Решение б/н Решение по делу №02-30/058 (ответчик- ТУ Росимущества в Иван... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена "10" марта 2011 г.                        город Иваново

В полном объеме решение изготовлено "18" марта 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 02-30/058, возбужденное по признакам нарушения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (153012, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При рассмотрении заявления Прокуратуры Октябрьского района Ивановской области от 29.06.2010 № 13-2010 Ивановским УФАС России было выявлено Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области №22 от 26.01.2010 «О передаче федерального имущества».

 

В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Распоряжения, из состава имущества, находящегося на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании ООО «Контех», изымается имущество гражданской обороны, инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, 1 и передается на забалансовый учет ООО Торговый домъ «Евразия», с последующим заключением договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 

Согласно Акту приема-передачи имущества гражданской обороны защитного сооружения №157, находящегося по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, д.1, от 18.02.2010 ООО «Контех» передало, а ООО Торговый домъ «Евразия» (далее – ООО ТД «Евразия») приняло защитное сооружение №157.

 

04 мая 2010 между ООО ТД «Евразия» и территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области был заключен договор №01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Заключение данного договора согласовано с Начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области, о чем свидетельствует соответствующая отметка в договоре.

 

Предметом данного договора является ответственное хранение и безвозмездное пользование ООО ТД «Евразия» средствами коллективной защиты, указанными в приложении №1 к договору, а именно отдельно стоящим защитным сооружением №157, расположенным по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, д.1.

 

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 23.07.2010 №02-30/2159 у ТУ Росимущества в Ивановской области, письмом 30.09.2010 №02-30/2822 у Главного управления МЧС России по Ивановской области и письмом от 23.07.2010 №02-30/2160 у ООО ТД «Евразия» запрошены информация и документы, необходимые для установления процедуры предоставления имущества гражданской обороны в безвозмездное пользование коммерческой организации.

 

В ответе (исх. № 09-4459 от 12.08.2010) на запрос Ивановского УФАС России ТУ Росимущества в Ивановской области сообщило, что решение о передаче защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер <...> обществу с ограниченной ответственностью ТД «Евразия» принято на основании заключения Главного управления МЧС России по Ивановской области от 21.12.2009 № 6508-3-2-21. На основании Акта приема-передачи данного объекта от 18.02.2010 ТУ Росимущества в Ивановской области с участием Главного управления МЧС России по Ивановской области заключен договор с ООО ТД «Евразия» о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 04.05.2010 № 01/10. Данный договор по своей правовой природе является договором ответственного хранения объектов мобилизационного назначения, в соответствии с которым пользователь обеспечивает сохранность защитного сооружения и принимает меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению. По мнению ТУ Росимущества в Ивановской области заключение подобных договоров осуществляется без проведения конкурса или аукциона, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающим размещение заказа на работы по мобилизационной подготовке у единственного поставщика.

 

В ответе (вх. № 2814 от 18.08.2010) на запрос Ивановского УФАС России ООО ТД «Евразия» сообщило, что в 2009 году данным обществом был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 37:24:020130:58 общей площадью 1704 кв. метра. Этот участок предназначен под строительство автозаправочной станции. На нем также расположен спорный объект гражданской обороны. Сооружение находилось в плачевном состоянии и никак не использовалось предыдущим пользователем ООО «Контех». ООО ТД «Евразия» обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с предложением о передаче обществу в безвозмездное пользование данного защитного сооружения с условием приведения его в рабочее состояние, в результате чего и был заключен соответствующий договор. ООО ТД «Евразия» готово безвозмездно отремонтировать и содержать в готовности защитное сооружение.

 

В ответе (исх. № 7282-3-2-21 от 11.10.2010) на запрос Ивановского УФАС России Главное управление МЧС России по Ивановской области сообщило, что договор №01/10 от 04 мая 2010 согласован Главным управлением МЧС России по Ивановской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». В 2009 году по инициативе ТУ Росимущества в Ивановской области проводилась проверка имущества гражданской обороны, инвентарный номер <...> , расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, 1, в которой сотрудники Главного управления МЧС России по Ивановской области принимали участие, как консультанты. На момент проверки указанное имущество находилось в хозяйственном ведении ООО «Контех». Акт по результатам проверки не составлялся и в адрес Главного управления направлен не был. Общее состояние данного защитного сооружения с момента указанной проверки до передачи другому хозяйствующему субъекту не изменялось и оценивалось как не готовое к приему укрываемых. Других контрольно-ревизионных проверок данного объекта не проводилось.

 

В результате анализа, представленных ТУ Росимущества в Ивановской области, Главным управлением МЧС России по Ивановской области и ООО ТД «Евразия» документов, установлено следующее.

 

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества №04-5536 от 01.10.2010 «отдельно стоящее убежище (класс А-III) (мобилизационное имущество)», общей площадью 190 кв.м., реестровый номер федерального имущества П12390001327, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, д.1, является собственностью Российской Федерации.

 

Договор №01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно представленным пояснениям, заключен без проведения торгов в форме конкурса или аукциона. В связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 данного договора, имущество гражданской обороны передается ООО ТД «Евразия» в безвозмездное пользование, спорный договор является договором безвозмездного пользования. Кроме того, о безвозмездном характере договора свидетельствует и то, что он не содержит каких-либо условий о его возмездности.

 

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

 

В Ивановское УФАС России не поступало заявлений от ТУ Росимущества в Ивановской области о даче согласия антимонопольного органа на предоставление преференции в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

 

Кроме того, спорный договор не подпадает под исключения, предусмотренные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющие уполномоченному органу заключить договор безвозмездного пользования государственным имуществом с тем или иным хозяйствующим субъектом без проведения конкурса или аукциона.

 

В связи с тем, что ТУ Росимущества в Ивановской области передало ООО ТД «Евразия» по договору №01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 04.05.2010 имущество гражданской обороны инвентарный номер <...> без проведения конкурса или аукциона, Распоряжение ТУ Росимущества в Ивановской области №22 от 26.01.2010 «О передаче федерального имущества», в соответствии с которым заключен данный договор, содержит  признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 21.10.2010 № 184 возбуждено дело № 02-30/058 по признакам нарушения территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии от 25 ноября 2010 представитель ТУ Росимущества в Ивановской области сообщила о том, что на рассмотрении Арбитражного суда Ивановской области находится дело № А17-3872/2010 по исковому заявлению первого заместителя прокурора Ивановской области о признании недействительным договора №01/10 от 04.05.2010 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключенного между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области и ООО Торговый домъ «Евразия», на основании нарушения требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Решением суда по данному делу от 01.11.2010 договор № 01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, признан недействительным. Решение суда по данному делу не вступило в законную силу. На основании изложенного, представитель ответчика заявила ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 02-30/058 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-3872/2010, в связи с его обжалованием в апелляционном порядке.

 

Комиссией данное ходатайство удовлетворено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, определением от 25.11.2010 Комиссия приостановила рассмотрение дела № 02-30/058 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-3872/2010, в связи с его обжалованием в апелляционном порядке.

 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу № А17-3872/2010, поступившим в Ивановское УФАС России 11.01.2010, решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2010 по делу № А17-3873/2010 оставлено без изменений, а апелляционная жалоба территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области – без удовлетворения.

 

В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением от 13 января 2011 Комиссия возобновила рассмотрение дела № 02-30/058 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На заседании Комиссии от 10.03.2011 представитель ТУ Росимущества в Ивановской области пояснила, что, несмотря на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2010 по делу № А17-3872/2010, которым спорный договор признан недействительным, ТУ Росимущества в Ивановской области занимает прежнюю позицию. Договор №01/10 от 04.05.2010 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны не является договором аренды, а представляет собой договор хранения. Вследствие этого, по мнению ТУ Росимущества в Ивановской области, на данные правоотношения не распространяется действие Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако, во исполнение решения Арбитражного суда Ивановской области данный договор расторгнут, переданное имущество гражданской обороны возвращено по акту приема-передачи. Возможно, данная ситуация возникла вследствие несовершенства действующего законодательства. По мнению представителя ТУ Росимущества в Ивановской области все условия спорного договора свидетельствуют о том, что объект гражданской обороны передан хозяйствующему субъекту в целях мобилизационной подготовки и о том, что данный договор направлен на реализацию мероприятий гражданской обороны.

 

Представитель Главного управления МЧС России по Ивановской области на рассмотрение дела № 02-30/058 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом в письме от 10.03.2011 № 1235-14-08 Главное управление МЧС России по Ивановской области пояснило следующее. Целью спорного договора является сохранность защитного сооружения, поддержание его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Данный договор является типовым договором, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». В соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. К указанным объектам и имуществу относятся и отдельно стоящие убежища гражданской обороны. По своей правовой природе спорный договор является договором ответственного хранения.

 

Представитель ООО ТД «Евразия» на рассмотрение дела №02-30/058 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

 

Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации согласно пункту 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 4.1 «Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области», утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 года № 49, территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 

Функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере в соответствии с пунктом 1, подпунктом 10 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, осуществляет федеральный орган исполнительной власти - МЧС России.

 

Таким образом, при наличии разрешения правомочных государственных органов о возможности передачи объекта гражданской обороны для использования в мирное время по предусмотренному правовыми актами назначению, территориальное управление Росимущества обладает полномочиями по передаче объектов гражданской обороны в безвозмездное пользование юридическим лицам, при условии соблюдения установленной действующим законодательством процедуры заключения подобных договоров.

 

Заключение спорного договора с коммерческой организацией согласовано с Начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области, о чем свидетельствует соответствующая отметка в договоре. При этом данный договор заключен с нарушением предусмотренной действующим законодательством процедуры в силу следующего.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены в статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением ряда случаев предоставления указанных прав на такое имущество.

 

Рассматриваемый договор является договором безвозмездного пользования. Объект гражданской обороны, переданный ТУ Росимущества в Ивановской области в безвозмездное пользование ООО ТД «Евразия», является имуществом казны Российской Федерации, учтен в реестре федерального имущества на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

 

Доводы ТУ Росимущества в Ивановской области о том, что к отношениям, возникшим между территориальным управлением Росимущества и ООО Торговый домъ «Евразия», вследствие заключения договора № 01/10 от 04.05.2010 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, не применим порядок, установленный статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, не соответствуют действующему законодательству.

 

ООО Торговый домъ «Евразия» в соответствии с пунктом 1.1 Устава является юридическим лицом – коммерческой организацией, Уставный капитал которого разделен на доли, созданным в целях извлечения прибыли, то есть является хозяйствующим субъектом, на которого распространяется действие Закона о защите конкуренции.

 

Возможность передачи государственного имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурса или аукциона, в качестве исключения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3 «О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и сооружений». В соответствии с пунктом 1 данного Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений:

- закрепление их на праве оперативного управления за федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными казенными предприятиями;

- закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями;

- передачу их во владение и (или) в пользование в установленном порядке.

 

ООО ТД «Евразия» не относится к числу субъектов, которым территориальный орган Росимущества, руководствуясь данным Постановлением, мог бы без проведения конкурса или аукциона передать соответствующее государственное имущество в безвозмездное пользование, соответственно порядок предоставления государственного имущества, установленный данным нормативно-правовым актом к ООО ТД «Евразия» не применим.

 

Доводы ТУ Росимущества в Ивановской области и Главного управления МЧС России по Ивановской области о том, что спорный договор заключен без проведения конкурса или аукциона на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями» (далее – Положение), не состоятельны в силу следующего.

 

Нормы данного Положения связаны с решениями о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, не подлежащие приватизации. На основании указанного Положения объекты гражданской обороны могут передаваться по договору организациям, созданным в процессе приватизации, ответственным за содержание названных объектов.

 

Применение по аналогии к возникшим правоотношениям положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 в подтверждение правомерности передачи отдельно стоящего убежища гражданской обороны в безвозмездное пользование и на хранение ООО ТД «Евразия», не может быть признано обоснованным, поскольку ООО ТД «Евразия» согласно его учредительным документам не является организацией, созданной в процессе приватизации, на балансе которой находился указанный объект, и в связи с этим названное общество не является организацией, ответственной за сохранение такого объекта.

 

Таким образом, рассматриваемый договор не подпадает под исключения, предусмотренные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, ТУ Росимущества в Ивановской области могло заключить его только по результатам проведения конкурса или аукциона.

 

Из представленных ТУ Росимущества в Ивановской области пояснений следует, что при заключении данного договора государственный орган руководствовался Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), предусматривающим размещение заказа на работы по мобилизационной подготовке у единственного поставщика. По мнению ТУ Росимущества в Ивановской области данный договор по своей правовой природе является договором ответственного хранения объектов мобилизационного назначения, в соответствии с которым пользователь обеспечивает сохранность защитного сооружения и принимает меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению, в связи с чем, заключение подобного договора осуществляется без аукциона и конкурса.

 

Данная позиция ТУ Росимущества в Ивановской области не соответствует действующему законодательству в силу того, что условия спорного договора не подпадают под понятие «мобилизационная подготовка», определенное в Федеральном законе от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон о мобилизации).

 

Так в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о мобилизации под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

 

Частью 2 указанной статьи предусмотрено определение мобилизации в Российской Федерации, под которой понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

 

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации среди прочего входят создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время.

 

Согласно условиям заключенного договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, ООО ТД «Евразия» обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по содержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Какой либо комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, и указанный в Законе о мобилизации, в условиях договора не предусмотрен, поэтому при его заключении ТУ Росимущества в Ивановской области не могло руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Кроме того, Закон о размещении заказов, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, предполагает выделение средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных источников финансирования для обеспечения потребностей Российской Федерации, государственного заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, либо потребностей субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации.

 

ТУ Росимущества в Ивановской области не представлено доказательств того, что на реализацию спорного договора выделялись средства федерального бюджета или средства внебюджетных источников финансирования. Условия данного договора об этом также не свидетельствуют. Поэтому, договор №01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 04.05.2010 не подпадает под сферу регулирования Закона о размещении заказов.

 

Таким образом, в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение подобного договора и передача имущества гражданской обороны хозяйствующим субъектам в безвозмездное пользование должна осуществляться только по результатам проведения конкурса или аукциона, при наличии разрешения правомочных государственных органов о возможности передачи объекта гражданской обороны для использования в мирное время по предусмотренному правовыми актами назначению.

 

Данная позиция отражена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №17653/08 от 12.05.2009, которым установлено, что право Росимущества в лице его территориальных управлений на распоряжение объектами гражданской обороны путем совершения без проведения конкурса сделок о передаче таких объектов на хранение и в пользование частным коммерческим организациям не предусмотрено законодательством.

 

Предоставление одному из хозяйствующих субъектов - ООО ТД «Евразия» - имущества гражданской обороны без проведения конкурса или аукциона создает ему преимущественные условия доступа к государственному имуществу.

 

Кроме того, передача имущества гражданской обороны в пользование отдельным хозяйствующим субъектам, без соблюдения установленной действующим законодательством процедуры, не способствует поддержанию подобного имущества в рабочем состоянии, а наоборот приводит к ухудшению его состояния в результате ненадлежащей эксплуатации.

 

Так, согласно письму Главного управления МЧС России по Ивановской области от 21.12.2009 № 6508 3-2-21, объект гражданской обороны инвентарный № 157, до передачи его в пользование ООО ТД «Евразия» находился в пользовании ООО «Контех» по такому же договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. ООО «Контех» эксплуатировало переданное ему имущество с нарушением действующего законодательства. Мероприятия по повышению готовности к приему укрываемых в течение всего периода пользования ООО «Контех» не проводило, доступ к сооружению был открыт, вследствие чего в нем была устроена свалка мусора и приют для лиц без определенного места жительства.

 

Следовательно, заключение договора безвозмездного пользования в отношении рассматриваемого имущества гражданской обороны должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, по результатам проведения конкурса или аукциона. Несоблюдение указанного требования является нарушением антимонопольного законодательства.

 

ТУ Росимущества в Ивановской области заключило с ООО ТД «Евразия» договор №01/10 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 04.05.2010 без проведения конкурса или аукциона, что является нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В ходе рассмотрения дела представитель ТУ Росимущества в Ивановской области сообщила о том, что договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 04.05.2010 № 01/10 на основании Распоряжения от 12.11.2010 № 447 расторгнут. Имущество гражданской обороны инвентарный № 157, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 1 по акту приемки-передачи от 19.11.2010 принято ТУ Росимущества в Ивановской области. В подтверждение данных обстоятельств, представителем ТУ Росимущества в Ивановской области представлены копии соответствующих документов.

 

Таким образом, ТУ Росимущества в Ивановской области добровольно устранило нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что является основанием для прекращения рассмотрения дела.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, выразившиеся в передаче в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту ООО Торговый домъ «Евразия» (<…>) имущества гражданской обороны (инвентарный номер <...> , расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Тимирязева, 1) на основании Распоряжения № 22 от 26.01.2010 «О передаче федерального имущества», в соответствии с которым, без проведения конкурса или аукциона, заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, нарушением части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2.      Прекратить рассмотрение дела №02-30/058 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

3.      В связи с добровольным устранением территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предписание не выдавать.

 

4.      Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела № 02-30/058 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны