Решение б/н Решение и предписание по делу №02-30/052 (ответчик - Глава г... от 10 декабря 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "28" сентября 2010 г.                    город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "12" октября 2010 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

в присутствии  представителей ответчика – <…> городского округа Шуя – <…>, <…> Администрации городского округа Шуя <…>,

 

рассмотрев дело № 02-30/052, возбужденное по признакам нарушения Главой городского округа Шуя (155900, Ивановская область, г. Шуя, ул. Советская, д. 48) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании Приказа Ивановского УФАС России от 19.02.2010 №21 была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией городского округа Шуя, по результатам которой составлен акт № 1 от 24.03.2010. В пункте 6 данного Акта указывается, что постановления Главы городского округа Шуя от 18.11.2009 №1810, от 06.11.2009 № 1658, от 23.11.2009 №1830, от 11.12.2009 №1958 требуют дополнительного анализа на предмет выявления признаков нарушения ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации городского округа Шуя.

 

На основании изложенного, проведен анализ следующих актов:

1.       постановление Главы городского округа Шуя от 18.11.2009 №1810 предусматривающее, что индивидуальному предпринимателю Лебедеву П.А. субсидируется часть затрат в размере 50% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту в соответствии с договором №44-ДКЛ/2008 от 25.11.2008, заключенным между индивидуальным предпринимателем Лебедевым П.А. и ОАО КИБ «Евроальянс».

2.        постановление Главы городского округа Шуя от 06.11.2009 № 1658 предусматривающее, что индивидуальному предпринимателю Зеленкову С.А. субсидируется часть затрат в размере 50% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту в соответствии с кредитным договором № 41-09 от 22.06.2009, заключенным между индивидуальным предпринимателем Зеленковым С.А. и АКБ «Инвестиционный торговый банк».

3.        постановление Главы городского округа Шуя от 23.11.2009 №1830 предусматривающее, что ООО ПКФ «Родник»  субсидируется часть затрат в размере 50% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту в соответствии с договорами №1573/0/09033 от 14.05.2009, 1573/0/09069 от 31.08.2009, заключенными между ООО ПКФ «Родник» и АК Сберегательным банком РФ (открытое акционерное общество).

4.        постановление Главы городского округа Шуя от 11.12.2009 №1958 предусматривающее, что индивидуальному предпринимателю Бриц А.В. субсидируется часть затрат в размере 33% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту в соответствии с договором об открытии невозобновляемой кредитной линии №1573/8/07153 от 03.10.2007, заключенным между индивидуальным предпринимателем Бриц А.В. и АК Сберегательным банком РФ (открытое акционерное общество).

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 17.05.2010 № 02-30/1375 у Администрации городского округа Шуя  запрошены информация и документы, необходимые для анализа указанных постановлений Главы городского округа Шуя, на предмет соответствия Закону о защите конкуренции.

 

В ответе (исх. № 2258 от 03.06.2010) на запрос Ивановского УФАС России Ответчик сообщил, что субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства проводится на основании Программы развития малого и среднего предпринимательства в городском округе Шуя на 2009-2011 годы, утвержденной решением Думы городского округа Шуя от 29.12.2008 №118 (далее - Программа), и в соответствии с Порядком субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным Постановлением Главы городского округа Шуя от 04.06.2009 №728 (далее – Порядок). В Программе предусмотрены виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также определены приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Шуи. Порядок определяет основные требования и регламент прохождения и оформления документов для принятия решений по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам.

 

В соответствии с представленной информацией и подтверждающих документов установлено, что указанные Программы действуют на территории городского округа Шуя в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Пунктом 1.4. указанного Порядка установлено, что размер субсидирования определяется с учетом экономической и социальной значимости проекта, но не более 50% затрат по уплате процентов по кредитам. При этом в п. 1.2 Порядка установлено, что рассмотрение заявок и принятие решений об оказании поддержки в виде субсидирования части затрат осуществляет рабочая группа.            

 

Так как в Порядке субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют критерии экономической и социальной значимости проекта, а также порядок оценки указанных критериев, рабочая группа самостоятельно и по своему усмотрению, устанавливает экономическую и социальную значимость проекта, что может привести к ограничению конкуренции.

 

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

 

Таким образом, Постановление главы городского округа Шуя от 04.06.2009 № 728 «Об утверждении порядка субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства» содержит признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 25.08.2010 № 139  возбуждено дело № 02-30/052 по признакам нарушения Главой городского округа Шуя статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В письме (исх. № 4070 от 16.09.2010) Ответчик дополнительно пояснил, что в 2009 году было подано пять заявок на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам. Финансирование заявок производилось в ноябре – декабре 2009: ИП Лебедеву П.А., ИП Зеенкову С.А., ИП Белянкиной С.А., ООО ПКФ «Родник» из расчета 50%, а ИП Бриц А.В. из расчета 33%.

 

На заседании Комиссии 28.09.2010 представитель Ответчика пояснил, что финансовая поддержка предоставляется всем обратившимся хозяйствующим субъектам. Размер субсидирования определяется рабочей группой и, как правило, составляет 50%. Индивидуальному предпринимателю Бриц А.В. субсидирование производилось в размере 33% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту в связи с тем, что сумма предъявленных процентов по кредиту составила 1200500 рублей, однако на момент его обращения остаток выделенных средств городского бюджета составил 396,2 тысячи рублей и произвести субсидирование в сумме 600250 рублей (что составляет 50% от суммы затрат по уплате процентов по кредиту) не представлялось возможным.

 

Представитель Ответчика согласился, что в Порядке не содержатся критерии определения экономической и социальной значимости проекта и нарушение антимонопольного законодательства признал.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей Ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

 

В понимании п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции  хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

 

Конкуренция, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, в понимании Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).

Пунктом 1.4. вышеуказанного Порядка установлено, что размер субсидирования определяется с учетом экономической и социальной значимости проекта, но не более 50% затрат по уплате процентов по кредитам. При этом рассмотрение заявок и принятие решений об оказании поддержки в виде субсидирования части затрат осуществляет рабочая группа.      

 

Пунктами 2.3, 2.4 Порядка установлено, что рабочая группа в течение 10 рабочих дней рассматривает представленные документы и принимает решение о предоставлении (или об отказе в предоставлении) финансовой поддержки, которое оформляется протоколом. При положительном решении секретарь комиссии подготавливает проект постановления Главы городского округа о субсидировании части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам конкретного субъекта малого и среднего предпринимательства.

 

Примером могут послужить Постановления Главы городского округа Шуя от 18.11.2009 №1810 и от 11.12.2009 №1958, в соответствии с которыми индивидуальным предпринимателям Бриц А.В. и Лебедеву П.А. субсидируется часть затрат в размере 33% и 50%, соответственно, от суммы затрат по уплате процентов по кредиту.

 

Данные индивидуальные предприниматели являются хозяйствующими субъектами в понимании п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции и осуществляют розничную торговлю продуктами питания на территории городского округа Шуя, что подтверждается протоколами заседания рабочей группы № 2 от 30.10.2009 и № 3 от 01.12.2009.

 

Оба хозяйствующих субъекта являются конкурентами, поскольку сферы их деловой и территориальной активности совпадают.

 

Таким образом, самостоятельное определение рабочей группой по своему  усмотрению экономической и социальной значимости проекта приводит или может привести к ограничению конкуренции.

 

На заседании Комиссии 28.09.2010 представитель Ответчика признал, что Постановление главы городского округа Шуя от 04.06.2009 № 728  вынесено с нарушением антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия Главы городского округа Шуя по принятию Постановления от 04.06.2009 №728 «Об утверждении порядка субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства», в котором отсутствуют критерии экономической и социальной значимости проекта, а также порядок оценки указанных критериев, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Основания для прекращения рассмотрения дела №02-30/052 в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

 

3.      Выдать Главе городского округа Шуя предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего разработать критерии экономической и социальной значимости проекта, в соответствии с которыми будет определяться размер субсидирования затрат по уплате процентов по кредитам, а также порядок оценки указанных критериев.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия  в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 02-30/052

 

 12 октября 2010 года                                                                                      г. Иваново

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.10.2010 года по делу № 02-30/052 о нарушении Главой городского округа Шуя (155900, Ивановская область, г. Шуя, ул. Советская, д. 48) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Главе городского округа Шуя прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Постановления от 04.06.2009 №728 «Об утверждении порядка субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства» в котором отсутствуют критерии экономической и социальной значимости проекта, а также порядок их оценки, для чего в срок до 20.12.2010 разработать критерии экономической и социальной значимости проекта, в соответствии с которым будет определяться размер субсидирования затрат по уплате процентов по кредитам, а также порядок их оценки.

 

2. О выполнении настоящего Предписания Главе городского округа Шуя  сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением соответствующих доказательств.

 

Подписи членов Комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей  19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны