Решение №037/06/33-23/2022 (07-15/2022-004) Решение по жалобе АО «ББ ГРУП» на действия ОБУЗ «Ивановская ... от 24 января 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-23/2022 (07-15/2022-004)

 

Дата оглашения решения: 20 января 2022 года                                                город Иваново

Дата изготовления решения: 24 января 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

АО «ББ ГРУП» (далее – Заявитель, Общество): <…>,

ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (информация о поступлении жалобы и ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения была направлена указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу АО «ББ ГРУП» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов для переливания крови (извещение 0133200001721003929), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

13.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба АО «ББ ГРУП» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов для переливания крови (извещение 0133200001721003929).

 

Согласно первому доводу жалобы в документации о закупке установлены дополнительные характеристики к поставляемому товару, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг (далее – КТРУ) без обоснования установления данных характеристик.

В соответствии со вторым доводом жалобы в документации об электронном аукционе установлено избыточное требование к длине полимерной иглы: не менее 57 мм. Крупнейшие производители требуемых медицинских изделий производят данные медицинские изделия с полимерной иглой длиной в диапазоне от 30 до 40 мм.

Анализ рынка медицинских изделий, в соответствии с информацией, находящейся в открытом доступе, позволяет сделает вывод, что не имеется ни одного, как отечественного, так и импортного производителя требуемых медицинских изделий с такой технической характеристикой, как полимерная игла с размером, равным или превышающим 57 мм. Вместе с тем, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Общества сообщил, что наборы для переливания крови с длиной полимерной иглы, установленной Заказчиком, выпускает производитель: ООО «МПК «Елец», Россия.

Согласно чертежу 7 ГОСТ 25047-87 «Межгосударственный стандарт. Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения» (далее – ГОСТ 25047-87) минимальная длина трансфузионной (полимерной) иглы должна составлять 30 мм. Такая длина полимерной иглы уже обеспечивает свободное прокалывание мембраны штуцера контейнера и плотное закупоривание отверстия. То есть полимерные трансфузионные иглы, как 30 мм, так и 57 мм, будут иметь одинаковые функциональные и технические свойства.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

Закупка проводится по позиции КТРУ 32.50.13.190-00360. Данная позиция КТРУ содержит следующее описание: «Стерильный набор для внутрисосудистого введения, используемый для вливания крови из контейнера в сосудистую систему пациента через иглу или вводимый в вену катетер. Изделие, как правило, включает иглу или катетер, трубки, регулятор потока, капельницу, фильтр для инфузионной магистрали, запорный кран, коннекторы между частями набора, боковую трубку с колпачком, служащую местом инъекции, и полый стержень для прокола и присоединения трубки к пакету для внутривенных вливаний или другому контейнеру с инфузионной жидкостью. Это изделие для одноразового использования». Ввиду того, что описание закупаемой позиции КТРУ не содержит размерных характеристик товара, которые важны для возможности его применения в работе Заказчика, в документации о закупке были прописаны характеристики, необходимые для применимости товара в работе в условиях конкретного учреждения.

Описание позиции КТРУ вообще не содержит понятия «полимерной иглы». Этот элемент системы обозначен, как «полый стержень для прокола и присоединения трубки к пакету для внутривенных вливаний или другому контейнеру с инфузионной жидкостью». А в ГОСТ 25047-87 (чертеж 10 - Устройство для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов ПК 23-05) этот элемент системы обозначается уже как «совмещенная игла».

Для устранения разночтений и понятного обозначения элементов закупаемой системы Заказчиком спорный элемент системы был обозначен так, как его называют в обычном обиходе: «полимерная игла» (на одном конце системы «полимерная игла», которая втыкается в контейнер с инфузионной жидкостью, а на другом конце системы всем понятная «инъекционная игла», она же «металлическая игла», которая вводится в вену пациента и через нее производится вливание жидкости в организм).

При этом ГОСТ 25047-87, на который ссылается Заявитель жалобы, и вопреки его заявлениям, никак не регламентирует ни длину спорного элемента («полый стержень для прокола и присоединения трубки», он же «совмещенная игла», он же «полимерная игла»), ни порядок ее определения. Однако из чертежа 10 анализируемого ГОСТа следует, что дальнейшие размеры по системе проставляются от тупого, обратного конца «полимерной иглы»: до фильтрующего узла расстояние должно быть не менее 20мм – «20 min». То есть ГОСТ рассматривает в качестве «совмещённой иглы» (терминология ГОСТ) весь «полый стержень для прокола и присоединения трубки» (терминология КТРУ).

Соответственно, Заказчиком на имеющихся в использовании системах, путем замеров была определена необходимая минимальная длина «полимерной иглы» - 57 мм.

 

 

 

Другие участники закупки приняли содержание документации об электронном аукционе без замечаний, в электронном аукционе приняло участие 3 претендента, электронный аукцион состоялся.

 

Рассмотрев представленные АО «ББ ГРУП», ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

22.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001721003929 о проведении электронного аукциона на поставку наборов для переливания крови, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 883 800 руб.;

- дата и время окончания подачи заявок – 14.01.2022 08:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.01.2022;

- дата проведения аукциона в электронной форме - 18.01.2022;

- согласно протоколу №0133200001721003929-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, все участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками закупки;

- на основании протокола проведения электронного аукциона от 18.01.2022 последние ценовые предложения участников электронного аукциона:

 

Дата и время подачи предложения

Признак ценового предложения

Предложенная цена, р

3

18.01.2022 10:54

Понижение

782 163,00

102

18.01.2022 10:53

Понижение

786 582,00

109

18.01.2022 10:15

Понижение

879 381,00

 

Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

На основании п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» – «г» и «е» – «з» п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с п. 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. При этом заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком применена позиция КТРУ: 32.50.13.190-00360 «Набор для переливания крови», в документации о закупке установлены характеристики товара, не содержащиеся в КТРУ. В КТРУ по позиции: 32.50.13.190-00360 «Набор для переливания крови» во вкладке «Описание товара, работы, услуги» отсутствует описание товара (характеристики товара), во вложении по указанной позиции также отражен набор для переливания крови без характеристик.

Учитывая изложенное, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из буквального толкования положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. В документации о закупке должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

Согласно п. 7, 8 раздела II «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки является поставка наборов для переливания крови. Товар должен соответствовать требованиям, указанным в разделе III «Спецификация» документации о закупке.

В разделе III «Спецификация» документации о закупке установлены, в том числе следующие характеристики:

 

Наименование товара

Показатель (характеристика)

товара

Значения показателя

(характеристики) товара*

Набор для переливания крови

Размер полимерной иглы

Внешний диаметр не менее 5,8 мм

Длина не менее 57 мм

 

В рассматриваемом случае Заказчиком не представлено достаточного обоснования для установления обжалуемой характеристики закупаемого товара. Кроме того, Заказчиком не представлено обоснование, почему ему не подходят иглы с длиной от 30 до 40 мм.

Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ивановского УФАС России сообщил, что Заказчик рассчитывал длину иглы путем измерения полого стержня, который проходит через клапан (штуцер) фильтра, на этом корпусе также размещается воздушный клапан. Длина полого стержня при указанном расчете составляет 57 мм. Длина иглы необходима для того, чтобы проткнуть мембрану, чтобы воздушная трубка зашла в жидкость, соответственно, произошло использование системы по назначению. Если же брать методологию расчета только по игле, то будет оставаться остаток в контейнере, 57 мм вне штуцера Заказчику не нужны.

Несмотря на тот факт, что в документации о закупке не установлено требование о соответствии наборов для переливания крови ГОСТ 25047-87, ввиду ссылки на него и Обществом и Заказчиком, Комиссия Ивановского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Согласно чертежу 7, на который ссылается Заявитель, указанного ГОСТа,

 

 

1 - игла к емкости (с боковым отверстием); 2, 17 - колпачок; 3, 5 - капельница; 4, 6 - фильтрующий узел; 7 - трубка; 8 - зажим; 9 - тройник; 10 - инъекционный узел; 11 - головка с конусом «Рекорд» или «Луер»; 12 - инъекционная игла; 13 - игла воздуховода (с боковым отверстием); 14, 16 - фильтр; 15 - насадка; 18 - инъекционная игла в индивидуальной таре.

Согласно чертежу 10, на который ссылается Заказчик, указанного ГОСТа,

 

 

 

1 - совмещенная игла; 2, 10 - колпачок; 3 - капельница; 4 - фильтрующий узел; 5, 12 - трубка; 6 - зажим; 7 - инъекционная игла в индивидуальной таре; 8 - инъекционный узел; 9 - головка с конусом «Луер»; 11, 15 - фильтр; 13, 14 - головка с заглушкой.

Таким образом, исходя из чертежей, приведенных выше, следует, что длина иглы измеряется без колпачка и без фильтра, вопреки расчету, приведенному Заказчиком.

Вследствие указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что, либо Заказчик должен был отразить в документации о закупке, что именно он понимает под размером иглы (например, размер иглы с колпачком, с фильтром и т.д.), либо указать необходимый ему размер только иглы.

Следовательно, документация о закупке составлена с нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу АО «ББ ГРУП» на действия ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» при проведении электронного аукциона на поставку наборов для переливания крови (извещение 0133200001721003929) обоснованной в части второго довода жалобы.

2. Установить в действиях ОБУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны