Решение №037/06/54.3-497/2020 (07-15/2020-297) Решение по жалобе ООО «НЦИ» на действия Департамента здравоо... от 10 сентября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/54.3-497/2020 (07-15/2020-297)

 

Дата оглашения решения: 07 сентября 2020 года                                           город  Иваново

Дата изготовления решения: 10 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

ООО «НЦИ»: <…>,

Департамента здравоохранения Ивановской области: <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о содержании жалобы, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «НЦИ» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме по оказанию услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений» (извещение №0133200001720002057), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «НЦИ» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме по оказанию услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений» (извещение №0133200001720002057).

 

В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчик установил критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в нарушение требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1085  "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Правила оценки заявок) по следующим основаниям:

  • наличие или отсутствие интеграции с РМИС 1С не является материально-техническим ресурсом (производственной мощностью, оборудованием), а представляет собой часть программного кода;
  • установленный порядок оценки не определяет зависимость между присваиваемыми баллами и предложением условий исполнения контракта, не является объективным и не обеспечивает наиболее выгодные условия исполнения контракта;
  • Заказчиком не раскрыто понятие 1С, интеграция с которым необходима для оказания услуг.

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком установлен неверный порядок начисления пени в проекте контракта документации о закупке.

 

03.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили дополнения к жалобе ООО «НЦИ» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме по оказанию услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений».

 Согласно первому дополнению к жалобе  положения документации о закупке не позволяют однозначно определить сроки завершения работ.

В соответствии со вторым дополнением  к жалобе Заявитель считает незаконным предъявление требования о наличии лицензий к участникам закупки, а не к исполнителю контракта, а также избыточным требование о наличии лицензии на «ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем» равно как к участникам закупки, так и к исполнителю по контракту.  

В третьем дополнении к жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком не были даны разъяснения на поступившие запросы участников открытого конкурса в электронной форме, в частности:

- Заказчик в разъяснениях положений конкурсной документации в ответе №2 на запрос от 24.08.2020 указал, что «исполнитель вправе поставить и устанавливать любое системное программное обеспечение, необходимое для функционирования ЦАМИ в соответствии с действующим законодательством РФ. Системное ПО должно входить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», однако в соответствии с требованиями документации о закупке Заказчик определил программное обеспечение 1С, с которым необходима интеграция, ставя в зависимость результат выполнения работ по контракту от третьего лица;

- Заказчик в разъяснениях положений конкурсной документации не пояснил, что входит в список МО, подлежащих автоматизации, а также не указал количество оборудования подлежащего подключению, места размещения, наименование, марку, модель, а также протоколы информационного взаимодействия для сбора и централизованного хранения медицинских диагностических данных;

- в ответ на запрос на внесение изменений в документацию о закупке Заказчик указал, что «Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. №555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» определяет положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения,  ЦАМИ является сегментом региональной МИС Ивановской области и не регулируется вышестоящим законодательным актом. Все необходимые работы указаны в техническом задании» и не внёс в документацию о закупке соответствующие изменения.

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

Рассмотрев представленные ООО «НЦИ», Департаментом здравоохранения Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

12.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение № 0133200001720002057 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 30 192 000,00 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 03.09.2020 10:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки – 07.09.2020;

- дата подачи окончательных предложений – 09.09.2020;

- согласно протоколу № 0133200001720002057-1 рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.09.2020 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме  от участника закупки с идентификационным номером заявки 145 (ООО «Гаммамед-Импэкс»»), которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее –  Правила оценки заявок).

В соответствии с п. 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В п. 42 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» документации о закупке установлено два критерия оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:

1. Цена контракта – 30%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 70%.

Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме  на оказание услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений»  устанавливаются в соответствии с Приложением №1 к информационной карте документации о закупке (далее –  Приложение №1)

Согласно Приложению №1 оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется по показателям:

- Опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера и объема: значимость показателя – 20 баллов (%), коэффициент значимости показателя – 0,2;

- Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами: значимость показателя – 80 баллов (%), коэффициент значимости показателя – 0,8.

Оценка по данному показателю определяется по возможности участника закупки осуществить интеграцию центрального архива медицинских изображений с РМИС Ивановской области (правообладатель ПО РМИС - 1С). Участник закупки документально подтверждает возможность интеграции с РМИС 1С.

Оценка по данному показателю определяется по следующей шкале:

- интеграция, подтвержденная 1С (официальное письмо), либо Заказчиком (ссылка на контракт/договор, где в Техническом задании должна быть прописана интеграция с РМИС 1С) – 100 баллов;

- декларирование возможности интеграции с РМИС 1С в свободной форме – 50 баллов;

- отсутствие документального подтверждения возможности интеграции с РМИС 1С – 0 баллов.

Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.

В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 1 письма ФАС России от 19.10.2015 №АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке" (далее – письмо ФАС России) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:

1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;

3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);

4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Согласно представленным Заказчиком пояснениям выбор показателя обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами обусловлен тем, что возможность участника закупки осуществить интеграцию центрального архива медицинских изображений с РМИС Ивановской области (правообладатель ПО РМИС -  НПО 1С) определяется наличием технических средств, необходимых для ее демонстрации Заказчику. Однако согласно требованиям документации о закупке участники открытого конкурса в электронной форме должны представить документальное подтверждение возможности взаимодействия с 1C. Кроме того, Заказчик не указывает необходимый программный продукт в условиях широкого ассортимента предоставляемого 1C программного обеспечения для корректного определения предмета оценки.

 Комиссия Ивановского УФАС России не считает приведенное обоснование установления обеспеченности материально-техническими ресурсами участника именно таким образом, как указано в документации, отвечающим требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Заказчик не представил достаточного обоснования, подтверждающего, что установленный критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет обеспечивать лучшие условия исполнения контракта и не влечет за собой ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Зависимость присуждения максимального количества баллов по показателю обеспеченности материально-техническими ресурсами от наличия документально подтвержденной или задекларированной договоренности с 1С, не являющегося стороной контракта, нельзя признать объективным, не свидетельствует о лучших условиях исполнения контракта, а также не может свидетельствовать о том, что по итогам проведения закупки могут быть достигнуты результаты, обозначенные Заказчиком в документации о закупке.

Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12,  п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, первый довод жалобы является обоснованным.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 4. ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

В соответствии с п. 8.9 проекта контракта документации о закупке пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.

Таким образом, порядок начисления пени, указанный Заказчиком в проекте контракта документации о закупке, не соответствует требованиям ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Первое дополнение к жалобе Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме содержится информация, предусмотренная ст. 42 Закона о контрактной системе.

Исходя из ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.

В соответствии с  п. 18 главы 3 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» документации о закупке срок завершения работ: с момента подписания контракта до 25.12.2020 года, этапы выполнения работ указаны  в п. 4.3. части II. Техническое задание документации о закупке.

Согласно п. 4.3 Технического задания документации о закупке все работы должны быть выполнены с момента подписания контракта в срок до 25 декабря 2020, этапы внедрения СЦАМИ включают:

-          Первый этап: Интегрировать ЦАМИ с МИС и продемонстрировать интеграцию на тестовом сервере, предоставляемом исполнителем – не более 10 дней с момента подписания контракта.

-          Второй этап. Подключение СЦАМИ к РМИС – не более 10 дней с момента оказания услуг по первому этапу.

-          Третий этап: Поставить и установить у заказчика СЦАМИ – не более 15 дней с момента оказания услуг по второму этапу. 

-          Четвертый этап: Настроить СЦАМИ – не более 15 дней с момента оказания услуг по третьему этапу.

-          Пятый этап: Подключить оборудование к СЦАМИ на объектах, указанных в данном техническом задании, но не более 120 единиц – не более 15 дней с момента оказания услуг по четвертому этапу.

-          Шестой этап: Провести обучение пользователей – не более 10 дней с момента оказания услуг по пятому этапу. 

В соответствии с ч. 3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно п. 4.2 проекта контракта документации о закупке оказание услуг осуществляется исполнителем в течение четырех месяцев с момента подписания контракта.

В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Заказчиком в документации о закупке установлены разные сроки завершения выполнения работ, что может ввести участников закупки в заблуждение и нарушает положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Второе дополнение к жалобе в части требования о наличии лицензий к участникам закупки, а не к исполнителю контракта Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 2 ст. 54. 2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п. 28 Информационной карты документации о закупке установлены требования к участникам закупки о предоставлении следующих видов лицензий:

1. Лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с указанием следующих видов работ:

- 13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;

- 17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;

- 25. Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

или

- партнерское соглашение (договор) или иной документ с субподрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию, со сроком действия на весь период оказания услуг, и копию соответствующей лицензии субподрядчика.

Вышеуказанное требование установлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее –  Закон о лицензировании), Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)."

2. Лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации с указанием следующего вида работ в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации:

- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)

или

- партнерское соглашение (договор) или иной документ с субподрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию, со сроком действия на весь период оказания услуг, и копию соответствующей лицензии субподрядчика.

Требование установлено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 №79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".

Согласно ст. 3 Закона о лицензировании лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Таким образом, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Исходя из правовой позиции  Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

В письме Министерства финансов  №24-02-03/11100 от 21.02.2018 содержится разъяснение о том, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений», перечень операций, на которые требуется предоставление лицензии, не является самостоятельным объектом закупки: работы, связанные с необходимостью защиты информации, предполагаются на этапе исполнения контракта наряду с иными функциональными этапами, поэтому требование о наличии лицензий может быть предъявлено  к исполнителю, а не к участникам закупки при заполнении заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Таким образом, требование  к участникам закупки о наличии лицензий ФСТЭК и ФСБ РФ является противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Второе дополнение к жалобе, касающееся излишнего требования равно как для участников закупки, так и для исполнителя контракта о наличии лицензии на  «ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием  шифровальных (криптографических средств) информационных систем Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно пояснениям Заказчика лицензия на ремонт и обслуживание установлена с учетом п. 5.4 Технического задания документации о закупке: «Проектные решения должны обеспечивать сохранение всей накопленной на момент отказа или выхода из строя информации при отказе одной или нескольких подсистем, входящих в состав СЦАМИ, независимо от их назначения, с последующим восстановлением после проведения ремонтных и восстановительных работ функционирования СЦАМИ».

Следовательно, работы по ремонту и сервисному обслуживанию являются составной частью гарантийного обслуживания функционирования СЦАМИ, и требование о наличии лицензии на указанные работы к исполнителю по контракту не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Третье дополнение к жалобе Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным в части доводов 3.2, 3.3 ввиду следующего.

3.1. В ответе №2 на запрос разъяснений положений документации о закупке от 24.08.2020 на вопрос: «Согласно требованиям Заказчика, указанных в п.5 Технического Задания «Общие требования к оказанию услуг по внедрению ЦАМИ» и приложения №2 к Техническому Заданию «ориентировочная спецификация вычислительного оборудования», Заказчиком не отражены наименования, марка, модель общесистемного программного обеспечения и операционных систем, которые необходимо приобрести, установить и настроить потенциальному исполнителю, просим Заказчика дать разъяснения»- Заказчик указал, что «исполнитель вправе поставить и устанавливать любое системное программное обеспечение, необходимое для функционирования ЦАМИ в соответствии с действующим законодательством РФ. Системное ПО должно входить в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика в части ответа на запрос Заявителя нарушений Закона о контрактной системе.

При оценке данного ответа Заказчика на запрос Заявитель указывает, что в соответствии с требованиями Технического задания документации о закупке Заказчиком определено конкретное программное обеспечение – 1С, с которым необходима интеграция, что может ограничивать круг потенциальных участников закупки.

Данный довод Комиссия Ивановского УФАС России считает не доказанным Заявителем.

3.2. В ответ на вопрос в запросе разьяснений от 24.08.2020: «Согласно приложения №1 к Техническому заданию документации о закупке  «перечень объектов» автоматизации» Заказчиком установлен перечень  список МО, подлежащих автоматизации, а также приведено количество оборудования, подлежащего подключению, однако отсутствуют места размещения, наименование, марка, модель, а также протоколы информационного взаимодействия для сбора и централизованного хранения медицинских диагностических данных, что нарушает требования ст. 33 Закона о контрактной системе"- Заказчик ответил, что в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).  Указанных в техническом задании характеристик достаточно».

Согласно ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.

На основании ч. 8. ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Ответ Заказчика на указанный вопрос в запросе разьяснений от 24.08.2020 не раскрывает механизм протокола взаимодействия для сбора и хранения данных, объем предстоящих работ. Вопрос непосредственного распределения конкретного оборудования существенно влияет на объем и стоимость работ по контракту, что, по мнению Комиссии Ивановского УФАС России, затрудняет определение объема работ и, как следствие, предполагаемых затрат со стороны исполнителя по контракту.

Таким образом, Заказчик не дал ответа на вопрос Заявителя, что нарушает положения ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

Согласно п.1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Перечень объектов автоматизации, приведенный Заказчиком в приложении №1 к Техническому заданию документации о закупке, содержит только перечень медицинских организаций и количество диагностического оборудования, что не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, чтобы представить надлежащее предложение со стороны исполнителя по контракту.

На основании изложенного, действия Заказчика нарушают п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3.3. В ответ на вопрос в запросе разъяснений от 24.08.2020: «Согласно требованиям, действующих на территории РФ, законодательных актов, а именно Приказа Минздрава России от 24.12.2018 №911-н «Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (далее - Приказ)  и Постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (далее - Постановление №555) Заказчиком должны быть установлены дополнительные  требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам информационных систем. Просим Заказчика внести изменения в конкурсную документацию» - Заказчик указал, что «Постановление Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» определяет положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, ЦАМИ является сегментом региональной МИС Ивановской области и не регулируется вышестоящим законодательным актом. Все необходимые работы указаны в техническом задании».

Согласно п. 53 Постановления №555 информационное взаимодействие единой системы с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, информационными системами, указанными в части 5 статьи 91 Федерального закона, осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных, указанной в пункте 28 указанного Постановления.

В соответствии с п. 3 Приказа медицинские информационные системы медицинских организаций (далее - МИС МО) предназначены для сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для автоматизации процессов оказания и учета медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников, включая информацию о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи и о медицинской деятельности медицинских организаций.

Согласно п. 5 Приказа, в случае если Государственная информационная система (далее – ГИС) субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций МИС МО, то к такой ГИС субъекта Российской Федерации применяются требования главы III Требований и требования к МИС МО, установленные главой IV Требований.

На основании п. 7 Приказа информация, содержащаяся в информационных системах, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Разделом II. Приказа определены требования к защите информации, содержащейся в информационных системах и к программно-техническим средствам информационных систем, которые должны быть соблюдены посредством применения организационных и технических мер защиты информации.

Заказчик не представил обоснования, подтверждающего, что ЦАМИ является частью региональной МИС, а не самостоятельной системой, таким образом запрос на внесение изменений в документацию о закупке в части вышеуказанных требований является обоснованным.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4, ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «НЦИ» на действия Департамента здравоохранения Ивановской области при проведении открытого конкурса в электронной форме по оказанию услуг по созданию и внедрению централизованной системы «Центральный архив медицинских изображений» (извещение №0133200001720002057) частично обоснованной.

 

2. Признать в действиях Департамента здравоохранения Ивановской области нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 12, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 7 ст. 34, п. 4 ч. 1, ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.

 

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:               ______________________________          <…>

 

 

 

 

Члены Комиссии:                           ______________________________       <…>

 

 

 

 

 

                                                         _______________________________      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны