Постановление №037/04/9.21-479/2019 Постановление о наложении штрафа по делу от 11 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивановское УФАС России

153000, г.Иваново, ул. Жарова, 10; Тел.: (4932)328-573, факс: 326-360; E-mail: to37@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032)

17 января 2020 г. г. Иваново

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области Боровков Александр Витальевич, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) и другие материалы дела №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (….) по признакам нарушения ч. 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии представителя филиала «Ивэнерго» (…), и представителя потерпевшего (….), которым разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

11.12.2019 главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти Ивановского УФАС России ….. в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – филиал «Ивэнерго», Общество, сетевая организация) посредством составления протокола возбуждено дело №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) по признакам нарушения ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Поводом к возбуждению дела послужили следующие обстоятельства.

04.10.2019 поступило обращение АО «ОЭС» на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (далее – филиал «Ивэнерго»), выразившиеся в неправомерном отказе в выдаче договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по заявке №125-с/928 от 12.08.2019 на технологическое присоединение вновь построенной воздушной линии 10 кВ и комплексной трансформаторной подстанции по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Иваньковский, кадастровый квартал 37:03:010201 по второй категории надежности электроснабжения с мощностью 30 кВт по двум точкам присоединения.

Как следует из представленных материалов, АО «ОЭС» обратилось с заявкой от 12.08.2019 №125-с/928 на технологическое присоединение вновь построенной воздушной линии электропередач 10кВ и комплексной трансформаторной подстанции, расположенных Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Иваньковский, кадастровый квартал 37:03:010201 по двум точкам присоединения с мощностью 30кВт.

К указанной заявке АО «ОЭС» приложило план расположения энергопринимающих устройств, Постановление Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 28.03.2019 №173-п «О предоставлении разрешения на использование части земель кадастрового квартала 37:03:010201 без предоставления земельного участка и установления сервитута», выписку из единого государственного реестра юридических лиц.

По результатам рассмотрения заявки ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» письмом от 29.08.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/6776 указало на отсутствие оснований для заключения договора технологического присоединения по причине того, что заявка АО «ОЭС» на новое технологическое присоединение по двум точкам присоединения неправомерна, поскольку противоречит фактической схеме электроснабжения объектов и подана в отсутствие оснований, предусмотренных п. 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004, для направления заявки в смежную сетевую организацию.

Письмом от 06.09.2019 №125-с/1067 АО «ОЭС» указало, что считает неправомерным отказ ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» в выдаче договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку основание технологического присоединения «в связи с новым строительством», указанное в заявке, полностью соответствует требованиям Правил №861. Указанный объект технологического присоединения не имеет. Подача заявки одной сетевой организацией к электрическим сетям смежной сетевой организации по основаниям, предусмотренным в частности п. 12 (1) Правил №861 не запрещена.

В письме от 25.09.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/7521 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» поддержало ранее принятую позицию.

В указанных действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» Заявитель усматривает признаки нарушения ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно п. 5.3 Разъяснений Президиума ФАС России №7, утвержденных протоколом Президиума ФАС России №15 от 30.11.2016, при поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В письменных пояснениях от 22.10.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/8366 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» указало, что из содержания писем филиала «Ивэнерго» №МР7-ИвЭ/05-1/6776 от 29.08.2019 и №МР7-ИвЭ/05-1/7521 причиной отказа в заключении договора является отсутствие оснований, предусмотренных п. 41 Правил, для направления заявки сетевой организации АО «ОЭС» в вышестоящую сетевую организацию – филиал «Ивэнерго», а также неправомерность заявки в связи с противоречием выбранного способа технологического присоединения существующей схеме электроснабжения конечного потребителя от электрических сетей АО «ОЭС». Поскольку, как отметил филиал «Ивэнерго», в указанных письмах речь идет не об отсутствии сведений и документов, предусмотренных п. 9, 10 и 12-14 Правил №861, а неправомерности заявки, то обязанности дальнейшего ее рассмотрения не возникло. Принципиальным фактором, определяющим разные подходы филиала «Ивэнерго» к рассмотрению заявок АО «ОЭС» на технологическое присоединение до 15.06.2019 и после указанной даты, является вступление в силу изменений в Правила технологического присоединения, внесенных Постановлением Правительства №682 от 29.05.2019, в части требований к составу информации и объему документов при обращении одной сетевой организации в другую с заявкой на технологическое присоединение. Изменения касаются оснований для обращения одной сетевой организации в другую с заявкой на технологическое присоединение. Ранее, 21.01.2019 от АО «ОЭС» в филиал «Ивэнерго» была подана заявка на технологическое присоединение системы электроснабжения «Иваньковский» электросетевого комплекса №2 с. Иваньковский Г. Посадского района Ивановской области в связи с изменением категории надежности электроснабжения потребителей (ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»). Согласно представленной АО «ОЭС» заявке от 29.11.2018 данный Заявитель обратился в АО «ОЭС» для технологического присоединения радиовещательной передающей станции в связи с изменением категории надежности. В заявке ФГУП «РТСТ» указано, что данный объект ранее технологически присоединен в точке – контактные соединения линейных проводов ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП-1-И АО «ОЭС», расположенные на опоре №32 с проводом ВЛ-0,4 кВ Заявителя. Из указанного, филиалом «Ивэнерго» сделан вывод, что АО «ОЭС» обращалось как сетевая организация в интересах конкретного потребителя – ФГУП «РТСТ», энергопринимающие устройства которого имеют технологическое присоединение к электрическим сетям АО «ОЭС». В рамках технологического присоединения энергопринимающих устройств конечного заявителя к электрическим сетям АО «ОЭС» обстоятельства, указанные в п. 41 Правил, не наступают. Следовательно, у филиала «Ивэнерго» отсутствуют основания для заключения договора технологического присоединения. Одновременно, исходя из положений ст. 3 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ), филиал «Ивэнерго» пояснил, что поскольку воздушные линии и трансформаторные подстанции не преобразуют электрическую энергию, а лишь осуществляют передачу, они не подпадают под определение энергопринимающих устройств. При этом ни наличие, ни отсутствие фактически построенных линий электропередачи не влияет на позицию филиала «Ивэнерго» в связи с тем, что данные объекты не являются энергопринимающими устройствами. АО «ОЭС» обязано самостоятельно выполнять мероприятия по технологическому присоединению объектов ФГУП «РТРС» по второму независимому источнику питания путем строительства новых линий электропередачи и подстанций от принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, поскольку техническая возможность для этого имеется. Иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в состав электросетевого комплекса №2, имеют технологическое присоединение к различным независимым источникам питания филиала «Ивэнерго» (ПС «Заречная», ПС «Петровская», ПС «Гав-Посад»).

При составлении протокола по делу об административном правонарушении №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) представитель ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» поддержал ранее представленные письменные пояснения.

Определением от 12.12.2019 к участию в деле №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) привлечено АО «ОЭС» в качестве потерпевшего.

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.12.2019, рассмотрение дела №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) отложено, срок рассмотрения дела продлен до 24.01.2020. Рассмотрение дела назначено на 11 ч. 00 мин. 17.01.2020.

Материалы настоящего административного дела свидетельствуют о соблюдении процедуры возбуждения административного дела №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032), а также прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола по рассматриваемому делу. О дате, времени и месте рассмотрения административного дела №037/04/9.21-497/2019 (02-22/2019-032) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» и АО «Объединенные электрические сети» уведомлены надлежащим образом.

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26 марта 2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон №35-ФЗ).

Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Закона №35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения.., утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила №861), их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации"; предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил №861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (п. 3 Правил №861).

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (п. 8 Правил №861).

В соответствии с п. 42 Правил №861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.

В рассматриваемом случае ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» и АО «ОЭС» являются смежными сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых задействованы в процессе передачи электрической энергии.

Из заявки от 12.08.2019 №125-с/928 следует, что АО «ОЭС» просило присоединить вновь построенную ВЛ-10 кВ и трансформаторную подстанцию.

В соответствии с п.41 Правил №861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:

сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;

для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.

В таком случае, заявка, соответствующая требованиям п. 13(1) Правил №861, подается в соответствии с требованиями п. 42 Правил №861 той сетевой организации, к электрическим сетям которой присоединяются объекты заявителя.

Следовательно, п. 41 Правил №861 регламентированы случаи, при наступлении которых сетевая организация обязана подать заявку в смежную сетевую организацию. При этом, указанным пунктом и иными положениями Правил №861 не предусмотрено императивного запрета для нижестоящей сетевой организации подавать заявку при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 2 Правил №861.

Указанное согласуется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 25.11.2019 №ВК/96645/19, согласно которой нижестоящая сетевая организация, невзирая на наличие (отсутствие) обстоятельств, упомянутых в п. 41 Правил, вправе подать заявку на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию. Пункт 41 Правил №861 указывает обстоятельства, когда однозначно должна быть подана заявка на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию, но указанные обстоятельства не являются исчерпывающими. Сетевая компания может построить объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач), а затем обратиться за технологическим присоединением таких объектов в смежную сетевую организацию, и смежная сетевая организация не вправе отказать в их присоединении.

Согласно пункту 4 Правил №861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с данными правилами.

Таким образом, законодатель не исключает возможность технологического присоединения линий электропередачи (в том числе воздушных линий) к электрическим сетям в порядке, предусмотренном Правилами №861.

В силу абзаца 10 статьи 3 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии…, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004, "энергопринимающие устройства потребителя" - находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

В соответствии с п. 2.5.2 Правил устройств электроустановок. Издание 7, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 №187 (в ред. от 20.12.2017), воздушная линия электропередачи выше 1 кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). За начало и конец ВЛ (ВЛЗ) принимаются у КТП - место крепления провода к изолятору КТП или место выхода провода из аппаратного зажима.

В связи с изложенным, довод филиала «Ивэнерго» о том, что воздушные линии не могут быть признаны энергопринимающим устройством, не исключает обязанности по осуществлению технологического присоединения выстроенных и существующих в натуре линий электропередач в силу императивного указания п. 4 Правил №861.

Пунктом 7 Правил №861 начало процедуры технологического присоединения предусматривает подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и заключение договора технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п. 6 Правил №861).

Исходя из общего смысла Правил №861, отношения по технологическому присоединению регулируются договором технологического присоединения, заключаемым в соответствии с требованиями Правил №861.

Из совместного толкования положений п. 2, 4 Правил №861 следует, что при осуществлении нового технологического присоединения энергопринимающего устройства, в том числе и линии электропередач, принадлежащих сетевой организации, данная сетевая организация вправе обратиться в смежную сетевую организацию при намерении осуществить технологическое присоединение в порядке раздела II Правил 861 с учетом пункта 12(1) Правил №861.

Согласно п. 10 Правил №861 к заявке, содержание которой предусмотрено п. 9 Правил №861, прилагаются, помимо прочих, следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства.

Из Постановления Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 28.03.2019 №173-п «О предоставлении разрешения на использование части земель кадастрового квартала 37:03:010201 без предоставления земельного участка и установления сервитута..» следует, что АО «ОЭС» разрешено использование части земель кадастрового квартала 37:03:010201 категории «Земли населенных пунктов», государственная собственность на которые не разграничена, площадью 25 кв. м., без предоставления земельного участка и установления сервитута в целях размещения воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ и установки комплексной трансформаторной подстанции по объекту «Строительство ЛЭП-10 кВ и установка КТП для электроснабжения цифровой радиотелевизионной передающей станции, расположенной по адресу: Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Иваньковский».

В Определении Конституционный суд РФ от 26.01.2017 №175-О указал, что норма, принятая в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривает возможность строительства линий электропередачи на земельных участках публичной собственности без предоставления этих участков и установления сервитутов.

Наличие выстроенной воздушной линии 10 кВ и КТП подтверждается выпиской из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Исходя из содержания заявки от 12.08.2019 и приложенных к ней документов, следует, что заявка оформлена в соответствии с положениями п. 12(1) Правил №861, а изложенные в ней сведения подтверждены документально.

Претензий относительно представленного АО «ОЭС» комплекта документов в направленных филиалом «Ивэнерго» письменных ответах не высказано.

В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе, посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (абз. 1 п. 15 Правил №861).

Следовательно, исходя из указанных положений п. 15 Правил №861, сетевая организация обязана рассмотрев заявку в установленные сроки направить для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Доводы филиала «Ивэнерго» относительно порядка исполнения АО «ОЭС» мероприятий по технологическому присоединению объектов ФГУП «РТРС» не свидетельствуют о правомерности принятого ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» решения, исходя из оснований и обстоятельств, поданной заявки.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» 27.06.2008 № 236-э под регистрационным номером 52.1.258 (с изменениями от 10.12.2015 № 1231/5).

Объектом вменяемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, заключается в нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно требований п. 2, 4, 15 Правил №861, выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора технологического присоединения по заявке №125-с/928 от 12.08.2019 с АО «Объединенные электрические сети».

Субъект административного правонарушения – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго».

С субъективной стороны – юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При рассмотренных обстоятельствах можно констатировать тот факт, что обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» требований законодательства, не выявлено. Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме именно Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий, в результате нарушений требований действующего законодательства.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» имело возможность не допустить совершения административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго», выразившиеся в необоснованном уклонении от заключения договора технологического присоединения по заявке от 12.08.2019 №125-с/928 от 12.08.2019 с АО «Объединенные электрические сети», не соответствуют требованиям п. 2, 4, 15 Правил №861, что является нарушением ч. 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – 29.08.2019 (день направления письма от 29.08.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/6776, содержащего отказ в заключение договора технологического присоединения и причины такого отказа).

Дата обнаружения административного правонарушения – 11.12.2019 (дата возбуждения дела).

Место совершения административного правонарушения – 153000, г. Иваново, ул. Крутицкая,8/2 (место нахождения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго»).

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Виновность ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» подтверждается заявкой АО «Объединенные электрические сети» №125-с/928 от 12.08.2019, письмами ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» от 29.08.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/6776, от 25.09.2019 №МР7-ИВЭ/05-1/7521.

Обстоятельствами, смягчающим административную ответственность в рассматриваемом случае, являются: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не установлено.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.

Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» административное правонарушение как малозначительное, не установлено.

При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения было нарушено право заявителя – АО «ОЭС» на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в установленном Правилами порядке.

Административное правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершенного административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении к принятой ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.

Оценивая характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства и строгости предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ наказания, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Руководствуясь ч. 1 ст. 9.21, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» (….) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Неуплата административного штрафа в названный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП).

В соответствии со ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, просим направить должностному лицу, вынесшему постановление (факс: 32-63-60).

Руководитель управления _________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны