Решение №037/06/64-254/2021 (07-15/2021-116) Решение по жалобе АО «Свободная Энергия» на действия Управле... от 7 июня 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/64-254/2021 (07-15/2021-116)

 

Дата оглашения решения: 02 июня 2021 года                                                  город Иваново

Дата изготовления решения: 07 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

при участии представителей:

АО «Свободная Энергия» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

Управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (далее – Заказчик, Управление): <…>,

в отсутствие представителей Отдела закупок администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу АО «Свободная Энергия» на действия Управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» при проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Проектирование и устройство объектов наружного освещения (благоустройство «под ключ» на принципах жизненного цикла)» (извещение 0133300004721000047), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба АО «Свободная Энергия» на действия Управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» при проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Проектирование и устройство объектов наружного освещения (благоустройство «под ключ» на принципах жизненного цикла)» (извещение 0133300004721000047).

 

Согласно первому доводу жалобы объединение в рамках единой закупки одновременно работ на проектирование и последующее строительство, а также установление отсекающего «фильтра» в виде требования о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) на проектирование, влечет незаконное ограничение числа участников закупки. Добросовестные участники рынка в области строительства (не имеющие членства в СРО на проектирование, поскольку основной сферой деятельности является именно строительство), фактически лишены возможности принимать участие в торгах.

В соответствии со вторым доводом жалобы Заказчиком было незаконно установлено требование о самостоятельном получении технических условий. Результат выполнения предусмотренных документацией о закупке работ находится в прямой зависимости от действий или бездействия третьего лица – сетевой организации. Учитывая незначительный по времени срок выполнения работ, указанные обстоятельства могут привести к фактическому срыву контракта и последующему применению санкций в отношении подрядчика. Вместе с тем, до получения технических условий будущий подрядчик в принципе не сможет приступить к выполнению работ (и более того – даже оценить их общий объем, реально необходимые сроки и т.д.).

 

Согласно объяснениям Заказчика по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было. Включение работ в один объект закупки соответствует ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе. Требование о наличии у подрядной организации выписки из реестра членов СРО установлено в соответствии с ч. 4 ст. 48 и 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее - Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861) не предусмотрено получение технических условий на подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям по запросу исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

 

Рассмотрев представленные АО «Свободная Энергия», Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

06.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133300004721000047 о проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Проектирование и устройство объектов наружного освещения (благоустройство «под ключ» на принципах жизненного цикла)», а также соответствующая документация о закупке. 13.05.2021, 18.05.2021 на официальном сайте были размещены измененные извещение о проведении электронного аукциона и документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 1 900 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 28.05.2021 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.05.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 01.06.2021;

- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.05.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки от участников закупки с идентификационными номерами заявок 1 и 3, оба участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками электронного аукциона;

- на основании протокола проведения электронного аукциона от 01.06.2021 ценовое предложение поступило только от участника закупки с идентификационным номером заявки 3: 1 890 500 руб.

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Такие случаи установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».

Пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» предусмотрено, что контракт жизненного цикла заключается в случае выполнения работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.

Согласно п. 7, 8, 18 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является выполнение работ: «Проектирование и устройство объектов наружного освещения (благоустройство «под ключ» на принципах жизненного цикла)». Описание объекта закупки приведено в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе. Срок выполнения работ – с момента подписания муниципального контракта до 01.09.2021.

В разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано: цель и задачи работы - получить в сетевой организации технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям, получить в сетевой организации технические условия на размещение проектируемых проводов и светильников, узлов учета электроэнергии и пультов управления уличного освещения на существующих опорах ВЛЭП сетевой организации, разработать проектную документацию, выполнить строительно-монтажные работы по устройству наружного освещения, обеспечивающего освещение ул. Осипенко в г. Родники, в соответствии с действующими нормами и правилами.

Указанные работы включены в один объект закупки на основании ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из положений документации о закупке, Заказчиком в п. 28, 31 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлены требования к участникам закупки о наличии статуса члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и предоставлении в составе второй части заявки соответствующей выписки члена СРО.

Как указано выше, в рамках выполнения работ по контракту необходимо получить в сетевой организации технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям, получить в сетевой организации технические условия на размещение проектируемых проводов и светильников, узлов учета электроэнергии и пультов управления уличного освещения на существующих опорах ВЛЭП сетевой организации, разработать проектную документацию, выполнить строительно-монтажные работы по устройству наружного освещения, обеспечивающего освещение ул. Осипенко в г. Родники, в соответствии с действующими нормами и правилами.

На основании ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно законодательству Российской Федерации, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующими лицензией, свидетельством и т.д. Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа. Вместе с тем, необходимо учитывать следующее.

В случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или иной документ, заказчик устанавливает требование о наличии такого документа у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требование к участнику закупки о наличии у него всех указанных документов, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к необоснованному ограничению количества участников закупки. Субподрядчики, привлекаемые исполнителем, также обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или членство в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации. Указанные требования целесообразно устанавливать в проекте контракта документации о закупке к подрядчику и / или субподрядчику. Предоставление соответствующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации является необходимым лишь в случае, если выполнение соответствующих видов работ участникам закупки необходимо осуществлять самостоятельно.

П. 6.1.7 проекта контракта документации о закупке предусмотрено, что подрядчик обязан в полном объеме отвечать перед Заказчиком за надлежащее выполнение обязательств по контракту субподрядчиками, которых вправе привлечь к выполнению работ по контракту. При этом, в разделе III «Техническое задание» документации об электронном аукционе указано: наличие у подрядной организации выписки из реестра членов СРО о допуске к инженерным изысканиям и разработке проектной документации...

В случае если работы, требующие наличия лицензии, свидетельства или членства в СРО, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующего документа не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующий документ.

Таким образом, установление в рассматриваемом случае требования о наличии у участника закупки СРО в области архитектурно-строительного проектирования нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

П. 1 ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Согласно п. 3 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу: технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

На основании ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861. Указанным Постановлением утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации и т.д.

В соответствии с п. 6, 7, 16 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным п. 2 Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. №85;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в п. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности…

Договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:

технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)…

На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России соглашается с позицией Заявителя и полагает, что до получения технических условий подрядчик не сможет приступить к выполнению работ, оценить их общий объем, сроки выполнения, а также стоимость выполнения работ по контракту. С учетом изложенного, Заказчик не вправе возлагать обязанности по получению технических условий на подрядчика, условие о предоставлении указанных документов подрядчиком нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Довод Заказчика о том, что Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 не предусмотрено получение технических условий на подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям по запросу исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, Комиссия Ивановского УФАС России считает несостоятельным. Согласно п. 1.4 Решения Совета МО «Родниковский муниципальный район» от 12.11.2015 №70 «Об утверждении Положения об Управлении муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Управление также является юридическим лицом.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу АО «Свободная Энергия» на действия Управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» при проведении электронного аукциона на выполнение работ: «Проектирование и устройство объектов наружного освещения (благоустройство «под ключ» на принципах жизненного цикла)» (извещение 0133300004721000047) обоснованной.

2. Установить в действиях Управления муниципального хозяйства администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» нарушение ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны