Решение №037/06/33-418/2022 (07-15/2022-144) Решение по жалобе ООО «Медспектр» на действия ОБУЗ «Ивановск... от 22 августа 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №037/06/33-418/2022 (07-15/2022-144)

 

Дата оглашения решения: 19 августа 2022 года                                               город Иваново

Дата изготовления решения: 22 августа 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:

ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» (далее - Заказчик): <…>,

в отсутствие представителей ООО «Медспектр» (далее – Заявитель, Общество), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанные лица уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),

 

рассмотрев жалобу ООО «Медспектр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации» (извещение 0133200001722002495), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.08.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО «Медспектр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации» (извещение 0133200001722002495).

 

В своей жалобе Заявитель указывает, что по позиции 5 раздела «Спецификация» извещения о закупке «Система физиотерапевтическая для электростимуляции, с питанием от сети» описанию соответствует товар единственного производителя – Аппарат физиотерапевтический «HIVAMAT» в исполнении HIVAMAT 200 Evident, по РЗН 2017/5597 12.04.2017, производства «ФИЗИОМЕД Электромедицин АГ», Германия.

Характеристикой, указывающей на конкретный вид оборудования, является: встроенная система защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения.

На официальном сайте Росздравнадзора в открытом доступе опубликована инструкция по эксплуатации Аппарата физиотерапевтического «HIVAMAT», подтверждающая наличие встроенной системы защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения.

Согласно информации с сайта компании представителя производителя на территории Российской Федерации: https://beka.ru/katalog/fizioterapiya/spetsializirovannye-apparaty/khivamat-200-evident/ в аппарате физиотерапевтическом «HIVAMAT» реализован запатентованный вид терапии, который основывается на эффектах электростатического поля вызывать глубоко проникающее вибрирующее или пульсирующее воздействие на ткани, что свидетельствует об уникальности данного физиотерапевтического аппарата.

 

Также Общество указывает на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу, а также его представители на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» не согласно с доводами Заявителя, нарушений при проведении закупки допущено не было.

На заседании рабочей группы для закупки оборудования по реализации мероприятия региональной программы Ивановской области «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» в части мероприятий «Оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации» ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» было решено для закупки системы физиотерапевтической с питанием от сети приобрести аппарат: с электростатическим полем, вызывающим «глубокую осцилляцию тканей», которая оказывает стимулирующее влияние на нервно-рецепторный аппарат, локально расположенные кровеносные и лимфатические сосуды, регулирует тонус мышц и применяется при нарушениях венозного кровообращения, отечном синдроме, нарушении тонуса мышц и др.

Для обоснования применения электростатического поля и его положительного лечебного эффекта использовалось учебное пособие «Применение низкочастотного электростатического поля в клинической практике». В данном учебном пособии приведена сравнительная характеристика аппаратов с электростатическим полем двух производителей, а именно: аппарата электростатического массажа «ЭЛГОС» и аппарата электростатического массажа «ХИВАМАТ-200». Согласно учебному пособию указанные аппараты низкочастотной электростатической терапии практически идентичны по всем своим основным техническим характеристикам (частоте и форме импульсов, изменению соотношения между длительностью импульса и паузы, наличию ручных аппликаторов и др.) и лечебным возможностям.

Учитывая изложенное, Заказчиком использовались характеристики, соответствующие оборудованию двух производителей. В обоснование указанной позиции Заказчиком также был представлен паспорт на аппарат электростатического массажа «ЭЛГОС».

Вместе с тем, низкочастотное электростатическое поле – это мощный физический фактор воздействия на организм. Превышение / изменение времени и частоты воздействия физического фактора может оказать неблагоприятное воздействие на пациента и привести к серьезным осложнениям. Система физиотерапевтическая для электростимуляции оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека. При установлении конкретных требований к предмету закупки главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий во время ее использования.

Встроенная система защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения контролирует безопасность всех действий, блокирует ошибочные действия и исключает возможность возникновения непредвиденных ситуаций (перепады напряжения в электрической сети, «человеческий фактор» и т.п.). Например, при использовании низкочастотного электростатического поля с целью нормализации тонуса и улучшения трофики паретичных мышц при превышении времени и параметров воздействия возможно развитие спастического синдрома, нарушении функции вегетативной нервной системы (нестабильность гемодинамики, возможность инфарктов, повторных инсультов и т.п.), декомпенсации хронических заболеваний и ухудшения состояния пациентов. В связи с чем, встроенная система защиты является конструктивной особенностью аппарата, необходимой Заказчику, значительно улучшающей конструкцию прибора, увеличивающей его безопасность.

 

Рассмотрев представленные ООО «Медспектр», ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» документы, заслушав представителей Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

01.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере .закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001722002495 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации». 10.08.2022 на официальном сайте было опубликовано измененное извещение о проведении закупки.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, внесенными в него изменениями, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 5 456 272 руб. 50 коп.;

- дата и время окончания срока подачи заявок – 15.08.2022 08:00;

- дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.08.2022;

- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.08.2022;

- на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и признания аукциона несостоявшимся (№0133200001722002495) от 17.08.2022 по окончании срока подачи заявок была подана единственная заявка на участие в электронном аукционе (ООО «ИВИТА»), которая была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из буквального толкования положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом включение заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно разделу «Спецификация» извещения о закупке объектом закупки является, в том числе система физиотерапевтическая для электростимуляции, с питанием от сети, указанная система должна иметь встроенную систему защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения.

Проанализировав представленные сведения, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что доказательств, подтверждающих, что на товарном рынке имеется товар, соответствующий описанию объекта закупки, например, двух производителей товара, Заказчиком не представлено. Так, сведений о том, что аппарат электростатического массажа «ЭЛГОС» соответствует всем характеристикам объекта закупки, в частности имеет встроенную систему защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения, Заказчиком представлено не было. Комиссия Ивановского УФАС России не может согласиться с Заказчиком, указывающим на п. 4.4.4 паспорта на аппарат электростатического массажа «ЭЛГОС», в обоснование наличия у указанного аппарата встроенной системы защиты. Согласно п. 4.4.4 паспорта на аппарат электростатического массажа «ЭЛГОС» микропроцессор постоянно контролирует безопасность всех действий, блокирует ошибочные действия, проводит после включения процедуру самотестирования. Указанная функция не доказывает наличие у аппарата «ЭЛГОС» встроенной системы защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения.

Вместе с тем, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупки, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако Заказчиком должны быть установлены только такие требования к товарам, которые принципиально важны и необходимы для Заказчика, являются для него значимыми, обусловлены его потребностями.

В рассматриваемом случае также необходимо учитывать, что в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.

На основании указанных положений Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Заказчиком были установлены характеристики к медицинскому оборудованию с учетом конструктивных и технологических особенностей, имеющих принципиальную значимость для Заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания качественной медицинской помощи.

На основании указанного выше, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Заказчиком обоснована потребность в установлении встроенной системы защиты от превышения дозировки и времени воздействия при выборе встроенной программы лечения в базовом меню лечения системы физиотерапевтической для электростимуляции.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

К своей жалобе доказательств отсутствия на рынке системы физиотерапевтической для электростимуляции, соответствующей описанию объекта закупки, и невозможности исполнения контракта Обществом и (или) другими участниками рынка, Заявителем представлено не было.

Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товаров с определенными техническими характеристиками, а не их изготовление. В свою очередь поставку данного товара может осуществить любое юридическое или физическое лицо, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также специфику рода деятельности Заказчика, отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении указанной закупки.

 

В отношении довода Заявителя о нарушении Закона о защите конкуренции Комиссия Ивановского УФАС России отмечает следующее. Рассмотрение заявлений в рамках Закона о защите конкуренции осуществляется по регламентированной процедуре, в порядке, установленном данным законом. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Медспектр» на действия ОБУЗ «Ивановский областной клинический центр медицинской реабилитации» при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования в рамках реализации мероприятия «Оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации» (извещение 0133200001722002495) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны