Решение №037/06/14-76/2023 (07-15/2023-016) Признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия Департамента... от 21 февраля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/14-76/2023 (07-15/2023-016)

 

Дата оглашения решения: 16 февраля 2023 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 21 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

членов Комиссии: «…»,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

– ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,

– Департамента образования Ивановской области (далее – Заказчик) – «…»,

 

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо своевременно уведомлено о принятии жалобы к рассмотрению по существу, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения).

 

рассмотрев жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для реализации национального проекта «Образование» (шифр: 24-2023-нр5213) (извещение 0133200001723000248), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

09.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для реализации национального проекта «Образование» (шифр: 24-2023-нр5213) (извещение 0133200001723000248).

 

Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в рамках закупки приобретается камера видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением (далее – ПО). Согласно заключению Торгово-промышленной палаты РФ №049900387 «цифровая видеокамера является электронно-вычислительной машиной, а также материальным носителем встроенного программного обеспечения». Таким образом, объект закупки составляет программно-аппаратный комплекс, в связи с чем, при осуществлении закупки Заказчик обязан установить запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, в соответствии с пп. «а» п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ №1236).

 

В своих возражениях на жалобу Общества Департамент образования Ивановской области указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было. Заказчиком приобретается не само ПО, а камера видеонаблюдения со встроенным в нее ПО. Камера видеонаблюдения без ПО не может осуществлять тех функций, для которых приобретается Заказчиком. Также в извещении о закупке не предусмотрена необходимость установки ПО и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств. Кроме того, Постановлением Правительства РФ №1236 не регламентированы случаи, когда осуществляются закупки камер видеонаблюдения с предустановленным на них ПО (Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) №П11-2-05-106-94501 от 15.12.2022).

 

Рассмотрев представленные ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ», Департаментом образования Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

31.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001723000248 о проведении электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для реализации национального проекта «Образование» (шифр: 24-2023-нр5213).

В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколами, составленными в ходе проведения закупки:

начальная (максимальная) цена контракта – 2 029 275 ₽;

дата и время окончания подачи заявок – 15.02.2023 08:00;

– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)   

17.02.2023;

– согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.02.2023 №ЦПА1 от участников закупки поступили следующие минимальные предложение о цене контракта.

 

Идентификационный
номер заявки

Предложения о цене контракта,
ранжированные по мере убывания

Тип цены

Процент
снижения

Дата и время поступления
ценового предложения

Дата и время подачи
заявки

Порядковый номер заявки,
присвоенный оператором

24

677645.55

понижение

66.61 %

15.02.2023 10:17:21

15.02.2023 07:36:44

1

111

750000.00

понижение

63.04 %

15.02.2023 10:18:02

10.02.2023 13:12:29

2

65

1316867.19

понижение

35.11 %

15.02.2023 10:10:15

14.02.2023 17:22:47

3

197

1434000.00

понижение

29.33 %

15.02.2023 10:09:02

08.02.2023 15:46:56

4

40

1580000.00

понижение

22.14 %

15.02.2023 10:30:50

14.02.2023 18:57:08

5

151

1582834.33

понижение

22.00 %

15.02.2023 10:06:25

14.02.2023 19:15:20

6

236

1690782.00

понижение

16.68 %

15.02.2023 10:21:58

15.02.2023 05:22:17

7

95

1719999.00

понижение

15.24 %

15.02.2023 10:31:21

14.02.2023 08:30:00

8

212

1720000.00

понижение

15.24 %

15.02.2023 10:09:49

15.02.2023 02:57:00

9

30

1755322.79

понижение

13.50 %

15.02.2023 10:02:59

14.02.2023 18:18:06

10

 

– согласно подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке поступило десять заявок от участников закупки; пять участников с идентификационными номерами заявок 40, 65, 95, 151, 236 и их заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 65 (ООО «И-КОМПЬЮТЕРС»).

 

В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

 

Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, установлен Постановлением Правительства РФ №1236.

В соответствии с п. 2(1) Постановления Правительства РФ №1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

 

Согласно извещению о проведении закупки предметом закупки выступает поставка камеры видеонаблюдения с конкретными характеристиками, включая встроенное в нее ПО.

Комиссия Ивановского УФАС России обращает внимание, что описание объекта закупки извещения о проведении закупки не содержит такой характеристики, как «программное обеспечение», «встроенное программное обеспечение», и, соответственно, требований к такой характеристике.

Предоставленное Заявителем заключение эксперта Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» №0489900387 от 18.08.2022 о том, что «цифровая видеокамера является электронно-вычислительной машиной, а также материальным носителем встроенного ПО», Комиссия Ивановского УФАС России не принимает во внимание, поскольку данное заключение выдано в отношении конкретного товара – «Камера видеонаблюдения цифровая NIC-2DOM-Fix-RUS», который не является объектом рассматриваемой закупки. При этом, эксперты Союза «Торгово-промышленная палата Ростовской области» не наделены полномочиями по разъяснению порядка применения Постановления Правительства РФ №1236.

 

Согласно письму Минцифры России №П11-2-05-106-94501 от 15.12.2022, если в извещении о закупке (документации о закупке) установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением Правительства РФ №1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1236, необходимо подготовить обоснование.

При этом Минцифры России в указанном письме также отмечает, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ №1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.

На участие в закупке было подано 10 заявок (5 из них отклонены). ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» заявку на участие в закупке не подавало.

 

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на действия Департамента образования Ивановской области при проведении электронного аукциона на поставку камер видеонаблюдения для реализации национального проекта «Образование» (шифр: 24-2023-нр5213) (извещение 0133200001723000248) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны