Решение б/н Решение по делу №02-30/031 (ответчики - Департамент транспор... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

Резолютивная часть решения оглашена "21" июля 2010 г.                         город  Иваново

В полном объеме решение изготовлено "22" июля 2010 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <…>;

 

в присутствии:

 

представителя ответчика – Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области: <…>;

 

ответчика – индивидуального предпринимателя Лаврентичева Н. И., <…>,

рассмотрев дело № 02-30/031, возбужденное по признакам нарушения Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (153013, г. Иваново, ул. Куконковых, д. 139) и индивидуальным предпринимателем Лаврентичевым Н. И. (<…>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При рассмотрении жалобы ООО «Экспресс-Авто» на действия Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (далее – Департамент),  Ивановским УФАС России выявлены 13 договоров перевозки заключенных Департаментом с различными хозяйствующими субъектами после выданных 29.01.2010 Ивановским УФАС России предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства № 02-30/067, 02-30/068 (нарушение Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области  и хозяйствующим субъектом статьи 16 Закона о защите конкуренции).

 

Одним из заключенных договоров является договор № 054/10 от 01.04.2010 заключенный Департаментом и ИП Лаврентичевым Н.И.

 

Указанный договор заключен Департаментом и индивидуальным предпринимателем без проведения открытого конкурса (пункт 1.3 Договора устанавливает, что он заключается на период подготовки к проведению открытого конкурса), что содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

В связи с изложенным, Приказом Ивановского УФАС России №90 от 28.06.2010  возбуждено дело № 02-30/031 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

При рассмотрении дела представитель Департамента <…> заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела на конец сентября 2010 в связи с подготовкой к проведению конкурса, объявление о котором будет опубликовано в средствах массовой информации в период с 19 по 25 июля 2010 года.

 

Комиссия данное ходатайство отклонила, так как последующее проведение конкурса не влияет на факт заключения договора № 054/10 от 01.04.2010 и существо нарушения.

 

Представитель Департамента нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не признал, письменные пояснения (№1378/01-09 от 12.07.2010) поддержал и пояснил, что осуществлявшее до этого пассажирские перевозки  ООО «Городской автобус» отказалось выполнять перевозки. Вследствие этого возникла необходимость заключить указанный договор, который носил временный характер, был заключен до проведения конкурса и на данный момент расторгнут дополнительным соглашением от 06.07.2010 №1.

 

Индивидуальный предприниматель Лаврентичев Н.И. нарушение антимонопольного законодательства признал и пояснил, что заключил договор на осуществление перевозок пассажиров по маршруту № 594 «г. Иваново (автовокзал) – п. Лух (автостанция)» по будним дням с Департаментом по просьбе жителей района и поселковой Администрации, с целью оказания помощи населению Лухского района, так как Вичугское ПАТП ставит свои автобусы на данный маршрут только в пятницу, субботу и воскресенье. Вследствие этого появилась необходимость перевозки пассажиров по указанному маршруту в будние дни с понедельника по четверг, в связи с этим ИП Лаврентичев Н.И. обратился в Департамент с заявлением и заключил 01.04.2010 договор №054/10. Дополнительным соглашением от 06.07.2010 №1 указанный договор расторгнут.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

01.04.2010 Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области и индивидуальный предприниматель Лаврентичев Н.И. заключили договор № 054/10 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области.

 

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товарным рынком, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Таким образом, в рассматриваемом деле товарным рынком является деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области (далее - пассажирские перевозки), а Товаром – услуга, оказываемая по пассажирским перевозкам.

 

В соответствии с пунктом 6.1 Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, которые утверждены постановлением Правительства Ивановской области от 8.08.2007 № 181-п на основании статьи 8  Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса.

 

Как следует из материалов дела и не отрицается ни Департаментом, ни ИП Лаврентичевым Н.И., договор № 054/10 от 01.04.2010 заключен без проведения конкурса.

 

Рынок пассажирских перевозок является конкурентным, так как на данном рынке осуществляют деятельность множество хозяйствующих субъектов, что подтверждается представленным 21.05.2010 Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области списком договоров в количестве 105 штук заключенных с различными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 

Таким образом, Департамент и ИП Лаврентичев Н.И., заключив соглашение (договор перевозки № 054/10 от 01.04.2010)  без проведения открытого конкурса, ограничили доступ на товарный рынок пассажирских перевозок другим хозяйствующим субъектам, действующим на данном рынке. При наличии возможности (проведение открытого конкурса) каждый из хозяйствующих субъектов имел бы возможность принять участие в открытом конкурсе и претендовать на победу в нем. Однако, Департамент и ИП Лаврентичев Н.И., заключив договор № 054/10 от 01.04.2010, лишили их такой возможности. 

 

Довод представителя Департамента о том, что в соответствии с пунктом 1.3 (настоящий договор заключается на период подготовки к проведению открытого конкурса) Договор носит временный характер, а поэтому не нарушает антимонопольного законодательства, Комиссией отклоняется, так как на территории Ивановской области отсутствует какой либо акт, регламентирующий порядок заключения временных (в том числе на время проведения конкурса) договоров. Кроме того, на момент заключения договора № 054/10 от 01.04.2010  конкурс на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 594  объявлен не был.

 

Статьей 9 Закона Ивановской области №93-ОЗ от 29.12.2000 «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» предусмотрено, что организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

 

Департаментом должен был быть проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту № 594  до заключения соответствующего договора, однако, этого сделано не было.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

 

В материалах дела представлено дополнительное соглашение от 06.07.2010 №1 о расторжении договора от 01.04.2010 №054/10 на осуществление перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области, что является основанием для прекращения рассмотрения дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:           

 

1. Признать действия Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области по заключению договора на осуществление перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области от 01.04.2010 №054/10 с ИП Лаврентичевым Н. И. без проведения открытого конкурса нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     

2. Признать действия ИП Лаврентичева Н. И. по заключению договора на осуществление перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области от 01.04.2010 №054/10 с Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области без проведения открытого конкурса нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     

3. Производство по делу прекратить, в силу п.1 ч.1 ст.48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области и ИП Лаврентичевым Н.И. нарушения антимонопольного законодательства.

     

4. В связи с добровольным устранением нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области и ИП Лаврентичевым Н. И., предписание по делу № 02-30/031 не выдавать.

      

5. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела №02-30/031 для решения вопроса о возбуждении дел в соответствии с  КоАП РФ.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны