Решение №037/06/33-671/2021 (07-15/2021-302) Решение по жалобе ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Лухская цент... от 1 декабря 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-671/2021 (07-15/2021-302)

 

Дата оглашения решения: 26 ноября 2021 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 01 декабря 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

<…>,

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Апекс» (далее - Заявитель) и Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о содержании жалобы, а также о месте и времени рассмотрения жалобы была своевременно направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования и инструментов (система ультразвуковой визуализации универсальная)  в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) (извещение №0133200001721003164), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования и инструментов (система ультразвуковой визуализации универсальная) в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) (извещение №0133200001721003164).

 

Согласно первому доводу жалобы обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно быть составлено с учетом особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании указанного выше, ввиду того, что рассмотрение первого довода жалобы не входит в компетенцию Ивановского УФАС России, письмом Ивановского УФАС России №07-11/4793 от 25.11.2021 жалоба ООО «Апекс» была направлена по подведомственности в Службу государственного финансового контроля Ивановской области.

Согласно второму доводу жалобы в п. 5.3 проекта контракта документации о закупке содержится требование о предоставлении при поставке товара декларации о соответствии (сертификата соответствия) или иного документа, подтверждающего соответствие качества товара, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.11.2010 №906 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №982» из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», исключены медицинские изделия.

Соответственно, требование о наличии декларации о соответствии или иного документа является незаконным.

В третьем доводе жалобы Заявитель указывает, что при описании объекта закупки Заказчиком были установлены требования к характеристикам поставляемого товара отсутствующих в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), что является нарушением положений правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №145).

В соответствии с четвертым доводом жалобы в документации о закупке установлены требования о возможности использования поставляемого оборудования в следующих областях применения: абдоминальные исследования, акушерство, гинекология, кардиология, скелетно-мышечная система, маммология, ангиология, урология, поверхностно расположенные органы и структуры, педиатрия, транскраниальные исследования, трансректальные исследования.

Согласно лицензии №ЛО-37-01-000758 в поликлинике при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и оказываются только следующие услуги УЗИ: щитовидной железы и парощитовидных желез; молочной железы; печень + желчный пузырь; поджелудочной железы; органов брюшной полости; матки и придатков транвагинальная; почки + надпочечники; мочевого пузыря с определением остаточной мочи; матки и придатков трансабдоминальная; простаты.

Таким образом, Заказчик установил избыточные требования к закупаемому оборудованию, использование которых не предусмотрено имеющейся лицензией на оказание помощи населению.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные ООО «Апекс», ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

27.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721003164 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования и инструментов (система ультразвуковой визуализации универсальная)  в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием), а также соответствующая документация о закупке. 10.11.2021 и 19.11.2021 в извещение и документацию о закупке Заказчиком были внесены изменения.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, внесенными в них изменениями, размещенным на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 5 174 660 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 29.11.2021 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 30.11.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 01.12.2021.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации медицинских специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 №724н (далее - Приказ №724н).

Согласно пп. «ж» п. 5.3 Приказа №724н при поставке оборудования Поставщик представляет следующую документацию: копию документа, подтверждающего соответствие <25> Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).

В сноске <25> Приказа №724н отражено: указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

П. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Медицинские изделия в указанных перечнях отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания для установления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении при поставке данного товара декларации/сертификата соответствия, что свидетельствует о нарушении ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные правила утверждены Постановлением №145.

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ, утверждённых Постановлением №145, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением №145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

В разделе 3 «Спецификация» документации о закупке установлено, что Заказчиком применена позиция каталога товаров, работ, услуг: 26.60.12.132-00000033 «Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети», код вида изделия: 260250. Указанная позиция включена в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Заказчиком в п. 49 Раздела 2 «Информационная карта» документации о закупке установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Согласно пп. «а» п. 5 Правил использования КТРУ, утверждённых Постановлением №145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. №616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с Разделом 3 «Спецификация» документации о закупке Заказчик при описании требований к поставляемому товару использовал характеристики, предусмотренные как КТРУ (26.60.12.132-00000033), так и ГОСТом Р 56331-2014 «Изделия медицинские ультразвуковые диагностические».

С учетом положений Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением №145, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованном установлении требований к характеристикам поставляемого товара, предусмотренных ГОСТом Р 56331-2014, и нарушении положений ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

 

Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно пояснениям представителя Заказчика области применения, отсутствующие в лицензии на осуществление медицинской деятельности, были установлены в соответствии с тем, что оборудование приобретается в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.10.2021 №1112 с целью замены старого оборудования, морально и физически устаревшего, на новое, более совершенное, функциональное и точное.

Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с данным обоснованием необходимости установления областей применения, так как цель закупить новое оборудование не свидетельствует о необходимости применения оборудования в сферах, не предусмотренных лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Заказчик не представил доказательств, подтверждающих наличие у ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» потребности для установления в разделе III «Спецификация» документации о закупке следующих областей применения: исследование сосудов, кардиологии, неврологии, неонатологии, онкологии, педиатрии, скелетно-мышечной системы, травматологии, ортопедии и транскраниальных исследований.

Ввиду отсутствия у Заказчика подтвержденной потребности в установлении вышеуказанных требований, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что данные требования нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «АПЕКС» на действия ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования и инструментов (система ультразвуковой визуализации универсальная) в рамках реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием) (извещение №0133200001721003164) обоснованной в части второго, третьего и четвертого доводов жалобы. 

2. Установить в действиях ОБУЗ «Лухская центральная районная больница» нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 11 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АПЕКС"
ИНН 5029177497, ОГРН 1135029007850
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЛУХСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
ИНН 3716000889, ОГРН 1023701701110