Решение №037/05/5-159/2019 (03-31/2019-12) недостоверная реклама от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дата принятия решения: 05 августа 2019 года                                               г. Иваново

 

Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее - Комиссия):

<>

рассмотрев дело №037/05/5-159/2019 (03-31/2019-12), возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии представителя заявителя: Управления Минюста России по Ивановской области (ИНН 3702561041, юр. адрес: 153000, г. Иваново, ул. Багаева, д.27) - <…> (по доверенности от 17.07.2019),

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <…>,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <…>,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <…>,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: ООО «Болдэкс» (ИНН 3702106860, юр. адрес: 153012, г. Иваново, ул. Садовая, д.36, кв.60) – <…>,

в отсутствие представителя заинтересованного лица: ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, юр. адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д.16),

в отсутствие представителя заинтересованного лица: ООО «Гугл» (ИНН 7704582421, юр. адрес: 115035 г. Москва, ул. Балчуг, д.7)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ивановское УФАС России поступили сведения о распространении рекламы с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон  о рекламе).

В заявлении Управления Минюста России по Ивановской области указано, что статус адвоката <…> был прекращен 22.02.2019, однако в  Интернете после указанной даты распространялась реклама об услугах «адвоката <…>». К заявлению приложены скриншоты Интернет-сайтов.

Так, на Интернет-сайте http://zaschita-prav.com/nedobrosovestnaya-reklama/ размещалась контекстная реклама следующего содержания: «Помощь юриста в Иваново Грамотная юридическая помощь в Иваново. Комплексный подход к решению вопросов. Звоните! Адвокат <…>». На Интернет-сайте https://pravo.moe/sluzhebnaya-proverka-poryadok-provedeniya-zaklyuchenie-po-rezultatam-proverki/ размещалась контекстная реклама следующего содержания: «Консультация адвоката по гражданским делам в Иваново. Ответственный… Адвокат <…>».

В соответствии со п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Факт распространения рекламы подтверждается: скриншотами Интернет-сайтов, сведениями и пояснениями ООО «Яндекс» (вх. №2001 от 05.06.2019) и ООО «Гугл» (вх. №2346 от 05.07.2019).

Ивановским УФАС России по данному факту 05 июля 2019 года возбуждено дело №037/05/5-159/2019 (03-31/2019-12) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В ч.1 ст.2 Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) установлено, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Согласно ст.5 Закона об адвокатуре использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями.

В соответствии с ч.3 ст.17 Закона об адвокатуре лицо, статус адвоката которого прекращен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность.

Реестр Адвокатов Ивановской области размещен на Интернет-сайте  Управления Минюста России по Ивановской области по адресу: https://to37.minjust.ru/ru/node/204524. В соответствии с записью под номером №37/580 <…> его адвокатский статус прекращён в соответствии с решением совета адвокатской палаты №4 от 22.02.2019.

В письменных пояснениях <…> (вх. №1817 от 27.05.2019) указал, что со дня прекращения статуса адвоката 22.02.2019 все данные, содержащие соответствующее упоминание, были удалены. При этом <…>не располагает сведениями о том, кто является рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной контекстной Интернет-рекламы.

Вместе с тем, сотрудниками Ивановского УФАС России в результате осмотра Интернет-сайта https://lyamzin.ru/ было установлено, что на нем опубликована информация об оказываемых <…> юридических услугах. При этом под его фотографией размещена вкладка «отправьте сообщение адвокату». После получения запроса антимонопольного органа текст данной вкладки на сайте был изменен на «отправьте сообщение юристу».

Кроме того, из заявления Управления Минюста России по Ивановской области следует, что информация об услугах «адвоката <…>» размещается также  в поиске и картах сервиса «Яндекс» по ссылкам:

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD%20%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82&lr=5&clid=2163430  и

https://yandex.ru/maps/org/advokat_lyamzin_a_s_/177221426296/?ll=40.977236%2C56.991150&source=wizbiz_new_text_single&z=17.

Однако, как было указано выше, согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Контекстная реклама в поисковых системах в сети Интернет представляет собой объявление, которое появляется в отдельном блоке на странице поисковой системы в результате запроса пользователя на определенную тематику. Данное сообщение представляет собой гиперссылку, при обращении к которой происходит переадресация на иной источник информации, например сайт лица, разместившего контекстную рекламу.

Из указанной в заявлении информации под определение рекламы подпадает и содержит все её признаки только контекстная Интернет-реклама об услугах «адвоката <…>», так как она:

-    адресована неопределенному кругу лиц;

-   призвана формировать и поддерживать интерес к объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке;

-  направлена на привлечение внимания к адвокату и его статусу, а также  оказываемым юридическим услугам.

На запрос Ивановского УФАС России ООО «Яндекс» сообщило, что в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 28.03.2018 по 10.05.2019 размещалось рекламное объявление с текстом «Адвокат в Иваново / Адвокат по гражданским делам в Иваново. Более 9 лет опыта. / lyamzin.ru». Таким образом, рассматриваемая реклама была принята ООО «Яндекс» к размещению до прекращения статуса адвоката <…>. При этом в период с 22.02.2019 по 10.05.2019 данная реклама была показана на Яндекс, maps.yandex.ru, images.yandex.ru, m.images.yandex.ru, go.mail.ru (вх. №2001 от 05.06.2019).

Кроме того, из представленных ООО «Яндекс» сведений следует, что рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора, заключенного посредством акцепта рекламодателями  <…> и ООО «Болдэкс» оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/.

На запрос Ивановского УФАС России ООО «Гугл» (вх. №2346 от 05.07.2019) сообщило, что в сервисе «Google AdWords» (Google Реклама) в период с 22.02.2018 по 29.06.2019 размещались следующие рекламные объявления:

 1) с текстом «Помощь юриста в Иваново Грамотная юридическая помощь в Иваново. Комплексный подход к решению вопросов. Звоните! Адвокат <…>»;

2) с текстом «Консультация адвоката по гражданским делам в Иваново. Ответственный… Адвокат <…>»;

3) с текстом «Консультация адвоката по гражданским делам в Иваново. Ответственный подход к решению дел. Адвокат <…>».

Из пояснений ООО «Гугл» следует, что указанная реклама была размещена с аккаунта, зарегистрированного на <…> (для связи указаны телефонный номер <...> и электронная почта alyamzin37@gmail.com). Договоры на размещение рекламы в Google AdWords заключаются в электронном виде в соответствии с условиями, размещенными на сайте http://billing.google.com/payments/ paymentsinfofinder/.

 Указанный при регистрации соответствующего аккаунта телефонный номер совпадает с тем, что опубликован на Интернет сайте https://lyamzin.ru/ для связи с                <…>. ПАО «Мегафон» подтвердило принадлежность данного телефонного номера <…> согласно договору об оказании услуг связи №18496-9-К от 01.12.2008 (вх. №2701 от 05.08.2019). На запрос Ивановского УФАС России                      <…> сообщил, что электронная почта alyamzin37@gmail.com зарегистрирована на него (вх. №190гр от 31.07.2019).

Вместе с тем, подтвердив факты размещения соответствующей рекламы на указанных в заявлении сайтах http://zaschita-prav.com/nedobrosovestnaya-reklama/ и https://pravo.moe/sluzhebnaya-proverka-poryadok-provedeniya-zaklyuchenie-po-rezultatam-proverki/, ООО «Гугл» предоставило в антимонопольный орган сведения об Интернет-адресах еще 1200 сайтов, на которых с 22.02.2019 размещалась рассматриваемая реклама.

Кроме того, ООО «Яндекс» и ООО «Гугл» в Ивановское УФАС России представлены сведения о фактах внесения регулярных платежей за размещение обозначенной рекламы.

На заседании Комиссии представитель Управления Минюста России по Ивановской области изложила суть заявления, дополнительно сообщила, что до сегодняшнего дня в Интернете можно наблюдать информацию об услугах <…> в статусе адвоката. К материалам дела приобщены скриншоты Интернет-страниц сервиса «Яндекс» по запросу «Адвокат <…> Иваново» (в том числе «Яндекс карты»).

<…> сообщил, что рассматриваемая информация размещалась в сети Интернет с 2017 года, он сам определил объект рекламирования и передал необходимые сведения <…>для формирования и размещения соответствующих объявлений. Договоренность была достигнута устно. После прекращения статуса адвоката он сообщил  <…>о необходимости внесения изменений в контекстную рекламу и Интернет-сайт https://lyamzin.ru/.

<…> подтвердил данную информацию, пояснил, что самостоятельно определил содержание рекламных объявлений. Оплата размещения рекламы от имени <…> и ООО «Болдэкс» происходила по его просьбе взаимозачетами.                       Кроме того, <…> пояснил технические особенности размещения контекстной рекламы в сети Интернет и принципы выдачи поисковых запросов по ключевым словам. Дополнительно указал на то, что не может инициировать внесение изменений в сообщения о деятельности <…> в статусе адвоката на «Яндекс картах» и в Интернет-справочниках, которые не могут расцениваться в качестве рекламы.

При этом <…> считает, что допустил нарушение п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе в части размещения рассматриваемой контекстной рекламы в связи с отсутствием необходимых сведений о продолжении ее распространения, полагая, что предпринял все необходимые меры для ее редактирования.

За нарушение требований п.20 ч.3 ст.5 Закона о рекламе согласно ч.6 ст.38 данного закона ответственность несет рекламодатель.

Исходя из анализа представленных в материалы дела сведений и пояснений, Комиссия считает, что рекламодателем контекстной рекламы в сервисе «Google AdWords» (Google Реклама) следует признать <…>, в сервисе «Яндекс.Директ» - <…>.

Вместе с тем, к заседанию Комиссии ни <…>, ни <…>не предоставили неопровержимых доказательств прекращения распространения в сети Интернет рекламной информации об услугах <…>в статусе адвоката.

В соответствии со статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

 

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать рекламу следующего содержания: «Адвокат в Иваново / Адвокат по гражданским делам в Иваново. Более 9 лет опыта. / lyamzin.ru», размещенную в сервисе «Яндекс.Директ» в период с 28.03.2018 по 10.05.2019, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Признать рекламу следующего содержания: «Помощь юриста в Иваново Грамотная юридическая помощь в Иваново. Комплексный подход к решению вопросов. Звоните! Адвокат <…>», размещенную в сервисе «Google AdWords» (Google Реклама) с 22.02.2018 по 29.06.2019, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

3. Признать рекламу следующего содержания: «Консультация адвоката по гражданским делам в Иваново. Ответственный… Адвокат <…>», размещенную в сервисе «Google AdWords» (Google Реклама) с 22.02.2018 по 29.06.2019, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

4. Признать рекламу следующего содержания: «Консультация адвоката по гражданским делам в Иваново. Ответственный подход к решению дел. Адвокат <…>», размещенную в сервисе «Google AdWords» (Google Реклама) с 22.02.2018 по 29.06.2019, ненадлежащей, поскольку были нарушены требования п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

5.   Выдавать ООО «Яндекс» предписание об устранении нарушения п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

6.  Выдавать ООО «Гугл» предписание об устранении нарушения п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

7.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для решения вопроса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 06 августа 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны