Решение №037/06/64-543/2021 (07-15/2021-242) 1. Признать жалобу ИП на действия Управления развития инфрас... от 8 октября 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(Ивановское УФАС России)

153000, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10; тел: (4932) 32-85-73, факс: (4932) 32-63-60; e-mail: to37@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

№037/06/64-543/2021 (07-15/2021-242)

 

Дата оглашения решения: 05 октября 2021 года                                              город Иваново

Дата изготовления решения: 08 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:

 

 

членов Комиссии: «…»

 

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области (далее – Заказчик): Шамина Кирилла Сергеевича (дов. б/н от 04.10.2021),

в отсутствие ИП (далее – Заявитель) и его представителей, а также представителей ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (информация о содержании жалобы, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения была своевременно направлена указанным лицам),

 

рассмотрев жалобу ИП на действия Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на устройство наружного освещения по улицам п. Лежнево (извещение №0133600001621000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.09.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП на действия Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на устройство наружного освещения по улицам п. Лежнево (извещение №0133600001621000005).

 

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, в документации о закупке установлено, что в первой части заявки на участие в закупке участники закупки должны представить конкретные показатели товаров, указанных в части II «Техническая часть. Техническое задание» документации о закупке, в частности, «светильников светодиодных уличных», «корпуса металлического настенного ЩМП-1-0», «выключателей автоматических», «переключателей BPT-63». Данные товары относятся к используемым товарам и требовать указание конкретных характеристик таких товаров в первой части заявки на участие в закупке неправомерно.

 

Во втором доводе жалобы Общество указывает, что Заказчиком в документации о закупке не установлено дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ №99).

 

Согласно пояснениям Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области по доводам жалобы нарушений при проведении закупки допущено не было. Товары, указанные в документации о закупке, являются поставляемыми по своей природе. При этом Заказчиком документация о закупке сформирована таким образом, чтобы учесть нормы Закона о контрактной системе, а также последние новшества правоприменительной практики, разделяя «поставляемые» и «используемые» товары.

Предметом закупки является устройство наружного освещения. Вместе с тем, такой вид работ, как «устройство освещения» отсутствует в перечне, указанном в Постановлении Правительства РФ №99. Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для применения Постановления Правительства РФ №99.

Вместе с тем, Управление развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района в своих пояснениях просит аннулировать закупку в целях указания Заказчиком в документации о закупке товаров «поставляемых» как «используемых», чтобы позволить участникам закупки в первых частях заявок на участие в закупке указывать исключительно согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

 

Рассмотрев представленные ИП, Управлением развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

 

21.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещено извещение №0133600001621000005 о проведении электронного аукциона на устройство наружного освещения по улицам п. Лежнево, а также соответствующая документация о закупке.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:

- начальная (максимальная) цена контракта – 5 133 587,06 ₽;

- дата и время окончания подачи заявок – 29.09.2021 06:00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 30.09.2021;

- дата проведения аукциона в электронной форме – 01.10.2021;

- согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.09.2021 №0133600001621000005-1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано четыре заявки на участие в нем (с идентификационными номерами 1, 2, 3, 4). По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе было принято решение о допуске только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона (заявка на участие в закупке с идентификационным номером 1).

 

Первый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно п. 4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам (услугам), в том числе к результату работ (оказания услуг) содержатся в Технической части (Техническом задании) – часть II настоящей документации.

В части II «Техническая часть. Техническое задание» документации о закупке указаны конкретные характеристики товаров, в том числе, «Корпуса металлического настенного ЩМП-1-0», «Выключателей автоматических ВА47-29 3Р (4Р) 3А», «Переключателя ВРТ-63 1Р 2Р 3Р 4Р 16А», «Светильника светодиодного уличного».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), указание наименования страны происхождения товара можно требовать в заявке только в отношении поставляемого товара. Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность Заказчика установить требование к составу заявки о предоставлении участником закупки исключительно «согласия» при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается Заказчику (например, при выполнении работ по оклейке обоев, обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ).

Согласно п. 3.2.2 раздела 1.2 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке первая часть заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Также, в п. 3.2.2 раздела 1.2 «Общие условия проведения аукциона в электронной форме» документации о закупке приведена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Как было установлено, в части II «Техническая часть. Техническое задание» документации о закупке перед таблицей, в которой указаны товары (материалы) и их характеристики, указано «содержит требования к поставляемым при выполнении работ товарам».

Однако в таблице указаны, в том числе товары, которые должны использоваться при устройстве наружного освещения по улицам п. Лежнево: «Корпус металлический настенный ЩМП-1-0», «Выключатели автоматические ВА47-29 3Р (4Р) 3А», «Переключатель ВРТ-63 1Р 2Р 3Р 4Р 16А», «Светильник светодиодный уличный».

Согласно п.п. 3.1.15, 3.1.19 проекта контракта документации о закупке порядок приемки поставляемых при выполнении работ товаров: товары, поставляемые при выполнении работ, подлежат приемке Заказчиком непосредственно при поступлении на объект по товарно-транспортным накладным в строгом соответствии с требованиями Технического задания и применимых государственных стандартов. К рассматриваемой части исполняемого Договора применению подлежат положения гражданского законодательства о поставке товаров для муниципальных (государственных) нужд. По требованию Заказчика Подрядчик обязан предоставить все необходимые для постановки на бухгалтерский учет документы в отношении поставляемых при выполнении работ товара.

Вместе с тем, несмотря на то, что такие товары, как «Корпус металлический настенный ЩМП-1-0», «Выключатели автоматические ВА47-29 3Р (4Р) 3А», «Переключатель ВРТ-63 1Р 2Р 3Р 4Р 16А», «Светильник светодиодный уличный», согласно документации о закупке, будут переданы Заказчику по результатам выполнения указанных работ по товарным накладным, и будут приняты к бухгалтерскому учету Заказчика, указанные товары являются используемыми при выполнении работ, без которых не может быть выполнено устройство наружного освещения.

Ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Второй довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.

В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ №99.

По смыслу п. 2(2) Постановления Правительства РФ №99 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации –
5 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование к участникам закупки наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.

Согласно п. 4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке объектом закупки (предметом закупки) является устройство наружного освещения по улицам п. Лежнево. Описание объекта закупки приведено в части II «Техническая часть. Техническое задание» документации о закупке.

На основании п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях регламентированы Сводом правил «Благоустройство территорий» СП 82.13330.2016 (далее – СП 82.13330.2016).

Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 благоустройство территории – комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что работы, указанные в документации о закупке, относятся к благоустройству территории, так как являются комплексом мероприятий по освещению, в соответствии с п. 3.2 СП 82.13330.2016.

Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 2(2) Постановления Правительства РФ №99 в документации о закупке не установлены, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ИП на действия Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на устройство наружного освещения по улицам п. Лежнево (извещение №0133600001621000005) обоснованной.

2. Установить в действиях Управления развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области нарушения ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 31, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Подписи членов Комисии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны