальный срок действия банковской гарантии. Таким образом, второй довод жалобы является необоснованным.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей до 01.07.2019) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно п. 6.2.12, 6.2.12.1, 6.2.12.2 раздела I.2 «Общие условия проведения электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке:

«Требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде залога денежных средств:

В случае если обеспечение исполнения контракта представляется в виде передачи заказчику в залог денежных средств, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет сумму залога денежных средств, в размере указанном в Информационной карте аукциона в электронной форме на счет, указанный в Информационной карте аукциона в электронной форме.

Факт внесения залога денежных средств на счет заказчика подтверждается копией или оригиналом платежного документа, на основании которого произведено перечисление средств обеспечения исполнения контракта».

Вместе с тем, в п. 32 раздела I.3 «Информационная карта электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке указано: «Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, предоставляется заказчику одновременно с проектом контракта.

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику».

При этом в разделе I.3 «Информационная карта электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке отражено, что при возникновении противоречия между положениями раздела 1.2 «Общие условия проведения электронного аукциона» и раздела 1.3 «Информационная карта электронного аукциона» применяются положения раздела 1.3 «Информационная карта электронного аукциона».

Соответственно, указание в разделе I.2 «Общие условия проведения электронного аукциона» ч. I «Электронный аукцион» документации о закупке требований к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде залога денежных средств, не могло ввести в заблуждение участников закупки.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙРЕСУРС» на действия Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на благоустройство площади Георгиевской с прилегающей улицей Советской (исторический центр г. Юрьевец) (извещение 0133300028219000017) обоснованной в части первого довода жалобы.

 

2. Установить в действиях Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области нарушение ч. 1 ст. 37, п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны