Решение №037/06/42-315/2023 (07-15/2023-157) о признании жалобы ООО «ОГИС ТРЕЙД» на действия ОСФР по Иван... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №037/06/42-315/2023 (07-15/2023-157)

Дата оглашения решения: 09 июня 2023 года                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 15 июня 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ООО «ОГИС ТРЕЙД» (далее – Заявитель, Общество) – <…>

ОСФР по Ивановской области (далее – Заказчик) – <…>,

рассмотрев жалобу ООО «ОГИС ТРЕЙД» на действия ОСФР по Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку абсорбирующего белья, подгузников (извещение 0233100000123000065), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

02.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «ОГИС ТРЕЙД» на действия ОСФР по Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку абсорбирующего белья, подгузников (извещение 0233100000123000065).

Согласно жалобе Заявителя, Заказчик указал в инструкции по заполнению заявки извещения о проведении закупки требования, предусматривающие предоставление в составе заявке конкретных показателей предлагаемого товара. Так, в заявке необходимо указать показатели товара по следующим характеристикам, установленным в описании объекта закупки: «Полное влагопоглощение», «Обратная сорбация». Вместе с тем, данные показатели товара возможно установить только при проведении приемо-сдаточных испытаний. Таким образом, для составления своего предложения участникам закупки необходимо иметь товар в наличии. Следовательно, указанные требования извещения о закупке накладывают на участников закупки непредусмотренную законом обязанность и ограничивают возможность участия в закупке.

ОСФР по Ивановской области в своих возражениях с доводами жалобы не согласилось и просило признать жалобу необоснованной.

Рассмотрев представленные ООО «ОГИС ТРЕЙД», ОСФР по Ивановской области документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

29.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

(www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0233100000123000065 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку абсорбирующего белья, подгузников. 02.06.2023 на официальном сайте размещено измененное извещение о закупке.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • начальная (максимальная) цена контракта – 15 725 400 руб.;
  • дата и время окончания подачи заявок – 06.06.2023 13:29;
  • в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2023 №ИЗК1 по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме было подано 2 заявки. Все участники закупки и их заявки были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было принято решение о признании победителем закупки участника идентификационным номером 114374206.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Описание объекта закупки размещается в виде отдельного электронного файла.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В приложении №3 к извещению о проведении закупки, размещенному на официальном сайте 29.05.2023, содержится следующий порядок описания участниками закупки своего предложения о товаре:

 

Наименование товара (работы, услуги

Описание функциональных и технических характеристик

Наименование по коду КТРУ, код КТРУ

22-01-07

Подгузники для взрослых, размер "S" (объем талии/бедер до 90 см) (данная характеристика является неизменной), с полным влагопоглощением не менее 1400 г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию), обратная сорбция не более 4,4г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не более», соответствующее данному условию), скорость впитывания не менее 2,3 см3(участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию)

Подгузники              для

взрослых

КТРУ 17.22.12.13000000001

22-01-09

Подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии/бедер до 120 см) (данная характеристика является неизменной), с полным влагопоглощением не менее 1800 г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию), обратная сорбция не более 4,4г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не более», соответствующее данному условию), скорость впитывания не менее 2,3 см3(участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию)

Подгузники              для

взрослых

КТРУ 17.22.12.13000000001

22-01-11

Подгузники для взрослых, размер "L" (объем талии/бедер до 150 см) (данная характеристика является неизменной), с полным влагопоглощением не менее 2000 г(участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию), обратная сорбция не более 4,4г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не более», соответствующее данному условию), скорость впитывания не менее 2,3 см3(участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию)

Подгузники              для

взрослых

КТРУ                     17.22.12.13000000001

22-01-13

Подгузники для взрослых, размер "XL" (объем талии/бедер до 175 см) (данная характеристика является неизменной), с полным влагопоглощением не менее 2800 г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию), обратная сорбция не более 4,4г (участники в своих заявках должны указать значение без слов «не более», соответствующее данному условию), скорость впитывания не менее 2,3 см3/с(участники в своих заявках должны указать значение без слов «не менее», соответствующее данному условию)

Подгузники              для

взрослых

КТРУ                     17.22.12.13000000001

В соответствии с п. 1 «ГОСТ Р 55082-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 55082-2012), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № от 14.11.2012 №780-ст, настоящий стандарт распространяется на бумажные подгузники (далее - подгузники), предназначенные для впитывания и удерживания мочи (далее - жидкости), используемые для ухода за больными, страдающими недержанием мочи средней и тяжелой степени, лежачими больными, а также в других случаях, и устанавливает требования к их качеству.

Согласно пп. 3.14, 3.15 п. 3 ГОСТ Р 55082-2012 полное влагопоглощение – максимальное количество жидкости, которое может впитать подгузник без приложения внешней нагрузки; обратная сорбция – количество жидкости, выделяемое из подгузника под воздействием внешней нагрузки (давления).

На основании п 5.10.2 ГОСТ Р 55082-2012 показатели, обеспечивающие функциональное назначение подгузников, должны соответствовать требованиям, указанным следующей таблице:

Значение показателя для подгузников видов и групп

Метод испытаний

для средней степени недержания

для тяжелой степени недержания

Свер

 

 

 

 

 

 

 

хмал ые,

малы е

Средн ие

Большие, сверхболь шие

Сверх малые

Малы е

Средние

Большие

Сверхбольшие

 

1000

1300

1450

1200

1400

1800

2000

2800

По 7.3 настоящего стандарта

120

220

330

240

300

440

500

560

По 7.4 настоящего стандарта

4,4

По 7.5 настоящего стандарта

2,3

По 7.6 настоящего стандарта

В п. 6 ГОСТ Р 55082-2012 указаны следующее положения: «Подгузники предъявляют к приемке партиями. За партию принимают определенное количество подгузников одной группы, вида, варианта размерного ряда, конструкции, технического и декоративного исполнений, изготовленное из одних материалов и оформленное одним документом о качестве. Партия должна сопровождаться документом о качестве, который должен содержать результаты проведенных испытаний или подтверждение соответствия подгузников требованиям настоящего стандарта. Приемо-сдаточные испытания каждой партии на соответствие подгузников требованиям настоящего стандарта проводят, в том числе, по указанной таблице».

Таким образом, определить точное значение полного влагопоглощения и обратной сорбции возможно только после проведения приемо-сдаточных испытаний. Следовательно, указанные показатели станут известны участникам закупки только после закупки предполагаемого к поставке товара.

При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Аналогичные положения содержаться в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

Таким образом, установив в извещении о проведении закупки требования о предоставлении в составе заявок на участие в закупке точных показателей товара по характеристикам «Полное влагопоглощение», «Обратная сорбация», Заказчик нарушил положения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку данные сведения невозможно определить без получения документов приемо-сдаточных испытаний, содержащих качественные характеристики партии товара, что ограничивает возможность участия в закупочной процедуре.

В рамках внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России были рассмотрены дополнительные доводы Общества. Так, представитель Заявителя указал, что Заказчик разместил на официальном сайте измененное извещение о проведении закупки с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе. Срок для подачи заявки на участие в закупке был продлен Заказчиком на срок, не предусмотренный Законом о контрактной системе. Кроме того, представитель указал на нарушения, допущенные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С учетом указанных положения Закона о контрактной системе, жалоба была направлена по подведомственности в Управление Федерального казначейства по Ивановской области для рассмотрения.

Относительно нарушения срока размещения измененного извещения о закупке Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 42 Закон о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным ч. 5 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:

  1. при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
  2. при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
  3. при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
  4. при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.

Срок окончания подачи заявок, указанный в изначальном извещении о закупке, – 05.06.2023 10:00. Таким образом, с учетом положений с ч. 4 ст. 42 Закон о контрактной системе, последний день для размещения измененного извещения – 01.06.2023. Как указано, выше измененное извещение размещено на официальном сайте 02.06.2023, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 42 Закон о контрактной системе. Вместе с тем, срок для подачи заявок был продлен до 06.06.2023, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Дополнительно Ивановское УФАС России отмечает следующее.

Положения инструкции по заполнению заявки на участие в закупке извещения о запросе котировок в электронной форме, ограничивающее возможность участия в закупке, фактически были исправлены Заказчиком, путем формирования и размещения на официальном сайте 02.06.2023 измененного извещения о проведении закупки. Кроме того, нарушения срока размещения измененного извещения о закупке на официальном сайте нивелируется действиями Заказчика, выраженными в установлении правомерного срока для подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2, 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст.

99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «ОГИС ТРЕЙД» на действия ОСФР по Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку абсорбирующего белья, подгузников (извещение 0233100000123000065) обоснованной.
  2. Установить в действиях ОСФР по Ивановской области нарушения п. 3 ч. 2ст. 42, ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе.
  3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны