Определение №037/01/10-475/2020 определение о назначении дела от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г.Иваново, ул.Жарова, 10; Тел: (4932)32-85-73, факс: 32-63-60; E-mail: to37@fas.gov.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №037/01/10-475/2020 (02-10/2020-003) О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

28 августа 2020 года г. Иваново

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

21.02.2020 от депутата Ивановской областной думы Ю.П. Лобковой (вх. №192гр) поступили заявления граждан Ф.И.О.  (далее – Заявители) на действия АО «Газпром газораспределение Иваново», выразившиеся, по мнению Заявителя, в навязывании условий договоров на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказание услуг аварийно-диспетчерской службы, а также по постановке подключения жилых домов к газораспределительным сетям под условие предварительного заключения указанного договора и внесения 100% предварительной оплаты.

По результатам рассмотрения заявлений Ивановским УФАС России принято решение, оформленное письмом от 19.05.2020 №02-24/1675 об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Иваново» признаков навязывания условий договоров на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказание услуг аварийно-диспетчерской службы.

Вместе с тем, представленные Ивановскому УФАС России при рассмотрении заявлений материалы и документы в соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) явились основанием для оценки установленной АО «Газпром газораспределение Иваново» цены за оказанную услугу на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказание услуг аварийно-диспетчерской службы на наличие/отсутствие признаков монопольно высокой цены.

02.06.2020 в Ивановское УФАС России поступило совместное обращение граждан Ф.И.О. по необоснованному завышению цен АО «Газпром газораспределение Иваново» на услуги, предоставляемые в рамках договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

По результатам рассмотренных материалов и обращения Заявителей от 02.06.2020 Ивановским УФАС России установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Положения статьи 6 Закона о защите конкуренции предусматривают два метода анализа цены товара на предмет ее соответствия признакам монопольно высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).

По результатам проведенного Ивановским УФАС России анализа сопоставимый товарный рынок в условиях конкуренции не выявлен, в связи с чем применяется затратный метод анализа цены услуг.

01.01.2020 между АО «Газпром газораспределение Иваново» и Заявителями заключены договоры на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказание услуг аварийно-диспетчерской службы №10-000369 (Градусова Г.К.), №10-000367 (Калинко Л.В.) и №10-000370 (Евлюхина Е.Г.).

Предметом данных договоров являются работы по техническому обслуживанию газового оборудования и газопроводов, выполненные по графику (ам), согласованным с Заказчиком, а также оказание услуг аварийно-диспетчерской службы, в объеме согласно смете, являющейся приложением №1 (объект обслуживания газопроводы к жилым домам Заявителя).

Техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования осуществляется исполнителем в пределах границ, установленных в Акте об установления границы зоны технического обслуживания системы газоснабжения (приложение №2), которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

Из Приложений №2 к договорам следует, что филиал АО «Газпром газораспределение Иваново» обслуживает надземные газопроводы среднего давления от места присоединения в газораспределительную сеть первой очереди строительства до ШГРП включительно.

В соответствии с п. 2.1.1 договоров в обязанности Исполнителя входит выполнение работ по техническому обслуживанию системы газоснабжения в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями в объеме согласно Смете (Приложение №1). Все записи о проделанной работе специалисты Исполнителя обязаны вносить в эксплуатационную документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012 и ГОСТ Р 54961-2012.

В соответствии со Сметами АО «Газпром газораспределение Иваново» осуществляет обход и осмотр трассы надземного уличного газопровода, оформление результатов обхода трассы газопровода; техническое обслуживание оборудования ШРП при одной нитке газопровода; осмотр технического состояния ШРП при одной нитке газопровода; проверка параметров срабатывания и настройка ПСК-50; проверка параметров срабатывания и настройка ПКН, ПЗК и КПЗ с диаметром до 100 мм.

Размер платы по указанным договорам устанавливается Исполнителем за календарный год и определяется сметами к договорам (п. 3.1 договоров).

Из смет на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы (действуют с 01.01.2020 по 31.12.2020) к указанным договорам следует, что стоимость услуг АО «Газпром газораспределение Иваново» составила:

- по договору №10-000369 с Градусовой Г.К. - 12 932, 45 руб.;

-по договору №10-000367 с Калинко Л.В. – 12 934, 90 руб.;

-по договору №10-000370 с Евлюхина Е.Г. – 12937, 67 руб.

Указанная стоимость включает в себя стоимость:

1. обслуживания наружного газопровода, предусматривающего:

- обход и осмотр трассы надземного уличного газопровода - 816 руб.

- оформление результатов обхода трассы газопровода – 211 руб.

При этом, стоимость обхода и осмотра трассы зависит от протяженности газопровода и периодичности его осуществлении.

2. обслуживания ШГРП/ГРП, предусматривающего:

- техническое обслуживание оборудования ШРП при одной нитке газопровода – 2815 руб.;

- осмотр технического состояния ШРП при одной нитке газопровода – 406 руб.;

- проверка параметров срабатывания и настройка ПСК-50 – 468 руб.;

-проверка параметров срабатывания и настройка - 941 руб.

При этом, стоимость обслуживания ШГРП неизменна для всех потребителей и зависит от периодичности осуществления обслуживания.

Деятельность по техническому обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – ТО ВДГО) не относится к сфере деятельности естественных монополий. Цены на ТО ВДГО государством не регулируются. Плата за ТО ВДГО устанавливается хозяйствующими субъектами, ведущими данный вид деятельности, самостоятельно.

Из пояснений АО «Газпром газораспределение Иваново» от 24.04.2020 №ДЩ-10-09/922 и от 2606.2020 №ДЩ-10-09/1287-1 следует, что расчет стоимости по договорам с Заявителями произведен на основании Прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем АО «Газпром газораспределение Иваново» (далее – Прейскурант), утвержденного директором Общества. Расчет цен произведен по алгоритму, описанному в Примерном прейскуранте на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанному ОАО «Гипрониигаз» и утвержденного приказом «Росгазификация» №35 от 20.06.2001.

В смете на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы (далее – Смета на техническое обслуживание газопроводов) по договорам, заключенным с Заявителями, периодичность обслуживания установлена 2 раза в год.

Из пояснений АО «Газпром газораспределение Иваново» следует, что необходимость обхода и осмотра трассы наружного газопровода дважды в год установлена абз. 3 п. 6.2.1, 6.2.7 ГОСТ Р 54983-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация, Приложение 1 п.2 Примечания 3 (далее - ГОСТ Р 54983-2012).

В соответствии с Приказами Росстандарта от 03.10.2011 №5214 и от 13.09.2012 №299-ст ГОСТ Р 54983-2012 утвержден для добровольного применения.

Согласно п. 1.2 ГОСТ Р 54983-2012 требования настоящего стандарта распространяются на следующие объекты сетей газораспределения:

- распределительные газопроводы, в т.ч. внеплощадочные газопроводы предприятий, проложенные вне территорий поселений,

- распределительные газопроводы и газопроводы-вводы, проложенные по территории поселений,

- пункты редуцирования газа, не имеющие собственных ограждающих конструкций, размещенные в зданиях, блоках контейнерного типа, в шкафах из несгораемых материалов или ниже уровня поверхности земли.

Учитывая область применения ГОСТ Р 54983-2012 следует, что его требования не распространяются на сети газопотребления жилых домов.

Приказом Росстандарта от 30.07.2018 №1600 утвержден ГОСТ Р 54961-2012 Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (далее – ГОСТ Р 54961-2012).

В соответствии с п. 1.1 ГОСТ Р 54961-2012 настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, на предприятиях и в котельных, составу и оформлению эксплуатационной документации в процессе их эксплуатации.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 54961-2012 при эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах должны соблюдаться требования Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.20098 №239 (далее – Порядок №239).

В соответствии с пунктом 4 Порядка №239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.

Указанные Правила №239 применяются наравне и с учетом Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. №410.

Следовательно, при определении сроков технического обслуживания внутридомового газоиспользующего оборудования жилых домов Заявителей, АО «Газпром газораспределение Иваново», обязано руководствоваться п. 43 Правил №410.

Согласно п. 43 Правил №410 исполнитель обязан:

а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции:

обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год;

приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года.

Установив периодичность обслуживания в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, АО «Газпром газораспределение Иваново» фактически увеличило стоимость данной услуги по договору.

В свою очередь, «оформление результатов обхода трассы газопровода» в Смете учтено также, исходя из периодичности обслуживания, и предусматривает в качестве единицы измерения рапорт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Техническое обслуживание объектов газоснабжения и содержание их в надлежащем состоянии является обязанностью владельцев этих объектов (ст. 210 ГК РФ).

Таким образом, для абонента потребительскую ценность имеет именно услуга по техническому обслуживанию, но не услуга по оформлению результатов этих работ. Оформление результатов обхода является лишь обязательной составляющей названной услуги и не должно рассматриваться в отрыве от нее.

Стоимость оформления результатов обхода в соответствии со Сметами (422 руб.) превосходит стоимость самих работ по техническому осмотру и осмотру газопровода (2,45 руб., 4,95 руб., 7,67 руб.) более чем в 90 раз.

В соответствии с запросом от 08.06.2020 №02-24/1938 АО «Газпром газораспределение Иваново» надлежало представить рапорты, составленные по результатам обхода трассы газопроводов.

В пояснениях от 24.04.2020 №ДЩ-10-09/922 газораспределительная организация указала, что результаты обхода трассы газопровода отражаются в журнале. В случае выявления неисправностей или самостоятельного ведения работ в охранной зоне составляется рапорт.

В приложении к письму от 26.06.2020 №ДЩ-10-09/1287-1 газораспределительная организация представила копии журнала. Рапорты отсутствуют.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что составление рапортов выполняется не каждый раз при оформлении результатов обхода.

С учетом изложенного, затраты на оформление результатов осмотра трассы завышены, что также указывает на монопольно высокую цену оформления результатов обхода.

Вторая часть Сметы предусматривает обслуживание ШГРП/ГРП, которое в силу п. 2 Правил №410, относится к общедомовому имуществу, поскольку установлено в границах земельных участков Заявителей.

Согласно п. 7.2.1 ГОСТ Р 54961-2012 техническое обслуживание газоиспользующего оборудования должно производиться с периодичностью, установленной изготовителями, но не реже, чем в сроки, установленные настоящим стандартом.

В соответствии с паспортом на ГРПШ техническое обслуживание должно производиться 2 раза в 6 месяцев.

Установление АО «Газпром газораспределение Иваново» в Смете периодичности обслуживания 2 раза в год, не противоречит требованиям изготовителя, отраженным в паспорте.

В тоже время увеличивает сроки обслуживания внутридомового оборудования, установленные п. 43 Правилами №410, указывающими на проведение ТО ВДГО домовладения один раз в год.

В свою очередь предоставление услуги «осмотр технического состояния ШРП при одной нитке» предусмотрено с периодичностью 10 раз в год.

В обоснование АО «Газпром газораспределение Иваново» ссылается на п. 8.2.4. ГОСТ Р 54983-2012, в соответствии с которым периодичность проведения технического осмотра пунктов редуцирования газа должна устанавливаться эксплуатационной организацией самостоятельно с учетом обеспечения условий их безопасной эксплуатации, но не реже одного раза в месяц для пунктов редуцирования газа, размещенных в зданиях и в блоках контейнерного типа.

Как указывалось выше, положения данного ГОСТа не распространяют свое действие на сети газопотребления жилых домов и многоквартирных домов.

Окончание предоставления услуги оформляется записью показаний приборов учета и результатов осмотра в журнал. Из представленных копий журнала следует, что выход осуществлялся 19.12.2019 и 11.06.2020.

Таким образом, установив периодичность обслуживания в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, АО «Газпром газораспределение Иваново» также фактически увеличило стоимость услуги по осмотру и обслуживанию ШГРП.

Из анализа состояния конкуренции на рынке следует, что АО «Газпром газораспределение Иваново» занимает доминирующее положение на товарном рынке «Техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы» на территории границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей АО «Газпром газораспределение Иваново».

При утверждении стоимости услуги по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования включены суммы затрат, не являющиеся необходимыми для производства и реализации услуги по техническому обслуживанию, что является установлением монопольно высокой цены, то есть содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Результатом установления доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара (услуги) является или может являться ущемление интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Иваново» по установлению платы за техническое обслуживание имеются признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и оказания услуг аварийно-диспетчерской службы на территории границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей АО «Газпром газораспределение Иваново», что приводит к ущемлению интересов граждан Евлюхиной Е.Г., Градусовой Г.К., и Калинко Л.В.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №__ от 27.08.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Иваново» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 037/01/10-475/2020 (02-10/2020-003) к рассмотрению на 10 час. 00 мин. 08 октября 2020 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. № 411.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №037/01/10-475/2020 (02-10/2020-003) в качестве ответчика Акционерное общество «Газпром газораспределение Иваново» (ххх);

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела №037/01/10-475/2020 (02-10/2020-003) в качестве заявителей - граждан Ф.И.О., Ф.И.О и Ф.И.О.

4. Предложить лицам, участвующим в деле, в срок до 18.09.2020 представить письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в настоящем определении, с приложением обосновывающих позицию документов.

5. АО «Газпром газораспределение Иваново» в срок до 18.09.2020 представить (надлежаще заверенные копии следующих документов и материалов):

5.1. пояснения о необходимости включения в услугу по обходу и осмотру надземного уличного газопровода двух исполнителей – слесарей по эксплуатации и ремонту 2 и 3 разрядов с описанием осуществления действий каждым из них при предоставлении услуги;

5.2. пояснения цены по позиции «Оформление результатов обхода трассы» с указанием следующих данных:

- квалификационного состава исполнителей и тарифного разряда (с указанием общероссийского классификатора занятий, видов экономической деятельности, профессий рабочих, служащих),

- трудоемкости выполняемых работ в человеко-часах на единицу измерения объема работ (с указанием типовых норм);

- часовой тарифной ставки рабочего, специалиста, занятых при выполнении работ;

- коэффициента на отчисления в фонды и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, накладных расходов (общехозяйственных и общепроизводственных), расходов на содержание транспорта производственного назначения, оплату проездных билетов, амортизационных отчислений, услуги сторонних организаций и т.д.

- налога на добавленную стоимость.

5.3. рапорты, составленные по результатам обхода трассы газопроводов по договорам на техническое обслуживание внутридомового оборудования;

5.4. документы, оформленные по результатам технического обслуживания оборудования ШРП при одной нитке газопровода, по осмотру технического состояния ШРП при одной нитке газопровода, по проверке параметров срабатывания и настройке ПСК-50, по проверке параметров срабатывания и настройка ПКН, ПЗК и КПЗ с диаметром до 100 мм по договорам на техническое обслуживание внутридомового оборудования;

5.5. наряды допуски на выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования ШРП при одной нитке газопровода, по осмотру технического состояния ШРП при одной нитке газопровода, по проверке параметров срабатывания и настройке ПСК-50, по проверке параметров срабатывания и настройка ПКН, ПЗК и КПЗ с диаметром до 100 мм по договорам на техническое обслуживание внутридомового оборудования,

5.5. акты приемки выполненных работ, указанных в п. 8 запроса, подписанные гражданами - Ф.И.О.

Явка ответчика и заявителей или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Председатель Комиссии 

Связанные организации

Связанные организации не указаны