Решение №037/06/104-224/2022 об отказе включения сведений, представленных ОГБПОУ «Ивановс... от 25 мая 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

РНП - №37-035 по делу № 037/06/104-224/2022 (07-02/2022-035)

об отказе включения сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Дата принятия решения: 20 мая 2022 года                                                            город Иваново

Дата изготовления решения: 25 мая 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <…>,

 

в отсутствие представителей ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» (далее – Заказчик, Заявитель), ООО «Проектно-строительная компания №5» (далее – Общество, Подрядчик) (информация о месте, дате и времени рассмотрения обращения была своевременно направлена указанным лицам),

 

на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»),

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 13.05.2022 от ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» поступило обращение о включении сведений об ООО «Проектно-строительная компания №5» (ИНН: 3702162618; 153000, Ивановская область, г. Иваново, ул. Жарова, д. 3), директоре Общества – <…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ (оказание услуг) на проектно-изыскательские работы для проведения капитального ремонта здания и благоустройству прилегающей территории (электронный аукцион 0133200001722000357, реестровый номер контракта 2372901073222000002) в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные ООО «Проектно-строительная компания №5», ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» документы, проведя внеплановую проверку, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.

24.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) было размещено извещение 0133200001722000357 о проведении электронного аукциона на выполнение работ (оказание услуг) на проектно-изыскательские работы для проведения капитального ремонта здания и благоустройству прилегающей территории.

Победителем электронного аукциона было признано ООО «Проектно-строительная компания №5».

По итогам проведения указанной закупки 21.03.2022 ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» и ООО «Проектно-строительная компания №5» был заключен контракт №33-псд на выполнение работ (оказание услуг) на проектно-изыскательские работы для проведения капитального ремонта здания и благоустройству прилегающей территории (далее – Контракт).

В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы (оказать услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему.

Согласно п. 4 Технического задания (Приложение №1 к Контракту срок выполнения работ (оказания услуг): с даты подписания контракта по 31.03.2022..

На основании пп. 2.1 п. 5 Технического задания контрактом предусмотрены следующие работы:

- визуальное и инструментальное обследование, обмерные работы несущих конструкций, фундаментов, кровли, стен, полов, лестниц, перекрытий и здания, а так же внутренних инженерных сетей здания водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, электроснабжения, слаботочные сети;

- строительно-монтажные работы по частичному вскрытию отделки строительных конструкций для определения категории технического состояния (в случае необходимости);

- составление отчёта технического обследования объекта капитального строительства с качественными характеристиками дефектов, включая информацию по частичному вскрытию отделки строительных конструкций для определения категории технического состояния, определения скрытых дефектов и сопутствующих видов работ, согласно требований настоящего задания на проектирование;

- составление дизайн-проект помещений;

- составление проектной документации и разработка рабочей документации.

31.03.2022 Общество представило Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ. Однако Заказчик отказал в принятии работ, поскольку проектная документация (результат выполнения работ) была представлена в объеме, который не соответствовал требованиям контракта.

18.04.2022 Заказчик направил Обществу почтовым отправлением претензию №316 от 18.04.2021, в которой Заявитель указал, что контрактом установлен срок для выполнения работ, а именно 31.03.2022. По состоянию на 15.04.2022 Подрядчик не выполнил предусмотренные контрактом обязательства в полном объеме. На основании изложенного, в связи с нарушением срока выполнения работ, Заказчик потребовал от Общества оплатить неустойку (пени) в размере 28 884, 75 руб. Данная претензия была получена Подрядчиком 28.04.2022.

29.04.2022 неустойка была полностью оплачена Подрядчиком, что подтверждается письмом Заказчика №378 от 18.05.2022.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с п. 6.4 контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

На основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с невыполнением ООО «Проектно-строительная компания №5» обусловленных Контрактом обязательств, 21.04.2022 ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу пп. «а», «б» п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.07.2021 №360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

26.04.2022 ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» на официальном сайте было размещено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении 21.04.2022.

Как указывалось выше, на основании пп. «б» п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ, Заказчик не позднее дня направления решения размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, Заказчик разместил на официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с нарушением пп. «б» п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ.

29.04.2022 Заказчику поступило письмо Общества №0322-01/ПСД от 28.04.2022, согласно которому работы выполнены Обществом на 80%. Подрядчиком были подготовлены следующие разделы проектной документации: отчет технического обследования, дизайн-проект, проект организации строительства, архитектурно-строительные решения, конструктивные решения и т.д. Нарушение срока выполнения работ было вызвано необходимостью внесения изменений в проектную документацию, поскольку многие строительные товары, предусмотренные проектной документацией, отсутствуют на российском товарном рынке (указанные товары являются иностранной продукцией, производящейся на территории недружественных стран). Кроме того, специализированное программное обеспечение, используемое Подрядчиком для разработки проектной документации, перестало функционировать по причине отзыва лицензий, что также привело к затягиванию исполнения контракта. Вместе с тем, в данном письме Общество сообщило, что 28.04.2022 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено ООО «Проектно-строительная компания №5».

Заказчиком подтверждение вручения Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено 29.04.2022.

На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили с 12.05.2022.

Соответствующая информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте.

Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Заказчик 13.05.2022 направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Согласно пояснениям Общества, направленным в Ивановское УФАС России письмом №0322-03/ПСД от 18.05.2022, Подрядчик 31.03.2022 сообщил Заказчику, что в проектную документацию заложены решения, не отвечающие существующим реалиям, поскольку многие поставщики оборудования, необходимого для осуществления работ, предусмотренных проектной документацией, ушли с российского товарного рынка или существенно завысили цены на свою продукцию. Также ООО «Проектно-строительная компания №5» сообщило Заказчику о готовности доработать проектную документацию и произвести замену дизайнерских решений, с учетом имеющихся аналогов строительных и иных материалов от отечественных производителей, чтобы предусмотренные проектной документацией решения были исполнимы. Заказчик согласился на внесение изменений в проектную документацию. Весь срок - с момента заключения контракта Обществом выполнялись работы и принимались всевозможные меры для надлежащего исполнения контракта, а также оперативно вносились изменения в проектную документацию, с учетом замечаний Заказчика. Общество пыталось своевременно исполнить свои обязательства по контракту, для чего были задействованы все кадровые ресурсы ООО «Проектно-строительная компания №5». Кроме того, Общество сообщило, что в настоящее время работы, предусмотренные контрактом, выполнены в полном объеме и готовы к сдаче. На основании изложенного, Подрядчик просил не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчик в письме №378 от 18.05.2022 указал, что с учетом фактических обстоятельств дела ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» не настаивает на включении сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.

Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения тех или иных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к нарушению прав Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 №139-О, от 07.02.2002 №16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что включение сведений об ООО «Проектно-строительная компания №5» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.

 

Учитывая изложенное, а также то, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

                

1. Сведения, представленные ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» в отношении ООО «Проектно-строительная компания №5» (ИНН: 3702162618; 153000, Ивановская область, г. Иваново, ул. Жарова, д. 3), директора – <…> в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ (оказание услуг) на проектно-изыскательские работы для проведения капитального ремонта здания и благоустройству прилегающей территории, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

2. Установить в действиях ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» нарушение пп. «б» п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ.

 

3. Передать материалы настоящего обращения уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.

 

 

 

 

 

 

Подписи членов Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны