Решение (комиссия) №037/06/33-110/2024 (07-15/2024-030) о признании жалобы на действия МОУ «Средняя школа №8» при пр... от 6 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

037/06/33-110/2024 (07-15/2024-030)

 

Дата оглашения решения: 01 марта 2024 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 06 марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

заседание проведено путем видеоконференцсвязи при участии ИП <…> (далее – Заявитель), а также представителей МОУ «Средняя школа №8» (далее – Заказчик) - <…> (доверенность от 01.03.2024),

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо было уведомлено о рассмотрении жалобы),

 

рассмотрев жалобу ИП <…> на действия МОУ «Средняя школа №8» при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания с целью создания детских технопарков "Кванториум" в рамках национального проекта «Образование» Шифр:24-2024-нр5172 (извещение 0133200001724000407), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.02.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП <…> на действия МОУ «Средняя школа №8» при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания с целью создания детских технопарков "Кванториум" в рамках национального проекта «Образование» Шифр:24-2024-нр5172 (извещение 0133200001724000407).

В первом доводе жалобы Заявитель указал, что позиции «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна» описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона соответствует товар только одного производителя, а именно 3D комплект для изучения прототипирования Planeta3D (производства ООО «Тридекью»). Указанные обстоятельства нарушают требования Закона о контрактной системе и ограничивают возможность участия в закупке.

Согласно второму доводу жалобы Заказчиком не использованы позиции каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) при формировании позиции «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна» описания объекта закупки извещения о закупке. Данная позиция состоит из двух отдельных устройств (3D-сканер и 3D-принтер). При этом, для каждого указанного оборудования КТРУ предусмотрены отдельные позиции. Таким образом, Заказчиком были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 №145).

 

МОУ «Средняя школа №8» в своих возражениях с доводами жалобы не согласилось и просило признать жалобу необоснованной.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

13.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0133200001724000407 о проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания с целью создания детских технопарков "Кванториум" в рамках национального проекта «Образование» Шифр:24-2024-нр5172.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 1 890 000 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 22.02.2024 08:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 22.02.2024;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 27.02.2024;  

- в соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 22.02.2024 №ЦПА1 участниками электронного аукциона были поданы следующие ценовые предложения:

 

- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2024 №ИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. Заявки участников закупки с идентификационными номерами заявок 115951732, 115940791, 115937865, 115946319 были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 115953685 была отклонена в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 115951732, предложивший цену контракта – 1 464 750 руб.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы обоснованным на основании следующего.

В соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в извещение о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

В письме ФАС России №ПИ/79427/21 от 20.09.2021 указано, что объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя.

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что требованиям извещения о проведении электронного аукциона соответствует лабораторный комплекс для 3D моделирования «3D Touch», что подтверждается коммерческим предложением, полученным Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем. Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что производителем указанного лабораторного комплекса также является ООО «Тридекью». Заказчиком не были указаны товары иных производителей, подходящие под требования описания объекта закупки извещения о закупке, а также не представлены соответствующие подтверждающие документы.

На основании вышеизложенного, ввиду недоказанности Заказчиком факта соответствия требованиям извещения о закупке оборудования нескольких производителей, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что в действиях Заказчика содержится нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным, ввиду следующих обстоятельств.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145.

Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте, в КРТУ присутствуют следующие коды: 26.20.16.120-00000104, 26.20.16.120-00000105«3D-принтер FDM», обязательные к применению с 30.08.2023.

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком для позиции «Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна» выбран код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД2): 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России не указал конкретные обстоятельства, не позволившие Заказчику использовать вышеуказанные коды КТРУ. Более того, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указал, что существенные отличия между 3D-принтером, находящемся в составе лабораторного комплекса, и 3D-принтерами, поставляющимися отдельно, отсутствуют.

При этом, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что большинство характеристик, указанных в извещении о закупке, соответствуют вышеуказанным позициям КТРУ.

В соответствии с п. 7 Правил заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции.

Как отмечено Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении от 28.02.2022 №19АП-266/2022 по делу №А48-9099/2021, по смыслу п. 7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара, как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации, как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.

В установленном случае позиции КТРУ содержат описание объекта закупки, которое соответствует предмету закупки, Заказчик обязан был включить в извещение КТРУ и использовать его при описании объекта закупки.

Кроме того, необходимость использования позиций КТРУ при формировании описания объекта закупки следует из п. 2.14 приложения №6 к Методическим рекомендациям по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (Письмо Минпросвещения России от 30.11.2023 №ТВ-2357/02). Так, в частности в данном пункте содержатся следующие положения: «Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кодов ОКПД2; При подготовке документации также предлагается рассмотреть необязательные характеристики, установленные в КТРУ, например, калибровка платформы, количество сопел на печатающей головке, минимальная толщина слоя, диаметр сопла, максимальная температура печатающей головки, охлаждение зоны печати, максимальная температура платформы для печати, тип платформы для печати, наличие закрытого корпуса, формат файлов для печати, тип управления принтером».

На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необходимости использования КТРУ при формировании описания 3D-принтера. Таким образом, действия Заказчика, выраженные в неиспользовании КТРУ, нарушают требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, относительно доводов Заявителя о необходимости использования соответствующих позиций КТРУ при описании закупаемого ручного 3D-сканера Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте, в КТРУ содержатся следующие коды: 26.20.16.150-00000010, 26.20.16.150-00000011 «3D-сканер ручной». При этом, 23.01.2024 на официальном сайте были размещены новые версии данных позиций. Согласно измененным позициям КТРУ, они подлежат обязательному применению с 22.02.2024. Учитывая, что извещение о закупке было размещено на официальном сайте 13.02.2024, у Заказчика не было безусловной обязанности по использованию указанных позиций КТРУ при формировании извещения о закупке.

Вместе с тем, Ивановское УФАС России отмечает, что коды КТРУ 26.20.16.120-00000104, 26.20.16.120-00000105«3D-принтер FDM» относятся к коду ОКПД2 26.20.16.

Абз.4 п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции")» (далее – Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 №878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 №878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.

Код ОКПД2 26.20.16 предусмотрен Перечнем. Вместе с тем, в извещении о проведении закупки указана позиция «Конструктор для сборки 3д-принтера» – код КРТРУ – 32.99.53.130-00000323, относящаяся к кодам ОКПД2 – 32.99.53.139, 32.99.53.130, которые в свою очередь в Перечне не указаны. Таким образом, в рассматриваемом случае, отсутствует возможность внести изменения в описание объекта закупки извещения о проведении закупки.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия МОУ «Средняя школа №8» при проведении электронного аукциона на поставку средств обучения и воспитания с целью создания детских технопарков "Кванториум" в рамках национального проекта «Образование» Шифр:24-2024-нр5172 (извещение 0133200001724000407) обоснованной.

2. Установить в действиях МОУ «Средняя школа №8» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны