Определение №037/01/10-304/2019 Дело по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защит... от 11 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г.Иваново, ул.Жарова, 10; Тел: (4932)32-85-73, факс: 32-63-60; E-mail: to37@fas.gov.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №037/01/10-304/2019 (02-10/2019-005) О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

11 сентября 2019 года г. Иваново

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

09.08.2019 в Ивановское УФАС России из ФАС России (письмо от 09.08.2019 №643р) поступили материалы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Центр Авиа», выразившихся в самостоятельном установлении тарифов на оказание услуг в аэропорту Иваново.

Из представленных материалов следует, что на сайте htt://ivanovo.aero в разделе «Партнерам» размещена вкладка «Тарифы и сборы от 25.05.2019», переходя по которой открывается Приложение №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов, действующих в аэропорту Иваново».

Из Приложения №1 к приказу от 17.05.2019 №59-1 следует, что ООО «Центр Авиа» установлены тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров.

Как следует из приказа №59-1 от 17.05.2019, с 25.05.2019 утверждены следующие тарифы и сборы (Приложение №1):

п/п

Наименование сбора, тарифа

Единица

измерения

Размер сбора (тарифа) без НДС

НДС (в соотв. с законод-м РФ)

Аэронавигационные сборы

1.

Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (Ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5)

руб./тонна

(МВМ)

151,80

не обл.

2.

Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах ОВД (ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна, тонны):

До 2;

Свыше 2 до 5 включительно;

Свыше 5 до 20 включительно;

Свыше 20 до 50 включительно;

Свыше 50 до 100 включительно;

Свыше 100 до 200 включительно;

Свыше 200 до 300 включительно;

Свыше 300 до 400 включительно;

Свыше 400

руб./100 км ортодромичес кого

расстояния

85,20

129.00

235.00

370.00

  1. 892,00 894,50 896,90 899,40

не обл.

Аэропортовые сборы

3.

Сбор за взлет - посадку

(Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по МВМ ВС, со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5)

руб./тонна

1 950,00

не обл.

4.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности

Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по МВМ ВС, со следующими коэффициентами:

ВС до пяти тонн включительно - 0,25;

ВС свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5; самолеты свыше 12 тонн - 1,0; вертолеты свыше 12 тонн - 0,5

руб./тонна

(МВМ)

1 986,00

не обл.

5.

Сбор за сверхнормативную стоянку

Сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов ВС при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки. Для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну более трех часов.

5% от сбора за взлет-посадку, проц/час (МВМ)

 

не обл.

6.

Предоставление аэровокзального комплекса пассажирам:

-прибывающим от 2 до 12 лет

-прибывающим 12 лет и старше

-убывающим от 2 до 12 лет

-убывающим 12 лет старше

-транзитным от 2 до 12 лет

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

500.00

1 000,00

500.00

1 000,00

500.00

Обл.

НДС

Тарифы за наземное обслуживание *

Тарифы за обслуживание коммерческой загрузки ВС

7.

Тариф за обслуживание убывающих пассажиров: от 2х до 12 лет 12 лет и старше

руб./пасс.

руб./пасс.

500,00 1 000,00

Обл.

НДС

8.

Тариф за обработку грузов и почты

руб./кг

5,00

Обл.

НДС

         

9.

Контрольное взвешивание груза

руб./кг

500,00

Обл.

НДС

10.

Тариф за посадку или высадку пассажиров (трап)

руб./трап

70 000,00

Обл.

НДС

11.

Тариф за доставку пассажиров (автобус)

руб./тр.ср.

2 915,00

Обл.

НДС

12.

Тариф за обеспечение бортпитанием (прием и выгрузку с борта ВС съемного оборудования, доставка его к борту ВС и погрузка на борт ВС)

руб./ВС

2 500,00

Обл.

НДС

13.

Тариф за специальное обслуживание убывающих пассажиров (старше двух лет)

руб./пасс.

2 000,00

Обл.

НДС

14.

Тариф за специальное обслуживание прибывающих и транзитных пассажиров (старше двух лет)

руб./пасс.

2 000,00

Обл.

НДС

15.

Тариф за медицинский осмотр членов экипажа

руб./чел.

1 800,00

не обл.

16.

Тариф за доставку экипажа от/к воздушного(му) судна(у) на территории аэропорта

руб./обсл.

10 000,00

Обл.

НДС

Согласно статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (часть 2).

Состав услуг, которые предоставляются потребителям (авиакомпаниям) в аэропортах определен Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила формирования тарифов и сборов), а также Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила взимания платы за обслуживание), утверждены приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ №241).

В соответствии с 1.5 Правил формирования тарифов и сборов аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, определен постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293. Согласно данному Перечню государственному регулированию подлежат:

1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,

2. Предоставление аэровокзального комплекса,

3. Обеспечение авиационной безопасности,

4. Обслуживание пассажиров,

Пунктом 4 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 (далее – Положение), государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.

Как следует из п. 2 Положения, под органами регулирования понимается Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, из п. 5 Положения следует, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Пунктом 7 Положения определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) устанавливается Федеральной антимонопольной службой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 8 Положения).

Порядок расчета предельного уровня сборов и тарифов по видам услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, подлежащих государственному регулированию в соответствии с их перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293, определен в Методических указаниях по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Приказом ФСТ России от 31.10.2014 №238-т/2.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством тарифы и сборы в аэропортах подлежат государственному регулированию уполномоченным органом - ФАС России.

Действующее законодательство не предоставляет права хозяйствующему субъекту права самостоятельного определения тарифа и сбора на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров.

Из пояснений ООО «Центра Авиа» от 23.08.2019 следует, что тарифы на обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, установлены самостоятельно. Установленные ООО «Центр Авиа» тарифы не позволяют получать прибыль, данные тарифы позволяют лишь обеспечить минимальную рентабельность аэропорта Иваново.

Изложенное свидетельствует, что общество в установленном порядке в уполномоченный орган не обращалось, тарифы и сборы установлены приказом генерального директора Общества.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

ООО «Центр Авиа» согласно свидетельству соответствия от 27.03.2018 № АНО.022 является оператором аэропорта Иваново «Южный», имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта от 26.12.2017 №АД00087.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на 27.08.2019, ООО «Центр Авиа» осуществляет основной вид деятельности "Деятельность аэропортовая" (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС №52.23.11), а также дополнительные виды деятельности (в авиационной сфере): предоставление услуг по ремонту, техническому обслуживанию летательных аппаратов, включая косметические (ОКВЭД 33.16); обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения (ОКВЭД 52.23.12); деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом (ОКВЭД 52.23.19).

В соответствии с аналитическим отчетом Ивановского УФАС России от 06.09.2019 ООО «Центр Авиа» в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по: «обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов», «предоставлению аэровокзального комплекса», «обеспечению авиационной безопасности», «обслуживанию пассажиров» в границах территории аэропорта Иваново».

Таким образом, действия ООО «Центр Авиа», выразившиеся в самостоятельном установлении тарифов на обеспечение взлета-посадки, временной стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, подлежащих государственному ценовому регулированию, содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области №__ от 10.09.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Центр Авиа» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 037/01/10-304/2019 (02-10/2019-005) к рассмотрению на 11 час. 00 мин. 08 октября 2019 года по адресу: г. Иваново, ул. Жарова, д. 10, каб. № 411.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №037/01/10-304/2019 (02-10/2019-005) в качестве ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» (территория Лежневское Шоссе, д. 3, Ивановский район, Ивановская область, 153000).

Явка ответчика или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Председатель Комиссии Ф.И.О.

Связанные организации

Связанные организации не указаны