Решение №07-15/2019-040 Решение по жалобе гр. <...> на действия МКУ «Управление дела... от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 07-15/2019-040

 

Дата оглашения решения: 12 марта 2019 года                                                 город Иваново

Дата изготовления решения: 14 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии: <...>;

членов Комиссии: Д<...>,

при участии гр. <...> (далее – Заявитель), а также представителей МКУ «Управление делами Администрации города Иванова» (далее – Заказчик): <...>,

в отсутствие представителей МКУ «Управление муниципальными закупками» (далее – Уполномоченное учреждение) (уведомление о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы было своевременно направлено указанному лицу),

 

рассмотрев жалобу гр. <...> на действия МКУ «Управление делами Администрации города Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля (извещение №0833600000819000082), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04.03.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба гр. <...> на действия МКУ «Управление делами Администрации города Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля (извещение №0833600000819000082).

Согласно первому доводу жалобы описание объекта закупки содержит требования, которые существенным образом не влияют на функциональное качество товара, но вместе с тем влекут ограничение предложений эквивалентных товаров, а также ограничивают число участников закупки в нарушение п. 1 ч 1. ст. 33 Закона о контрактной системе. В части III «Описание объекта закупки» документации о закупке Заказчик указал массогабаритные характеристики, технические характеристики двигателя и трансмиссии, которым соответствует только автомобиль марки Skoda Kodiaq, оборудованный двигателем 2.0ТSI.

В соответствии со вторым доводом жалобы указаны такие характеристики, как: цвет – белый, накладки на порогах дверей, хромированные элементы деталей интерьера, атмосферная светодиодная подсветка салона, хром пакет для боковых стёкол, аудиосистема с количеством динамиков не менее девяти, что приводит к удорожанию предмета закупки и не отвечает уставным целям и задачам бюджетного учреждения, а также не соответствует принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципам обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, установленным ст. ст. 8, 12 Закона о контрактной системе.

 

Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что МКУ «Управление делами Администрации города Иванова» с доводами жалобы не согласно, нарушений при проведении закупки допущено не было.

 

Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным учреждением документы, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, изменениями извещения и документации о закупке:

1) 25.02.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0833600000819000082 о проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля и документация о закупке. 28.02.2019 в извещение и документацию о закупке были внесены изменения;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 2 343 000,00 рублей;

3) дата начала подачи заявок – 25.02.2019;

4) дата и время окончания подачи заявок – 15.03.2019 08:00.

 

Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

На основании п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Закона о контрактной системе функций и полномочий.

Таким образом, документация о закупке разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Извещение и документация о закупке позволяют довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при формировании документации о закупке должны таким образом прописать требования, чтобы закупить товары, работы, услуги, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Вместе с тем, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 7 раздела 1.3 «Информационная карта электронного аукциона» документации о закупке описание объекта закупки – в соответствии с частью III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

В части III «Описание объекта закупки» документации о закупке приведены наименование товаров (материалов), наименование требуемых показателей товаров (материалов), требуемые показатели товаров (материалов), требование к указанию значения показателей товаров (материалов) участником закупки.

В своих возражениях на жалобу гр. Д.А. Корженевского Заказчиком предоставлены сведения, согласно которым установленным в документации о закупке требованиям соответствуют не только Skoda Kodiaq, но BMW, Jaguar. На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика поддержали ранее изложенную позицию и указали, что отдельные автомобили марки Kia также соответствуют потребности Заказчика.

Учитывая изложенное, установленным в документации о закупке требованиям соответствует не только Skoda Kodiaq, но и другие марки автомобилей, первый довод жалобы является необоснованным.

 

Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В части III «Описание объекта закупки» документации о закупке указаны, в том числе следующие характеристики товара:

Цвет

Белый

Акустическая система

не менее 9 динамиков

Хром пакет для боковых стекол

наличие

Накладки на порогах дверей

наличие

Хромированные элементы деталей интерьера

наличие

Атмосферная светодиодная подсветка салона

наличие

12.03.2019 Ивановское УФАС России направило в адрес Заказчика запрос о представлении обоснования потребности Заказчика в установлении в документации о закупке таких характеристик, как: накладки на порогах дверей, хромированные элементы деталей интерьера, атмосферная светодиодная подсветка салона, хром пакет для боковых стекол, аудиосистема с количеством динамиков не менее девяти.

В ответ на указанный запрос МКУ «Управление делами Администрации города Иваново» представило ответ №22/01-05-101 от 12.03.2019, согласно которому:

- накладки на порогах дверей служат для защиты металлических порогов от пескоструя передних колес автомобиля, сколов, механических воздействий, что увеличивает срок службы данных элементов кузова;

-хромированные элементы деталей интерьера (ручки открывания дверей, ручка бардачка, кнопки управления аудиосистемой, подлокотник), служит для увеличения срока службы указанных элементов, преждевременных поломок, вытираний и иных механических воздействий, так как «хром» является более износостойким материалом, чем пластик;

- хром пакет для боковых стекол: автомобили любой марки имеют прилегающие к стеклам резиновые уплотнители, которые со временем преют, при воздействии прямых солнечных лучей становятся более твёрдыми, прекращая выполнять свои функции (оставляя глубокие царапины на стеклах, ухудшая обзорность, которая может привести к аварийной ситуации на дороге), таким образом, хром пакет для боковых стекол продлевает срок службы данных уплотнителей и самих стекол.

- атмосферная светодиодная подсветка служит для освещения пространства снаружи автомобиля при освещении дверей в условиях недостаточной освещенности (безопасность при выходе/входе из транспортного средства в темное время суток);

- аудиосистема с количеством динамиков не менее девяти предназначена для мобильного управления (подчиненными), проведения конференц-связей, использования современных средств коммуникации;

- белый цвет является самым дешевым окрасом для автомобиля, так как остальные цвета требуют дополнительной оплаты (от 20 до 50 тыс. руб.), также белый цвет снижает нагрев салона транспортного средства, что уменьшает расход топлива, исключая длительную работу кондиционера. Окрас в белый цвет является распространенным.

Как было указано выше, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при формировании документации о закупке должны таким образом прописать требования, чтобы закупить товары, работы, услуги, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Документов, подтверждающих ограничение количества участников закупки установленными в аукционной документации требованиями, Заявителем не представлено.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Ивановского УФАС России Заявитель указал, что не собирался участвовать в данной закупке, его права не нарушены установленными требованиями.

Учитывая изложенное, а также потребность Заказчика в установленных в документации о закупке характеристиках, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях МКУ «Управление делами Администрации города Иваново» нарушений Закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу гр. <...> на действия МКУ «Управление делами Администрации города Иванова» при проведении электронного аукциона на поставку легкового автомобиля (извещение №0833600000819000082) необоснованной.

 

2. Отменить приостановление определения поставщика в части заключения контракта (извещение №0833600000819000082).

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:  <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны