Решение №037/06/33-706/2021 (07-15/2021-319) Решение по жалобе ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Гаврилово-По... от 13 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-706/2021 (07-15/2021-319)

 

Дата оглашения решения: 08 декабря 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 13 декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

в отсутствие представителей ООО «АПЕКС» (далее – Заявитель, Общество), ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования в рамках мероприятия «Реализация региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудование)» (извещение 0133200001721003563), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

01.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования в рамках мероприятия «Реализация региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудование)» (извещение 0133200001721003563).

 

Согласно первому доводу жалобы обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть составлено с учетом особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании указанного выше, ввиду того, что рассмотрение первого довода жалобы не входит в компетенцию Ивановского УФАС России, письмом Ивановского УФАС России №07-15/4912 от 02.12.2021 жалоба ООО «АПЕКС» была направлена по подведомственности в Службу государственного финансового контроля Ивановской области.

В соответствии со вторым доводом жалобы при поставке оборудования Поставщик представляет следующую документацию: копию документа, подтверждающего соответствие оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями). Также Заказчик указывает, что копия документа о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями) требование, которое является основанием для оплаты. В связи с тем, что Заказчик не указывает, какой именно документ он хочет видеть при поставке, а из-за отсутствия этого документа у Заказчика возникает право не производить оплату, то данные требования направлены на ограничение количества участников и являются избыточными, так как позволяют Заказчику манипулировать поставщиком при приемке товара.

Кроме того, медицинские изделия были исключены из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982, следовательно, у Заказчика отсутствовали основания для установления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении при поставке товара непонятного документа выданного непонятными уполномоченными органами (организациями).

В третьем доводе жалобы Общество указывает, что Заказчик установил невыполнимые условия контракта, а именно: срок поставки товара в соответствии с документацией о закупке установлен в п. 5.1 проекта контракта: с даты заключения контракта по 24.12.2021, срок оплаты установлен в п. 9.5 проекта контракта: после поставки в течение 10 рабочих дней, то есть до 14.01.2022. Лимиты финансирования на оплату контракта определены соглашением о предоставлении субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 31 августа 2011 года №299-п «Об утверждении Порядка определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Ивановской области субсидий на иные цели», которые действуют до 31.12.2021. Из выше изложенного видно, что оплата «в течение 10 рабочих дней» при поставке 24.12.2021 явно выходит за пределы доведенных лимитов финансирования. Заказчик не мог установить сроки оплаты за пределами лимитов бюджетных обязательств, подобные действия нарушают права участников, так как позволяют манипулировать оплатой контракта и в случае, если Заказчик не оплатит контракт до 31.12.2021, бюджетные обязательства прекратятся, субсидия будет возвращена в бюджет, как неиспользованные средства, и оплату поставщик сможет получить только через суд, иного источника финансирования в документации не установлено, а требовать оплату ранее 15.01.2022 у поставщика отсутствуют основания, исходя из условий контракта.

08.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступили дополнения к жалобе ООО «АПЕКС». Согласно указанным дополнениям сроки исполнения контракта для обеих сторон (для Заказчика и поставщика) являются заведомо неисполнимыми до окончания срока его исполнения. Средний срок поставки товара и оказание сопутствующих услуг по оборудованию подобного класса составляет 60 дней. Условия контракта заведомо ставят поставщика в условия потенциального нарушителя, обязанного уплатить неустойку в виде пени и штрафа, т.к. не оставляют люфта для осуществления процедуры сдачи-приемки, даже если предмет поставки будет находиться у поставщика, в случае его закупки заблаговременно. Также Заявитель указывает, что Заказчик установил требования к закупке, при которых подходит практически любой УЗИ сканер присутствующий на рынке, но на электронном аукционе совершенно отсутствовала конкуренция между участниками, так как была подана единственная заявка от ООО «Дельрус-Кострома», которое на протяжении длительного времени доказывало в Ивановском УФАС России, что подобные условия контракта не позволяют ей стать участником закупок на поставку УЗИ аппаратов в Ивановской области и после беспрецедентного давления подаваемыми жалобами на заказчиков Ивановской области, в том числе и на ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница», ООО «Дельрус-Кострома» не побоялось принять на себя действительно неисполнимые условия контракта, что может свидетельствовать о явных договоренностях по приемке оборудования между Заказчиком и ООО «Дельрус-Кострома».

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Проект контракта документации о закупке разработан в соответствии с Типовым контрактом на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации медицинских специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 №724н (далее - Приказ №724н).

Обязанность Заказчика по своевременной оплате поставленных товаров прямо предусмотрена проектом контракта, при этом за неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность. Поставщик также не лишен права требовать оплаты поставленного товара в судебном порядке. Вместе с тем, указание в контракте срока оплаты «в течение 10 рабочих дней» еще не означает, что оплата будет производиться именно в последний день этого срока, т.к. Заказчик вправе произвести такую оплату, к примеру, уже на следующий день после приемки товара – 25.12.2021, не выходя за пределы срока выделенных ему лимитов бюджетных обязательств (для Заказчика является приоритетной задачей заплатить Поставщику вовремя, пока действуют выделенные лимиты, что также позволит избежать ответственности). При этом, по общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

 

Рассмотрев представленные ООО «АПЕКС», ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

23.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721003563 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования в рамках мероприятия «Реализация региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудование)», а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 6 130 978 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 02.12.2021 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.12.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 06.12.2021;

- согласно протоколу №0133200001721003563-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.12.2021 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана единственная заявка от участника закупки ООО «Дельрус-Кострома», которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупке, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с пп. «ж» п. 5.3, пп. «и» 9.3 проекта контракта документации о закупке при поставке оборудования Поставщик представляет следующую документацию копию документа, подтверждающего соответствие оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями). Оплата по контракту за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком следующих документов или копий документов: копии документа о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).

Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации медицинских специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 №724н.

Согласно пп. «ж» п. 5.3, пп. «и» 9.3 Приказа №724н при поставке оборудования Поставщик представляет следующую документацию: копию документа, подтверждающего соответствие <25> Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями). Оплата по контракту за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок __________ следующих документов или копий документов: копии документа о соответствии <25> Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями) <18>.

В сноске <25> Приказа №724н отражено: указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

П. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Медицинские изделия в указанных перечнях отсутствуют.

Таким образом, учитывая, что медицинские изделия, являющиеся предметом закупки, были исключены из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, пп. «ж» п. 5.3, пп. «и» 9.3 проекта контракта документации о закупке в рассматриваемом случае фактически не применяются. Вследствие чего, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что указанные положения можно было не отражать в документации о закупке. Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком использовался типовой контракт на поставку медицинских изделий, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно п. 5.1 проекта контракта документации о закупке поставка оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных п. 1.3 контракта, с даты заключения контракта по 24.12.2021 со дня заключения контракта (в том числе доставка, разгрузка, подъем на этажи, сборка, установка и ввод в эксплуатацию оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование).

П. 6.3 проекта контракта документации о закупке предусмотрено, что Заказчик (Получатель) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных п. 5.3 контракта, направляет Поставщику подписанный Акт приема-передачи оборудования (приложение №3 к контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.

На основании п. 7.2 проекта контракта документации о закупке услуги по сборке, установке, и вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих оборудование, и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, должны быть оказаны Поставщиком после подписания сторонами Акта приема-передачи оборудования в соответствии с разделами 5, 6 контракта в сроки, указанные в п. 5.1 контракта.

Согласно п. 7.9 проекта контракта документации о закупке Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения от Поставщика Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение №4 к контракту) направляет Поставщику подписанный Акт ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение №4 к контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.

В соответствии с п. 9.5 проекта контракта документации о закупке оплата по контракту осуществляется по факту поставки всего оборудования, предусмотренного Спецификацией (приложение №1 к контракту), и оказания услуг в течение 10 рабочих дней после представления Заказчику документов, предусмотренных п. 9.3 контракта.

Проанализировав указанные положения, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что исполнение контракта, с учетом максимальных сроков его исполнения, завершится в 2022 году, что с учетом необходимости оплаты Заказчиком поставленного товара в 2021 году, свидетельствует о незаконности установленных сроков.

Учитывая отсутствие представленных Заказчиком доказательств, подтверждающих возможность исполнения обязательств по контракту в срок, с учетом сроков поставки, приемки, ввода в эксплуатацию оборудования, его оплаты, Комиссия Ивановского УФАС России, полагает, что Заказчиком был установлен необоснованно короткий срок исполнения обязательств по контракту, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку оборудования в рамках мероприятия «Реализация региональной программы модернизация первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудование)» (извещение 0133200001721003563) обоснованной в части третьего довода жалобы.

2. Установить в действиях ОБУЗ «Гаврилово-Посадская центральная районная больница» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны