Решение №037/06/32-185/2021 (07-15/2021-067) Решение по жалобе ООО «Фортуна» на действия ОБСУСО «Богородс... от 22 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/32-185/2021 (07-15/2021-067)

 

Дата оглашения решения: 19 апреля 2021 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 22 апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

при участии представителей:

ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (далее - Заказчик): <…>,<…>,<…>,<…>,;

Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области: <…>,<…>,<…>,;

в отсутствие представителей ООО «Фортуна» (информация о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу ООО «Фортуна» на действия ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для получения социальных услуг в ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (извещение 0133200001721000584), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.04.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Фортуна» на действия ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для получения социальных услуг в ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (извещение 0133200001721000584).

 

Согласно первому доводу жалобы Заказчик в п. 46 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме установил, что по показателю «Опыт оказания услуг по организации общественного питания в 2015–2020 годах», нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе, принимается исключительно опыт по государственным (муниципальным) контрактам, что ставит в преимущественное положение участников закупки, имеющих опыт выполнения работ только по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе.

Во втором доводе жалобы Заявитель указал, что Заказчик установил в п. 46 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме избыточный показатель «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, необходимой квалификации, а именно наличие в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» не менее 1 человека» нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе, в силу того, что цели данной закупки не свидетельствуют о необходимости в наличии в штате участника закупки медицинской сестры-диетолога. 

Согласно третьему доводу жалобы Заказчик, в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, установил показатель «Обеспеченность участника финансовыми ресурсами, а именно размер уставного капитала участника закупки» нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе, который ограничивает доступ к участию в закупке. Также, по мнению Общества, установление в документации данного показателя указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с четвертым доводом жалобы Заказчик, в показателях №№1-4 нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе установил шкалы оценки без учета пропорциональной зависимости в порядке присвоения, что не позволяет объективно составить предложения участников закупки.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

22.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение 0133200001721000584 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для получения социальных услуг в ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов», а также соответствующая документация о закупке.  

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

1) начальная (максимальная) цена контракта – 23 952 026 руб.;

2) дата и время окончания подачи заявок – 13.04.2021 10:00;  

3) дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 14.04.2021 в 10:00;

4) дата подачи окончательных предложений - 16.04.2021;

5) дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 21.04.2021 в 10:00.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает первый довод жалобы необоснованным ввиду следующего.

Ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

На основании ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п. 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно п. 1 письма ФАС России от 19.10.2015 №АЦ/57532/15 «О порядке оценки заявок на участие в закупке» (далее – письмо ФАС России) в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:

1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;

3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);

4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

Согласно п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пп. «б» п. 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Согласно п. 46 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется в том числе и по следующему показателю:

Показатель 1. Опыт оказания услуг по организации общественного питания в 2015– 2020 годах.

Значимость показателя – 40 баллов (%), коэффициент значимости показателя – 0,4.

Предметом оценки по данному показателю является предложение участника закупки о количестве исполненных в 2015 – 2020 годах контрактов и (или) договоров по оказанию услуг общественного питания сопоставимого характера и объема, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подтвержденное документально.

Под услугами сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по организации общественного питания по исполненным в 2015-2020 годах контрактам и (или) договорам, стоимость (цена) каждого из которых составляет не менее 75% от начальной (максимальной) цены контракта.

К оценке применяются исполненные контракты и (или) договоры, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Оценка по данному показателю определяется по количеству исполненных в 2015 – 2020 годах контрактов и (или) договоров по оказанию услуг общественного питания сопоставимого характера и объема, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по шкале оценки, приведенной ниже.

Шкала оценки:

Наименование показателя

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя

Опыт оказания услуг по организации общественного питания в 2015 – 2020 годах *

Отсутствие

0

0

Наличие** от 1 до 2 исполненных в 2015 – 2020 годах контрактов и (или) договоров по оказанию услуг общественного питания сопоставимого характера и объема

50

20 баллов (%) 

Наличие** не менее 3-х исполненных в 2015 – 2020 годах контрактов и (или) договоров по оказанию услуг общественного питания сопоставимого характера и объема

100

40 баллов (%)

 

 

 

* В случае отсутствия подтверждающих документов об исполненных в 2015 – 2020 годах контрактах и (или) договорах по оказанию услуг общественного питания сопоставимого характера и объема, такой заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

** подтверждается документально: документами, подтверждающими опыт оказания услуг, будут являться копии исполненных в 2015– 2020 годах контрактов и (или) договоров, подтверждающих опыт оказания услуг общественного питания, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и копия (копии) документа (документов) о приемке оказанных услуг.

Таким образом, анализируя положения документации о закупке, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что при оценке опыта оказания услуг по организации общественного питания в 2015–2020 годах участником конкурса с ограниченным участием в электронной форме, будут учитываться как контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, так и договоры, заключенные по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает второй довод жалобы обоснованным по следующим основаниям.

В п. 46 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме установлены следующие характеристики показателя «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, необходимой квалификации, а именно наличие в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» не менее 1 человека» нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме:   

Значимость показателя – 15 баллов (%), коэффициент значимости показателя – 0,15.

Предметом оценки по данному показателю является предложение участника закупки о наличии в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» не менее 1 человека, подтвержденное документально.

Документами, подтверждающими наличие у участника закупки в штате специалиста, являются одновременно в совокупности наличие:

а) - копии трудовой книжки;

- или выписки из неё;

- или копии приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора;

б) копии документов о среднем профессиональном образовании:

 -«Сестринское дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология»;

-или «Лечебное дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология».

Оценка по данному показателю определяется по наличию в штате участника закупки специалиста «Сестринское дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология» или «Лечебное дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология» по шкале оценки, приведенной ниже.

Шкала оценки:

Наименование показателя

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, необходимой квалификации, а именно наличие в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология»

 или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология»

не менее 1 человека*

Отсутствие

0

0

Наличие** в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» не менее 1 человека

100

15 баллов(%)

 

* в случае отсутствия подтверждающих документов об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами, необходимой квалификации, а именно о наличии в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» или «Лечебное дело»  и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» не менее 1 человека, такой заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.

** подтверждается документально: документами, подтверждающими наличие в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «диетология» не менее 1 человека являются копия трудовой книжки или выписки из неё или копия приказа (распоряжения) о приеме на работу с копией трудового договора, копии документов о среднем профессиональном образовании «Сестринское дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология»  или «Лечебное дело» и о дополнительном профессиональном образовании по специальности «Диетология».

 

Согласно возражениям и пояснениям представителей ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов», при установлении данного показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в закупке Заказчик руководствовался Положением об организации деятельности медицинской сестры диетической Утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 №330 (далее - Положение). Так, согласно п. 4 Положения медицинская сестра диетическая обязана:

а) проверять качество продуктов при их поступлении на склад и пищеблок; контролировать правильность хранения запаса продуктов питания;

б) готовить ежедневно под контролем врача-диетолога и при участии заведующего производством меню-раскладку (или меню-требование) в соответствии с картотекой блюд и сводным меню, утвержденным Советом по лечебному питанию;

в) осуществлять контроль за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд и бракераж готовой продукции, проводить снятие пробы готовой пищи;

г) контролировать правильность отпуска блюд с пищеблока в отделения в соответствии с «раздаточной ведомостью»;

д) осуществлять контроль: за санитарным состоянием помещений пищеблока, раздаточных, буфетных, инвентаря, посуды, а также за выполнением работниками пищеблока правил личной гигиены;

е) организовывать и лично участвовать в проведении занятий со средним медицинским персоналом и работниками пищеблока по вопросам лечебного питания;

ж) вести медицинскую документацию;

з) осуществлять своевременное проведение профилактических медицинских осмотров работников пищеблока, раздаточных и буфетных и не допускать к работе лиц, не прошедших профилактический медицинский осмотр, и больных гнойничковыми, кишечными заболеваниями, ангиной;

и) повышать уровень профессиональной подготовки не реже 1 раза в 5 лет.

По мнению Заказчика, данные обязанности, согласно пп. 7, 9, 10 технического задания документации о закупке, возлагаются на Исполнителя, и, следовательно, для обеспечения качественного питания с разнообразным меню проживающих в ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» по дням недели и соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований, Исполнителю необходима медицинская сестра диетическая.

Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с доводами Заказчика по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Положения медицинская сестра диетическая работает под руководством врача-диетолога.

На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика не смогли обосновать невозможность осуществления функций Исполнителя перечисленных в техническом задании документации о закупке иными сотрудниками исполнителя, в том числе и врачом-диетологом. Кроме того, Заказчиком не были даны пояснения по факту невозможности привлечения Исполнителем медицинской сестры диетической для надлежащего исполнения контракта по договору, не включая данного специалиста в штат организации.

Помимо этого, Заказчиком были даны пояснения, согласно которым медицинская сестра диетическая является крайне редким специалистом, особенно на территории Ивановской области, а также то, что у ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» отсутствует врач-диетолог, что в свою очередь означает обязанность Исполнителя по контракту привлечь не только медицинскую сестру диетическую, но и врача-диетолога.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что данный показатель нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием является излишним и свидетельствует о нарушении Заказчиком положений п. 10 Правил оценки заявок и ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Ивановского УФАС России считает третий довод жалобы обоснованным по следующим основаниям.

Согласно п. 46 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме показатель «Обеспеченность участника финансовыми ресурсами, а именно размер уставного капитала участника закупки» имеет следующие характеристики:

Значимость показателя – 30 баллов (%), коэффициент значимости показателя – 0,3.

Предметом оценки по данному показателю является размер уставного капитала участника закупки.

Участник закупки может подтвердить размер уставного капитала участника закупки выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, полученной в том числе в электронном виде с сайта https://egrul.nalog.ru/, и (или) копией учредительных документов.

Оценка по данному показателю определяется по размеру уставного капитала, по шкале оценки, приведенной ниже.

Шкала оценки:

Наименование показателя

Значение показателя

Шкала оценки в баллах

Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя

Обеспеченность участника финансовыми ресурсами, а именно размер уставного капитала участника закупки

Отсутствие уставного капитала (физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя)

или

размер уставного капитала 10 000,00 руб.

0

0

Размер уставного капитала от 10 000,01 руб. до 499 999,99 руб.

50

15 баллов (%)

Размер уставного капитала от 500 000,00 руб. и выше руб.

100

30 баллов (%)

 

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком данного показателя не раскрывает содержание нестоимостного критерия оценки и не учитывает особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки, так как объектом закупки являются - услуги по организации горячего питания для получателей социальных услуг, в то время когда законодательством не устанавливаются ограничения минимального размера уставного капитала для организаций, оказывающих данные услуги, как например это устанавливается для кредитных организаций, частных охранных организаций и т.д.

Кроме того, действующее законодательство и санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН не запрещают индивидуальным предпринимателям оказывать услуги по организации горячего питания, что в случае участия указанных субъектов в закупке приведет к оценке по данному показателю в 0 баллов и не позволит Заказчику определить участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта.

При этом, согласно ст. 99 Гражданского кодекса РФ, уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Следовательно, показатель «Обеспеченность участника финансовыми ресурсами, а именно размер уставного капитала участника закупки», установленный Заказчиком, не будет являться критерием гарантии качества оказываемой услуги и не может свидетельствовать о гарантиях выполнения всех взятых на себя Исполнителем обязательств.

Таким образом, действия Заказчика нарушают положения п. 10 Правил оценки заявок и ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе.

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.

Исходя из названных норм установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но Закон о контрактной системе и Правила оценки заявок не допускают возможности выбора заказчиком произвольной шкалы предельных величин значимости показателей оценки, не устанавливающей интервалы их изменений, или порядка их определения.

По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными пунктом 11 Правил оценки заявок интервалами их изменений или используемой формулой.

Этот вывод следует и из содержания пункта 29 Правил оценки заявок, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком шкалы оценки по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, необходимой квалификации, а именно наличие в штате участника закупки специалиста «медицинская сестра по диетологии» или «медицинская сестра-диетолог» со средним профессиональным образованием «Сестринское дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» или «Лечебное дело» и дополнительным профессиональным образованием по специальности «Диетология» не менее 1 человека» нестоимостного критерия оценки заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме с указанием лишь максимальной и минимальной границ не отвечает требованиям, установленным в п. 11 Правил оценки заявок, и свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. 

 

При проведении внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. В рассматриваемом случае такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. №99 (далее – Постановление Правительства №99).

Согласно п. 6 Постановление Правительства №99 к участникам закупки на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей предъявляется дополнительное требование в виде: наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Данные дополнительные требования установлены также в п. 29 Раздела II «Информационная карта» документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Аналогичные положения содержатся и в п. 30 Правил оценки заявок.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 30 Правил оценки заявок и ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе при установлении в документации о закупке показателя «Опыт оказания услуг по организации общественного питания в 2015– 2020 годах» нестоимостного критерия оценки заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

 

Согласно представленным ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» сведениям и размещенной на официальном сайте информации, ООО «Фортуна», в силу отсутствия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за последние три года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе, не могло участвовать в закупке. На участие в рассматриваемой закупке было подано 6 заявок, торги состоялись, никто из реальных участников закупки с жалобами в контрольный орган не обращался. При изложенных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что допущенные нарушения со стороны Заказчика не привели к нарушению прав Заявителя.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Фортуна» на действия ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания для получения социальных услуг в ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» (извещение 0133200001721000584) обоснованной в части второго, третьего и четвертого довода.

2. Установить в действиях ОБСУСО «Богородский дом – интернат для престарелых и инвалидов» нарушение ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 и ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с отсутствием нарушения прав Заявителя.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

Подписи членов комиссии

Связанные организации

ДЕПАРТАМЕНТ КОНКУРСОВ И АУКЦИОНОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3702086910, ОГРН 1063702023637
ОБСУСО "БОГОРОДСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ"
ИНН 3711006301, ОГРН 1023701509083
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФОРТУНА"
ИНН 6670492140, ОГРН 1206600016116