Постановление №037/04/14.31-467/2019 постановление по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление дом... от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивановское УФАС России

153000, г. Иваново, ул. Жарова, 10; Тел.: (4932)328-573, факс: 326-360; E-mail: to37@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031)

21 января 2020 г. г. Иваново

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (....), в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) об административном правонарушении от 24.12.2019 и другие материалы дела №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) об административном правонарушении, возбужденным в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Лэнд» (....) по части 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии генерального директора Общества (...), которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

25.11.2019 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России (....) в отношении ООО «Бизнес-Лэнд» посредством вынесения определения возбуждено дело об административном правонарушении №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования по нему.

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

18.10.2019 Комиссией принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №037/01/10-113/2019 (02-10/2019-003), в котором установлены следующие обстоятельства.

ООО «Нева Стройсервис» на праве собственности с 2014 года принадлежит нежилое помещение площадью 4 300,8 кв. м., этажи 1,2,3,4, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д.141 (кадастровый номер <...> :24:010450:709).

Водоснабжение и водоотведение принадлежащих Заявителю нежилых помещений осуществлялось в соответствии с договором №548/2 на предоставление услуг от 01.08.2016, заключенным с ООО «Бизнес-Лэнд».

С 01.07.2017 водоснабжение рассматриваемых помещений осуществлялось на основании договора на возмещение расходов на ресурсообеспечение №606/в от 01.08.2017, заключенного с ООО «Бизнес-Гранд». Дополнительным соглашением №1 от 29.12.2017 срок действия договора №606/В от 01.08.2017 продлен с 01.01.2018 по 31.12.2018. На основании дополнительного соглашения №2 от 01.01.2019 стороны согласовали продление срока действия договора №606/В с 01.01.2019 по 31.12.2019.

В приложении №1 к договору стороны согласовали Акт разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон, определив в п.1.1, что границей эксплуатационной ответственности за состояние сетей водоснабжения является резьбовое (фланцевое) соединение трубопроводов холодного водоснабжения Стороны-2 с запорной арматурой, присоединенной к магистральным водопроводам Стороны-1. Все магистральные трубопроводы и находящаяся на них запорная и регулирующая арматура относятся к зоне ответственности Стороны-1. Зоной ответственности Стороны-2 по сетям водоснабжения являются все внутренние трубопроводы, запорная арматура, приборы учета и сантехнические приборы, находящиеся в границах эксплуатационной ответственности Стороны-2 в границах Помещения.

Письмом от 25.02.2019 №233 ООО «Бизнес-Гранд» уведомило об отказе от исполнения договора на возмещение расходов на ресурсообеспечение №606/В в одностороннем порядке с 01.04.2019.

Письмом от 04.03.2019 ООО «Бизнес-Гранд» уведомило, что собственником сетей водоснабжения и водоотведения является ООО «Бизнес-Лэнд».

Письмом от 04.03.2019 №169 ООО «Бизнес-Лэнд» в адрес ООО «Нева Стройсервис» направлен проект договора №705/э от 01.04.2019 на предоставление услуг по хозяйственно-питьевому водоснабжению и водоотведению, а также договор №616/с на сервисный сбор. В данном письме ООО «Евро-Лэнд» указало, что в случае не подписания договоров на предоставление услуг по сервисному сбору и хозяйственно-питьевому водоснабжению и водоотведению, с 01.04.2019 ООО «Бизнес-Лэнд» оставляет за собой право прекратить оказание услуг по указанным договорам.

Из представленной переписки (письмо ООО «Нева Стройсервис» от 27.03.2019) и скриншотов переписки по электронной почте следует, что стороны согласовывали условия договора водоснабжения.

С 06.03.2019 с 9 ч. 00 мин. водоснабжение помещений Заявителя приостанавливалось.

25.03.2019 возобновлена подача холодного водоснабжения, что следует из акта о возобновлении водоснабжения.

Договор №705/э от 01.04.2019 заключен с протоколом разногласий, которые направлены письмом от 19.04.2019.

Письмом от 22.04.2019 №226 ООО «Бизнес-Лэнд» уведомило о расторжении договора №705/Э от 01.04.2019 с 24.05.2019 в соответствии с п. 7.3 договора №705/Эот 01.04.2019.

Письмом от 24.04.2019 №228 ООО «Бизнес-Лэнд» уведомило ООО «Нева Стройсервис», что с 24.05.2019 готовы подписать договор на возмещение затрат на ресурсообеспечение (хозяйственно-питьевое водоснабжение и водоотведение), а также направило на рассмотрение проект договора на возмещение затрат на ресурсообеспечение.

Анализ условий проекта договора о возмещении затрат, направленного ООО «Бизнес-Лэнд» письмом от 24.04.2019, позволил прийти к выводу, что ООО «Бизнес-Лэнд» в отсутствие тарифов, установленных регулирующим органом, совершает действия по возмещению затрат на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения.

Решением Комиссии действия ООО «Бизнес-Лэнд», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «Услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Иваново (водопроводные и канализационные сети, находящиеся в пользовании ООО «Бизнес-Лэнд»), выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем прекращения водоснабжения с 18.03.2019 помещений ООО «Нева Стройсервис» без предварительного уведомления, указания причин такого прекращения и сроков, а также возложении на Заявителя дополнительных затрат в виде платы на содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, возмещения затрат на электрическую энергию, подлежащих государственному регулированию в составе тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, и взимании данной платы в отсутствие установленного тарифа, признаны нарушением п. 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

В соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345), на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ООО «Бизнес-Лэнд» на товарном рынке «услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Иваново (водопроводные и канализационные сети)».

Из изложенного прихожу к выводу, что наличие доминирующего положения ООО «Бизнес-Лэнд» и злоупотребление доминирующим положением подтверждаются решением Комиссии по рассмотрению дела №037/01/10-113/2019 (02-22/2019-003).

Злоупотребление ООО «Бизнес-Лэнд» доминирующим положением, последствия которого отражены в решении №037/01/10-113/2019 (02-22/2019-003), в силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ указывает на наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, правовые основания для возбуждения дела №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении ООО «Бизнес-Лэнд» имелись.

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031), а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. О дате, времени и месте составления протокола по признакам нарушения ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ ООО «Бизнес-Лэнд» уведомлено надлежащим образом, о чем свидетельствует получение определения о возбуждении дела об административном правонарушении №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) и проведении административного расследования от 25.11.2019, в котором указаны дата, время и место явки для дачи объяснений и составление протокола по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (уведомление №15397141539462 от 05.12.2019), а также факт предоставления ООО «Бизнес-Лэнд» письма от 10.12.2019 в соответствии с указанным определением.

О дате, времени и месте рассмотрения дела №037/04/14.31-467/2019 (02-22/2019-031) ООО «Бизнес-Лэнд» уведомлено своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 30.12.2019 №15397142572338.

Дело рассматривается в присутствии законного представителя Общества.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, считаю, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, имели место.

Отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон №416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила №644).

Согласно ст. 2 Закона №416-ФЗ водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Ч. 1 ст. 7 Закона №416-ФЗ, п. 4 Правил №644, установлено, что водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона №416-ФЗ по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с ч. 7. ст. 13 ФЗ Закона №416-ФЗ, п. 23 Правил №644 местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

Постановлением Администрации г. Иваново от 01 июля 2013 года №1384 АО "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации.

Схема взаимоотношений и расчетов за водоснабжение и водоотведение, сложившаяся на площадке ул. Куконковых, д. 141, г. Иваново позволяет установить следующий субъектный состав: АО «Водоканал» организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), абонентом по отношению к которой выступает в настоящее время ООО «Бизнес-Лэнд».

Объекты ООО «Нева Стройсервис» литер 87, 89 по ул. Куконковых, д. 141 г. Иваново и здание №141 по ул. Куконковых г. Иваново литер А87, принадлежащее ООО «Р-Строй», имеют общую систему водоснабжения и водоотведения, присоединенную к сети хозяйственно-питьевого водопровода и сети хозяйственно-фекальной канализации, принадлежащих в настоящее время ООО «Бизнес-Лэнд».

В свою очередь, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон определена, исходя из прав владения помещением №34 площадью 8,5 кв.м. в доме №141 Литер А87, по ул. Куконковых, г. Иваново, в котором расположены инженерные сети и оборудование (договор субаренды нежилого помещения №1/34/А87 от 21.03.2018 и №2/34/А87 от 06.06.2018).

При этом, ООО «Бизнес-Лэнд» действует не только в качестве пользователя (собственника) водопроводных и канализационных сетей на площадке по ул. Куконковых, д. 141, но также в качестве лица, которое приобретает ресурс в интересах ООО «Нева Стройсервис» у АО «Водоканал».

Частью 3 статьи 11 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Приведенные нормы отражают специфику отношений по передаче ресурса по присоединенной сети, заключающуюся в том, что собственник (владелец) участка сети по общему правилу не вправе перекрывать, а равно изымать свой участок из общей сети ресурсоснабжения, так как из-за особого свойства сети, заключающегося в последовательности и непрерывности, в таком случае страдают интересы потребителей ресурса, получающих его посредством сети.

По этим же причинам собственник участка сети не вправе взимать плату за переток ресурса через свой участок, так как подобная деятельность регулируется государством посредством установления тарифов на основе анализа совокупности всех отношений, связанных с производством, передачей и потреблением ресурса по конкретной энергосети с соблюдением необходимого баланса интересов всех участников этих отношений.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (статья 546 ГК РФ).

Факт прекращения холодного водоснабжения помещений ООО «Нева Стройсервис» подтвержден актами о прекращении водоснабжения от 18.03.2019 и о возобновлении водоснабжения от 25.03.2019, которые подтверждают факт отсутствия водоснабжения помещений ООО «Нева Стройсервис» в период с 10 ч. 00 мин. 18.03.2019 по 18 ч. 00 мин. 25.03.2019.

По факту прекращения водоснабжения претензии направлялись в адрес ООО «Бизнес-Лэнд», о чем свидетельствуют почтовые отправления за №15301325335535 и №15301325341475 с описями вложений. При этом, почтовое отправление от 18.03.2019 как следует из информации, размещенной на сайте Почта Россия за №15301325341475, вручено адресату 25.03.2019 в 15 ч. 03 мин.

Исходя из Актов разграничения границ эксплуатационной ответственности, Приложение №1 к договору №705/Э от 01.04.2019, следует, что запорная и регулирующая арматура относятся к зоне ответственности ООО «Бизнес-Лэнд».

Из письменных пояснений ООО «Бизнес-Лэнд» от 10.09.2019 в решении установлено, что доступ в помещение, где находится узел учета ООО «Нева Стройсервис», а также запорная и регулирующая арматура, имеется у ООО «Бизнес-Лэнд» в силу заключенного договора №2/34/А87 от 06.06.2018. Доступ иным лицам, включая ООО «Нева Стройсервис», предоставляется по заявке, поданной в ООО «Бизнес-Лэнд» и в сопровождении сотрудника ООО «Бизнес-Лэнд».

В свою очередь, канализационные и водопроводные сети до здания 141 по ул. Куконковых г. Иваново также находятся во владении ООО «Бизнес-Лэнд».

При рассмотрении дела №037/01/10-113/2019 (02-10/2019-003) установлено, что ограничение или прекращение водоснабжения и водоотведения в отношении ООО «Бизнес-Лэнд» не вводилось (пояснения АО «Водоканал» от 17.04.2019 №1563), аварийных ситуаций на сетях Общества в указанный период не было. Иные потребители в здании №141 по ул. Куконковых г. Иваново на отсутствие водоснабжения не жаловались.

Таким образом, исключив аварийные ситуации в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Нева Стройсервис», а также осуществление действий по прекращению водоснабжения гарантирующей организацией, следует, что отсутствие водоснабжения в помещениях ООО «Нева Стройсервис» могло явиться только следствием произведенных действий владельца водопроводных и канализационных сетей, к которым непосредственно присоединены объекты ООО «Нева Стройсервис» – ООО «Бизнес-Лэнд».

При этом, законных оснований, предусмотренных ч.1, ч. 3 ст. 21 Закона №416-ФЗ, для прекращения водоснабжения, при рассмотрении дела №037/01/10-113/2019 (02-10/2019-003) не установлено: задолженности на момент прекращения водоснабжения у ООО «Нева Стройсервис» не имелось, о чем свидетельствуют платежное поручение №41 от 13.03.2019; подключение к сетям водоснабжения и водоотведения в установленном порядке подтверждается актами разграничения границ эксплуатационной ответственности, договорными отношениями с прежним владельцем сетей ООО «Бизнес - Гранд», договором №705/Э от 01.04.2019, что исключает самовольное пользование или подключение к водопроводным или канализационным сетям ООО «Бизнес-Лэнд».

Прекращение водоснабжения помещений ООО «Нева Стройсервис» не имело экономического или технологического обоснования, а также не предусмотрено положениями действующего законодательства.

Одновременно, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона №416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе, транспортировка воды, включая распределение воды.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод (ч. 7 ст. 31 Закон №416-ФЗ).

Согласно ч. 2, 8 ст. 31 Закона №416-ФЗ регулированию подлежат, в том числе, следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения:

тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

тариф на техническую воду;

тариф на транспортировку воды;

тариф на водоотведение;

тариф на транспортировку сточных вод.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №416-ФЗ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Уполномоченным органом на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ивановской области является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.

Затраты на содержание и обслуживание водопроводных и канализационных сетей учитываются в составе регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, что следует из Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №406 от 13.05.2013 (далее – Основы ценообразования).

В частности, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пп.а п. 37 Основ ценообразования). При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, в том числе: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт (пп. б п. 38 Основ ценообразования).

В составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; и прочие расходы, указанные в п. 39 Основ ценообразования.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из изложенных положений Закона №416-ФЗ, ст. 210 ГК РФ, в отсутствие тарифов, установленных регулирующим органом, собственник водопроводных и канализационных сетей не вправе требовать возмещения затрат на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения.

В справочной правовой системе "КонсультантПлюс", а также на Интернет-сайте Департамента энергетики и тарифов Ивановской области не содержится сведений о наличии у ООО «Бизнес-Лэнд» тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, из п.2.1. договора №705/Э от 01.04.2019 следует, что ООО «Бизнес-Лэнд» представляет услуги по проведению и оплате стоимости коммунальных услуг, потребляемых в нежилом помещении ООО «Нева Стройсервис», расположенном по ул. Куконковых г. Иваново, д. 141 литер А87,89, а именно услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, содержание и обслуживание сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, находящихся в эксплуатационной ответственности ООО «Бизнес-Лэнд». За указанные услуги взимается плата.

Из п. 5.7 договора №705/э от 01.04.2019 следует, что расчет оплаты услуг, предоставляемых ООО «Бизнес-Лэнд» ООО «Нева Стройсервис» по содержанию и передаче услуг ресурсообеспечения (хозяйственно-питьевого водоснабжения, водоотведения), производится согласно тарифам ООО «Бизнес-Лэнд».

Из соглашения о возмещении расходов от 01.04.2019, являющегося неотъемлемой частью договора №705/э от 01.04.2019 (п. 8 соглашения), следует, что в целях надлежащего обеспечения помещения энергоресурсами в необходимом объеме, принятия мер по обеспечению безопасности и содержанию принадлежащих Стороне-1 сетей и инженерных сетей, предотвращения и недопущения аварийных ситуаций на сетях, Сторона-1 несет дополнительные расходы, а именно:

- затраты электроэнергии на подкачку воды в водонапорную башню насосом мощностью 70 кВт. Сторонами достигнуто соглашение, что Сторона-2 (ООО «Нева Стройсервис») частично компенсирует понесенные Стороной-1 расходы на вышеуказанные цели по тарифу 30 рублей (в т.ч. НДС 20%) за 1 куб.м. потребленной в расчетом периоде по счетчику воды Стороны-2;

- затраты на содержание и обслуживание сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения и сетей водоотведения, находящихся в эксплуатации ООО «Бизнес-Лэнд», в т.ч. на возмещение расходов на оплату за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, понесенные расходы на устранение канализационных засоров и очистки жироуловителей, компенсируются из расчета 60 руб. (в.ч. НДС 20%) за 1 куб.м. потребленной в расчетном периоде по счетчику воды ООО «Нева Стройсервис».

Указанный договор подписан ООО «Нева Стройсервис» с протоколом разногласий от 01.04.2019 и пояснительной запиской к нему.

Письмом №228 от 24.04.2019, ООО «Бизнес-Лэнд» предложило иной проект договора на возмещение затрат на ресурсообеспечение «без номера и с открытой датой», а также Соглашение к указанному договору.

Пункт 2.1 проекта договора содержит условие о представлении услуги по проведению и оплате стоимости коммунальных услуг, потребляемых в нежилом помещении ООО «Нева Стройсервис», расположенных по ул. Куконковых г. Иваново, д. 141 литер А87,89, а именно услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. За оказанные услуги взимается плата. В тоже время, в Соглашении о возмещении расходов, которое является неотъемлемой частью заключенного Сторонами договора №__/Э (п. 8 соглашения о возмещении расходов), предусмотрено возмещение затрат на содержание и обслуживание сетей хозяйственно-питьевого водоснабжения и сетей водоотведения, находящихся в эксплуатации ООО «Бизнес-Лэнд», в т.ч. на возмещение расходов на оплату за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, понесенные расходы на устранение канализационных засоров и очистки жироуловителей, компенсируются из расчета 60 руб. (в.ч. НДС 20%) за 1 куб.м. потребленной в расчетном периоде по счетчику воды ООО «Нева Стройсервис». Затраты электроэнергии на подкачку воды в водонапорную башню по тарифу 30 руб. за 1 куб.м.

Одновременно, ООО «Бизнес-Лэнд» в адрес ООО «Нева Стройсервис» выставлены счета на оплату №1228 от 30.04.2019 за водоснабжение апрель 2019 года (цена составила 66,62 руб. за куб. метр) и за май №1496 от 21.05.2019 (цена составила 36,62 руб. за куб. метр).

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №239-к/3 от 20.12.2018 установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение для АО «Водоканал» г. Иваново, где тарифы на первое полугодие 2019 года установлены в размере 17,07 руб. (без НДС) за водоснабжение и 13,45 руб. (без НДС) за водоотведение.

В данном случае, тариф в размере 36,62 руб. за куб. м. складывается из тарифа на водоснабжение и водоотведение, установленных для АО «Водоканал», с учетом НДС 20%.

Следовательно, в счете №1228 от 30.04.2019 ООО «Бизнес-Лэнд» выставило дополнительно к регулируемым тарифам на водоснабжение и водоотведение (36,62 руб. куб. м.) плату в размере 30 руб. за куб. м., предусмотренную Соглашением о возмещении расходов.

Выражая намерения по взысканию денежных средств за содержание собственных объектов водоснабжения и водоотведения, взыскивая денежные средства в соответствии с выставленными счетами, ООО «Бизнес-Лэнд» нарушило установленный порядок ценообразования.

Таким образом, действия ООО «ООО «Бизнес-Лэнд», занимающего доминирующее положение на товарном рынке «услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Иваново (водопроводные и канализационные сети, находящиеся в пользовании ООО «Бизнес-Лэнд»»), выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем прекращения водоснабжения с 18.03.2019 помещений ООО «Нева Стройсервис» без предварительного уведомления, указания причин такого прекращения и сроков, а также возложении на Заявителя дополнительных затрат в виде платы на содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, возмещения затрат на электрическую энергию, подлежащих государственному регулированию в составе тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, и взимании данной платы в отсутствие установленного тарифа, являются нарушением п. 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Статьей 14.31 КоАП РФ выделены два самостоятельных состава административных правонарушений, применяемых в зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта статуса субъекта естественных монополий и последствий, к которым привели действия (бездействия) хозяйствующего субъекта (недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов иных лиц).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела установлено естественно монопольное положение ООО «Бизнес-Лэнд» на товарном рынке: деятельность по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Состав административного правонарушения образуют:

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, направленные на соблюдение и обеспечение конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона состоит в совершении ООО «Бизнес-Лэнд» действий (экономически и технологически не обоснованное прекращение водоснабжения с 18.03.2019 помещений ООО «Нева Стройсервис» без предварительного уведомления, указания причин такого прекращения и сроков, а также взимании платы на содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, возмещения затрат на электрическую энергию, подлежащих государственному регулированию в составе тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), которые привели к злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке «услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Иваново (водопроводные и канализационные сети, находящиеся в пользовании ООО «Бизнес-Лэнд»), и результатом которых является ущемление интересов ООО «Нева Стройсервис».

Субъект административного правонарушения – общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Лэнд».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «Бизнес-Лэнд» требований законодательства, не выявлено.

В рассматриваемом случае, Общество имело возможность урегулировать договорные отношения по водоснабжению и водоотведению с контрагентом, не совершая действий по прекращению водоснабжения помещений ООО «Нева Стройсервис». В свою очередь, необходимость содержания и ремонта водопроводных и канализационных сетей, задействованных в передаче водоснабжения и водоотведения иным лицам, в данном случае ООО «Нева Стройсервис», могла быть удовлетворена в установленном законном порядке путем утверждения тарифа в сфере водоснабжения уполномоченным органом.

Таким образом, действия ООО «Бизнес-Лэнд» являются правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке «услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г. Иваново (водопроводные и канализационные сети, находящиеся в пользовании ООО «Бизнес-Лэнд»»), выразившиеся в злоупотреблении таким положением, путем прекращения водоснабжения с 18.03.2019 помещений ООО «Нева Стройсервис» без предварительного уведомления, указания причин такого прекращения и сроков, а также возложении на Заявителя дополнительных затрат в виде платы на содержание и обслуживание сетей водоснабжения и водоотведения, возмещения затрат на электрическую энергию, подлежащих государственному регулированию в составе тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, и взимании данной платы в отсутствие установленного тарифа.

Дата обнаружения административного правонарушения – 18.10.2019 (дата изготовления решения в полном объеме).

Место совершения административного правонарушения – ул. Куконковых, д. 141, литер А-А24, А87 г. Иваново (место нахождения объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Бизнес-Лэнд»).

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность ООО «Бизнес-Лэнд» подтверждается решением Ивановского УФАС России по делу №037/01/10-113/2019 (02-10/2019-003).

По общему правилу статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает административный штраф для юридических лиц, который составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Порядок расчета административного штрафа предусмотрен Примечанием к статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф выражается в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Годом выявления административного правонарушения считается год издания Приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 №11132/11 по делу №А26-9462/2010).

Приказ Ивановского УФАС России №049 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ООО «Бизнес-Лэнд» пунктов 4, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции издан 30.05.2019.

Следовательно, правонарушение считается выявленным в 2019 году (30.05.2019).

Под выручкой от реализации товаров понимается выручка, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.

Из представленной ООО «Бизнес-Лэнд» информации (письмо от 10.12.2019 №б/н (Вх.№4463 от 11.12.2019)) следует, что выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (услуги по водоснабжению и водоотведению) отсутствует (равна нулю). В связи, с чем отсутствует возможность определить интервальные значения штрафа, подлежащего наложению на ООО «Бизнес-Лэнд».

Учитывая, что размер суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (услуги по водоснабжению и водоотведению) равен нулю и отсутствие возможности определить интервальные значения штрафа, подлежащего наложению, в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф, накладываемый на юридическое лицо за данное правонарушение должен составлять не мене ста тысяч рублей.

Согласно примечанию 2 к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность, в рассматриваемом случае являются:

  1. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пункт 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ) - фактически Общество самостоятельно устранило допущенные нарушения до вынесения Комиссией решения по делу №037/01/10-113/2019 (02-10/2019-003), возобновило водоснабжение помещений ООО «Нева Стройсервис», письмом от 28.06.2019 №310 и платежными поручениями №714 и 715 возвратило денежные средства в адрес ООО «Нева Стройсервис».
  2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения – ООО «Бизнес-Лэнд», отказавшись в добровольном порядке от противоправного поведения обеспечило соблюдение интересов контрагента ООО «Нева Стройсервис».

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основанием для освобождения ООО «Бизнес-Лэнд» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований.

В рассматриваемой ситуации такие обстоятельства не установлены: вопрос прекращения водоснабжения находился под контролем ООО «Бизнес-Лэнд», поскольку только общество имело беспрепятственный доступ в помещение, где расположена запорная и регулирующая арматура, выставление и взимание платы дополнительно к тарифу на водоснабжение АО «Водоканал» также являлось следствием действий ООО «Бизнес-Лэнд», направленных на содержание принадлежащих ему сетей водоснабжения и водоотведения.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в злоупотреблении доминирующим положением (правонарушение посягает на отношения, находящиеся под особым государственным контролем) и выражается в пренебрежительном отношении ООО «Бизнес-Лэнд» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере взаимодействия с иными субъектами рынка водоснабжения и водоотведения.

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Повышенная опасность правонарушений в рассматриваемой области отношений определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции.

Следовательно, совершенное административное правонарушение причинило вред охраняемым общественным отношениям, так как действия Общества игнорируют установленные государством императивные положения, и привели к не соблюдению экономических интересов другого хозяйствующего субъекта.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Руководствуясь ч. 2 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Лэнд» (...) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч рублей).

Реквизиты для перечисления суммы штрафа:


В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Руководитель управления _________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны