Решение №037/06/42-366/2023 (07-15/2023-169) Признать жалобу ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ» на действия Управления к... от 7 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Ивановское УФАС России)
153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
№037/06/42-366/2023 (07-15/2023-169)
Дата оглашения решения: 04 июля 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 07 июля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
членов Комиссии: «…»
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
– ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ» (далее – Общество, Заявитель) – «…»,
– Управления капитального строительства Администрации города Иванова (далее – Заказчик) – «…»,
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия №44 г. Иваново Ивановской области» (извещение №0133200001723001840), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия № 44 г. Иваново Ивановской области» (извещение №0133200001723001840).
В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и благоустройству объекта, ввиду чего в извещении о проведении закупки необоснованно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 №2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ №2571), которое ограничивает участников закупки, имеющих опыт только по благоустройству территории. Кроме того, предметом закупки являются преимущественно работы по благоустройству территории, работы по строительству составляют всего 4% от начальной (максимальной) цены контракта. Закупая отдельно работы по строительству устанавливать дополнительные требования по позиции 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571 не надо.
Представитель Общества на рассмотрении жалобы Комиссией Ивановского УФАС России также указал, что ООО «НПП Спецстрой» имеет больше опыта именно по благоустройству, и если Заказчиком были бы установлены требования по позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571 («Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории»), то Общество могло бы участвовать в закупке и стать победителем.
В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было. Все виды работ, закупаемые Заказчиком (и благоустройство и строительство), входят в проектно-сметную документацию «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия №44 г. Иваново Ивановской области», которая размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в составе извещения о проведении закупки.
Рассмотрев представленные ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ», Управлением капитального строительства Администрации города Иванова документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение №0133200001723001840 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия №44 г. Иваново Ивановской области». 22.06.2023 в извещение о закупке были внесены изменения по предписанию Ивановского УФАС России от 15.06.2023.
В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:
– начальная (максимальная) цена контракта – 35 083 406,06 ₽;
– дата и время окончания подачи заявок – 03.07.2023 07:00;
– дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 06.07.2023;
– согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 №ИЭОК2 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана одна заявка; единственный участник закупки, а также его заявка на участие в закупке, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на закупку тех товаров, работ, услуг, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ №2571.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571 («Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта»).
Как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, в составе закупаемых работ имеются работы по благоустройству территории объекта строительства, а также по возведению металлического забора гимназии на бетонных столбах. Работы по строительству ограждений отражены в ЛСР 07-07.02 Ограждения-ДР, размещенном в составе проектно-сметной документации на официальном сайте.
В рассматриваемом случае возводимое сооружение будет являться объектом строительства. Данный вывод был отражен в решении Ивановского УФАС России №037/06/31-323/2023 (07-15/2023-154) от 15.06.2023 по жалобе ООО «Аквамонтаж» по указанной закупке.
На основании позиции 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571заказчиком устанавливается такое дополнительное требование к участникам закупки, как наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Закупаемые Заказчиком работы входят в одну проектно-сметную документацию «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия № 44 г. Иваново Ивановской области» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Указанные работы выполняются в комплексе и направленны на завершение строительства объекта –пристройки к зданию МБОУ Гимназия № 44 г. Иваново.
Кроме того, действующее законодательство о контрактной системе не содержит ограничений или запретов по объединению в один лот работ по благоустройству и строительству, предусмотренных одной проектно-сметной документацией.
Таким образом, предметом рассматриваемой закупки являются как работы по благоустройству, так и по строительству.
Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о правомерности объединения Заказчиком в один лот работ по строительству и по благоустройству, а также установления требования в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571, что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия Ивановского УФАС России по доводу Общества о том, что ООО «НПП Спецстрой» имеет больше опыта именно по благоустройству, отмечает следующее.
На основании ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020) механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571 предъявляется дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Абзацем 6 пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ №2571 установлено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте, ООО «НПП Спецстрой» не имеет опыта по благоустройству территории по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, и по договорам, заключенным и исполненным в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». ООО «НПП Спецстрой» не смогло бы представить подтверждение опыта по благоустройству территории по пункту 1 позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ №2571 для участия в закупке, в случае установления соответствующего дополнительного требования Заказчиком.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «НПП СПЕЦСТРОЙ» на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение №1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту «Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия №44 г. Иваново Ивановской области» (извещение №0133200001723001840) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Подписи членов Комиссии